Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.
Submitted by Вера Трофимовна Ульман on Sat, 19/12/2009 - 10:22
Тема:Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель:ознакомление с соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и их возможным несоответствием в безударном слоге; выяснение необходимости проверки гласных звуков в слабой позиции и особенностей проверочного слова (гласный звук в сильной позиции);
Задачи:совершенствовать словарь учащихся, воспитывать зрительное и слуховое внимание к слову;
развиватьмышление учащихся,способность выводить правило из ряда фактов;
воспитывать трудолюбие.
Методы:
По источнику знаний:словесный (объяснение); наглядный (демонстрация презентации, работа по ленте букв); практический (работа с учебником, выполнение тестового задания).
По степени самостоятельности учащихся:учебная работа под руководством учителя, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование:персональный компьютер учителя, мультимедиа проектор, экран, сигнальные блокноты у детей;
презентация «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах»;
учебники «Русский язык, часть 1. 2 класс». Автор: Рамзаева Т. Г.;
тест «Безударные гласные» (на основе шаблона Д.Иванова).
Ход урока.
1. Организация класса (слайд 2).
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять –
Буду грамотно писать.
2. Чистописание (слайд 3), работа со словарными словами.
Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Эта буква находится в словах:
Бабочка
Индюк
Трактор
Лягушка
Телефон ( )
Она обозначает гласный звук [а], а также обозначает мягкость согласных звуков. Какая это буква? (Буква я). Какое словарное слово на эту букву вы знаете? (ягода).Самостоятельно пропишите в тетрадях по образцу букву и слово.
(слайд 4)
Игра «Отгадай слово по первым буквам».
- Отгадайте новое словарное слово, если правильно назовёте первые буквы в этих словах.(Дети называют слово и первую букву в нём, учитель открывает буквы – двойной щелчок мышкой по рисункам).
- Какое же слово можно собрать из этих букв? Проверим по стрелкам. (БЕРЁЗА)
- Что обозначает это слово? (Дерево; лиственное дерево; дерево с белой корой).
(слайд 5)
- Какую букву надо запомнить в слове берёза? Запишите новое слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Мудрая сова подсказывает нам, что слово берёза образовалось от славянскогобер – «светлый, ясный, белый». Дерево названо по белому цвету коры.
- Берёзу издавна считают символом России. Берёзу часто можно увидеть на картинах русских художников, ей посвящали стихи и песни. Давайте запишем одно предложение из песни: Во поле берёза стояла. (Ученик комментируют запись).Подчеркните в этом предложении главные члены.
4.Физкультминутка.
А мы отправимся в берёзовую рощу полюбоваться прекрасными красавицами берёзками (слайд 6). Смотрите, смотрите, тучка появилась, сейчас дождь начнётся. Да нет, тучка поплыла дальше, а на небе засияло солнышко. Улыбается оно, знает, что ему все рады – и цветы, и насекомые, и зайчики, и мы. Попробуем показать, как бабочка летает (встали, помахали руками). Пожужжим, как шмель, попрыгаем, как зайчики, улыбнёмся друг другу, как солнышко (все садятся).
а) Повторение по ленте букв: назовите гласные звуки. Сколько их? (6). А сколько букв, которые обозначают эти гласные звуки? Почему такая разница?
Какие гласные звуки называются ударными, какие – безударными? Назовите слова с безударной гласной в предложении, которое мы записали.
б) Сегодня на уроке мы продолжим разговор об ударных и безударных гласных.
6. «Открытие» детьми новых знаний.
а)Посмотрите, пожалуйста, на экран (слайд 7). Кого вы видите, назовите это слово (сова). Какие гласные звуки мы слышим? Какой звук гласный, какой безударный? Какой буквой мы обозначим безударный гласный звук? Как это проверить и доказать? Обратите внимание на экран. Что изменилось? Как мы теперь скажем? (совы). Какой вывод вы можете сделать сами? Как изменили слово? Что помогло вам ясно услышать второй звук в слове? (ударение).
Понаблюдаем ещё раз за безударными гласными звуками (слайд 8). В слове грибы мы сомневаемся, какой буквой на письме обозначить безударный гласный звук. Для того, чтобы проверить безударный гласный звук, изменим слово так, чтобы безударный звук стал ударным – гриб. Значит, и в слове грибы мы тоже будем писать букву и.
б)Беседа о безударных гласных.
В ударном слоге гласный произносится в 2 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо. Если представить себе, что слово – это поезд, то безударные слоги – это маленькие вагончики, а ударный – большой длинный вагон.
Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и правильно пишут.
А как быть бедняжкам - безударным? Они очень обижены.
Помогите им, друзья, поставьте их под ударение, и бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучат, что правильно написать их уже не составит большого труда. Только не забудьте при этом изменить слово
в)На сигнальных блокнотах показать, какую букву в словах нужно вставить (слайд 9).
ст . на
з . ма
ч . сы
тр . ва
к . за
д . жди
гр .бы
. кно
7. Первичное закрепление.
Откроем учебники на стр. 105 и прочитаем правило о безударных гласных.
Для закрепления выполним с комментированием упражнение 183, но вначале дадим нашим глазам отдых (слайды 10, 11) – разминка для глаз.
8. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов деятельности.
а) (слайд 12) О чём мы говорили на уроке? Что нового узнали? Как проверить бездарный звук в слове? Где будете использовать это правило?
б) Чтобы каждый из вас смог сам оценить результаты своей деятельности на уроке, выполните, пожалуйста, тест на ваших компьютерах «Безударные гласные» (Так как времени остаётся немного, то заданий в тесте даётся немного).
в) Домашнее задание - упр. 184, правило на стр. 105.
Уважаемая Вера Трофимовна, спасибо за план -конспект. Практически ничего не надо переделывать. Вы тоже применяли опыт коллеги (частично) и поэтому писали в информационных ресурсах её презентацию,да? У нас тоже спор идет по этому поводу: не является ли это плагиаторством?С уважением С.Н.
Здравствуйте Светлана Николаевна. На тему плагиаторства много споров, но я считаю, что если я переняла (хоть и частично) чей-то опыт (даже нескольких людей), добавила свой материал, и честно об этом говорю, то здесь никакого криминала нет. Хотя у каждого есть своё мнение по этому поводу. Спасибо за комментарий.
Размещено Tue, 29/12/2009 - 13:10 пользователем Ирина Владимировна Козлицкая (Редихина).
Абсолютно согласна с Верой Трофимовной. Ни для кого не секрет, что все мы используем чьи-то готовые материалы, перерабатываем их и дополняем. В результате получается уже совсем другое творение. Часто лучшее, а в большинстве случаев - наиболее подходящее для конкретного учебника, программы, плана. Главное - не забыть об авторских правах и указать все источники информации.
На: Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных
На: Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных
Здравствуйте Светлана Николаевна. На тему плагиаторства много споров, но я считаю, что если я переняла (хоть и частично) чей-то опыт (даже нескольких людей), добавила свой материал, и честно об этом говорю, то здесь никакого криминала нет. Хотя у каждого есть своё мнение по этому поводу. Спасибо за комментарий.
На: Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных
Абсолютно согласна с Верой Трофимовной. Ни для кого не секрет, что все мы используем чьи-то готовые материалы, перерабатываем их и дополняем. В результате получается уже совсем другое творение. Часто лучшее, а в большинстве случаев - наиболее подходящее для конкретного учебника, программы, плана. Главное - не забыть об авторских правах и указать все источники информации.
Ирина Владимировна