ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
участников мастер-класса
«ПОГОВОРИМ О ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ»
Для педагогически запущенных подростков избыток свободного времени является отрицательно заряженным или, как говорят юристы, «криминогенным» фактором, существенно влияющим на нравственный облик этой части молодежи. Поэтому понятно, какую большую роль в профилактике асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних играют различные внешкольные воспитательные учреждения, призванные развивать полезные интересы подростков, чтобы свободное время стало действительно фактором развития, а не фактором криминализации подрастающего поколения
Центр «Ровесник» (г.Петровск. Саратовская обл)
Большими возможностями в работе по преодолению школьной дезадаптации располагают учреждения дополнительного образования,предоставляющие условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации личности ребенка в процессе индивидуальной и групповой творческой деятельности. У нас в городе такие центры есть - это клуб "Ровесник", расположенные в районе двух школ города. Его посещают ребята с удовольствием, реализуют свои способности. Профилактическая работа в Центре «Ровесник» является одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности. К работе привлекаются специалисты (на основании заключенных Договоров и Соглашений о сотрудничестве), которые заинтересованы в решении проблем воспитания детей и подростков: медицинские психологи, социальные работники, инспектора ОДН, работники комитета с незаконным оборотом наркотических средств. В течение года мы организуем ток-шоу, тренинговые занятия, круглые столы, доверительные встречи, где ребята могут пообщаться со специалистами, задать им волнующие вопросы.
В начале учебного года каждый педагог составляет социальный паспорт кружка, изучает контингент воспитанников, наблюдает за поведением ребят. Исходя из проделанной работы составляется индивидуальный план работы: групповые и индивидуальные беседы, консультации по проблемным ситуациям, трениговые занятия, тестирования. Педагоги Центра работают в тесном контакте с классными руководителями ребят.
В сентябре этого года мы реализуем программу подготовки волонтеров "Я выбираю жизнь" (предупреждение распространение ПАВ среди молодежи).
Воспитательная работа планируется и ведется в разных направлениях с использованием активных форм и методов работы:
- гражданско- патриотическом,
- спортивно-оздоровительном,
- художественно- эстетическом,
- культурно-массовым,
- экологическом,
- социально-педагогическом.
Таким образом, педагогический коллектив Центра старается создать условия для интересного, содержательного, полезного организованного досуга детей и подростков, тем самым отвлечь их от улиц, дворовых компаний и предупредить асоциальное поведение в подростковой среде.
Для детей старшего дошкольного возраста в Центре работает группа раннего эстетического развития "Малышок".
Для подростков разработана программа социализации "Школа жизни", которая включает следующие подпрограммы: "Досуг", "Экология и мы", "РR- группа", "Моя Россия", реализуется программа подготовки волонтеров "Я выбираю жизнь", дополнительная образовательная программа спортивно-атлетической секции "Россы".
На основании заключенных договоров и утвержденных планов работы, мероприятия проводятся совместно:
с государственным инспектором по охране природы Курносовой Т.В.:
- экологическая акция "Живи, родник", "Стихийная свалка" (выпуск информационного листа), "Чистый город",
- конкурс исследовательских и творческих проектов "Волшебный мир воды",
- конкурс экологических проектов "Как улучшить экологию нашего города".
с комитетом по борьбе с незаконным обротом наркотических средств, инспекцией по делам несовершеннолетних:
- познавательно-информационная игра "Детектив-ленд",
- конкурс рисунков и плакатов " Мы- за здоровый образ жизни",
- районные соревнования по гиревому спорту,
- районные соревнования "Здоровое поколение",
- открытый разговор "Я имею право", "Как не стать жертвой преступления"
- тренинг "Наркотик - яд"
с ЦРБ, Центром "Семья":
- профилактическая игра "Верный путь или из Дамок в пешки",
- Ток-шоу "Береги здоровье смолоду",
- тренинги "Твой Выбор", "Мое "Я",
- акция "Молодежь против СПИДа",
- час доверительной беседы "У опасной черты", "Опасные связи", "Я и мои родители"
- игра "Кто кого? Или подросток против вредных привычек"
- круглый стол "Правила девиантного поведения",
- семейные веселые старты "Веселая спортивная семейка"
редакцией газеты "Петровские вести":
- проведение социологических опросов и мониторингов по вопросам париотического воспитания,
- мониторинг "Интересы подростков и молодежи нашего города",
- Семинар-практикум "Профессия "Репортер" : Мир вокруг меня и в этом мире я"
- фотоконкурс "Мир глазами молодежи", "Старый военный альбом",
- конкурс - защита проектов "Я люблю тебя, Родина светлая",
- конкурс учебно-исследовательских проектов юных историков и краеведов "Участники войны-наши земляки",
- смотр строя и песни "Вахта памяти"
- конкурс детского творчества "Перед памятью время бессильно"
Работа с родителями:
-индивидуальные беседы "Стили семейного воспитания", "Мир подростка", "Как помочь ребенку", "Чужие люди",
- привлечение к организации и участию в массовых мероприятиях "День именинников",
"Брейн-ринг: "Супер-деточки против супер-родителей", "семейное кафе и др.
- привлечение к управлению учреждением (работа в управляющем совете)
Печорская СОШ № 3 Псковская область
В школе создана база подростков, находящихся в "группе риска". К ним мы относим детей из неполных , многодетных, малоимущих семей. Работает "Совет профилактики правонарушений", в который входят представители из милиции, педагогического коллектива, родителей и учащихся. Мы вместе проводим беседы с детьми и их родителями, совместно ищем подходы преодоления дезадаптации. Уровень адаптации при переходе из одного уровня обучения на другой мы определяем с помощью блока психологических диагности, наблюдения, срезов знаний. В старшем звене проводится предпрофильная работа, созданы профильные классы.Кроме того, в школе созданы классы коррекционно-развивающего обучения и существует индивидуальное обучение. Такой подход обеспечивает детям особенное внимание и соответствует их умственным и физическим данным.
ОБЩИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учитель - профессия безграничная. Кем только ему не приходится быть. Но самое главное, он должен быть негласным психологом своих учеников, должен построить свою работу так, чтобы с радостью и горем к нему шёл ученик. Это тяжело, но кто-то же должен взять на себя часть детских проблем и в учёбе, в общении с одноклассниками и взрослыми. Если такой учитель рядом есть, то ученику будет легче решить свои проблемы, а нам будет легче подводить положительные итоги... Но ведь для такой работы не нужны планы, акты. Это состояние души. Так что всё зависит от Учителя! Профилактическая работа - это работа с кадрами.
Необходим анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение со стороны учеников.
Советы психолога учителям- Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.
|