Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Искусство золотой Хохломы

Данные об авторе
Автор(ы): 
Козлицкая Ирина Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 10 п. Каменский Красноармейского района, учитель начальных классов
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Цель урока: 
дать представление о «верховом письме» - росписи по металлизированному фону веток, цветов, ягод; познакомить с народным промыслом «Золотая Хохлома» и её изделиями; развивать навык работы кистью, умение сочетать цвета; воспитывать внимание, усидчивость, чувство цвета и пропорций.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
15
Используемая методическая литература: 

1.     Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.М. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе». Часть I./ Составитель Е.В.Алексеева – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

2.     Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983. – На родине золотой Хохломы (с. 23-26)/ У истоков хохломской росписи (с. 26-41)

3.     Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – Ветви одного дерева (с. 70-75)

4.     «Семёновская Хохлома». Комплект из 14-ти цветных открыток. Издательство «Планета», Москва, 1981. – Автор текста В.Барадулин. Рецензент С. Жегалова.

5.     Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учебник для профессиональных  учебных заведений. – М.: Высшая школа, 1992. – Хохломская роспись (с. 19-21)

6.     Слайд 4 – художник Ф. Ярбусова/ журнал «Мурзилка»

 

Используемое оборудование: 

ПК учителя, мультимедиа проектор, экран;

изделия с хохломской росписью – ложки;

альбомные листы – черновики;

 краски, кисти, простые карандаши;

клеёнки на партах, стаканчики для воды;

 подготовленные учителем образцы    элементов хохломской росписи - травка, кудрина, ягодка, кривуль  и т.д.;

 заготовки тонированных кругов по числу   учащихся.

 

Используемые ЦОР: 

Презентация «Искусство золотой  Хохломы»

Краткое описание: 
План урока. I. Вступление. Организационная беседа, объясняющая тему урока (10 минут). II. Основная часть урока. 1. Набросок узора в карандаше на черновиках (5-10 минут). 2. Перенос узора в цвете на тонированную заготовку круга (10 -15 минут). 3. Прорисовка деталей (7 минут). III. Итог урока. Подведение итогов, показ удачных работ. Придумывание названия выставки работ – «Ягодка-смородинка» (3 минуты).

Беседа «Искусство золотой Хохломы»

в сопровождении презентации.

Слайд 1.

Сегодня мы поговорим о богатствах земли русской, об искусстве русского народа, о вековых традициях в росписи изделий.

Слайд 2.

Посмотрите на эти прекрасные, сказочно красивые изделия: квасники, кружки, ковши и ложки. Они украшены самой известной разновидностью отечественной народной росписи по дереву – хохломской. Хохломская роспись – это удивительное искусство, сокровищница мировой культуры.

Слайд 3.

Эти деревянные изделия, словно излучающие солнечный свет, расписанные сочными узорами трав, цветов и лесных ягод, получили название хохломских от названия старинного заволжского торгового села Хохлома, что находится на территории современного Ковернинского района Нижегородской области (раньше город Горький).

 

Слайд 4.

Крестьяне приволжских деревень, ютившихся вокруг села Хохлома, издавна занимались ложкарно-посудным делом. Труд был раздельным. Одни селения вырабатывали из дерева сами предметы. Рубили поленья на чурки, что называлось – «бить баклуши». Это несложное занятие не очень уважалось, отчего и повелось говорить о тех, кто не любит себя утруждать, - «любит бить баклуши».

Из баклуш вырезали, вытачивали, выдалбливали ложки, совки, ковши и иную утварь. Готовые предметы сбывали в соседние деревни, где работали только мастера-красильщики, которые превращали белый товар в золотой, расписной.

Чтобы изделие стало гладким, его покрывали жидким слоем глины, закрывающей все поры дерева. Для крепости изделие несколько раз покрывали олифой с порошком алюминия (раньше – серебра). И дерево как бы исчезало, изделие напоминало металлическое. Теперь оно готово для росписи.

 

Слайд 5.

Расписываются изделия масляными красками кисточками, которые изготовляют сами мастера из хвоста белки. Кисти эти особенные: они упруги, эластичны, позволяют наносить и очень тонкие линии, и мазочки, и широкие, сочные мазки.

Быстро, еле касаясь, ведёт мастер рисунок мягкой кистью. И с кончика её словно стекает изящный, чёткий орнамент. Вьётся травка по поверхности, как хмель обвивает весь предмет. Это самый старинный и самый излюбленный узор. Так он и называется – ТРАВКА.

Слайд 6.

Центральную линию-завиток мастера называют КРИВУЛЬ. На нём располагается самый крупный элемент рисунка – ЦВЕТОК, затем листья, ягоды.

 

Слайд 7.

А потом идёт РАЗЖИВКА – травка (травные приписки), мелкие ягодки, штрихи.

 

Слайд 8.

Есть и другой традиционный рисунок – КУДРИНА, крупные упругие завитки, гибкие ветки.

 

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся. Попробуй, сумей-ка!

А где-то кудрины по чёрному полю

Мерцают, как звёзды, в небесном раздолье.

Ещё характерен для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.

                                                          (И. Кадухина)

 

Слайд 9.

Колорит хохломской росписи строится на сочетании золота с чёрным и красным цветом. Именно эти два цвета, не изменяясь и не тускнея, выдерживают жар хохломских печей. Ведь после росписи вещи покрывают лаком и закаляют в печах. Сейчас – в электрических, а раньше – в обычной русской печи. От высокой температуры лак желтеет, а просвечивающий сквозь него алюминиевый порошок становится «золотым».

Слайд 10.

Теперь уже изделие не боится ни жары, ни холода, не уступает в прочности ни золотым блюдам, ни серебряным. Нарядное, оно вносит в дом радость и уют.

Слайд 11.

Поэт Виктор Боков так сказал о своей любви к искусству золотой Хохломы:

…Как я люблю хохломское искусство!

Ложки и те у меня хохломские.

К ним у меня постоянное чувство,

С детства они мне родные, родные!..

Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни.

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

 

Основная часть урока.

- Давайте мы с вами представим себя народными умельцами-художниками, а наш класс станет мастерской по росписи посуды. Сегодня мы будем расписывать блюда.

По краю тарелки нанесём орнамент из ягодок смородины и травок, чередуя их. Получается простой замкнутый узор в полосе. Кайма в карандаше готова.

Теперь нарисуем ягодно - цветочную или цветочную композицию в центре нашего изделия-тарелки. Набросаем веточку, трёхпалый зубчатый лист смородины и, наконец, цветок и ягодки, подрисуем кудрины и травки.

Набросок на черновом круге готов. Приступаем к работе в цвете. Общий фон у нас ярко-жёлтого цвета. Для росписи будем использовать красную и чёрную краски.

Чтобы краски не смешивались, даём им высохнуть. Прорисовываем мелкие детали.

Узор готов. Давайте полюбуемся на нашу тарелку. Как бы нам её назвать? Может, «Ягодка – смородинка»? Предложите своё название.

- Все ребята молодцы, все умельцы!

 

Прикрепленный файл Размер
Искусство золотой Хохломы.ppt 613 Кбайт
Выставка работ.jpg 83.96 Кбайт
Образец 1.jpg 20.37 Кбайт
Образец 2.jpg 12 Кбайт
Образец 3.jpg 26.8 Кбайт

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн