- Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
- Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
- Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Описание: дети разделены и сидят тремя группами. И урок проходит как форум.
1.Организационный момент.
Погружение в путешествие
Ребята, вы сегодня будете работать тремя группами. В конце урока активные участники получат отметки, которые вы сами себе и выставите. В интернете работает лесной форум Гринпис России. А что это за «зверь» такой – Гринпис? Гринпис - основанная в 1971г. независимая международная общественная организация, ставящая целью сохранение окружающей среды. И мы сегодня, работая в группах, будем своего рода детской природоохранной комиссией, и должны будем ответить на один очень каверзный вопрос. Какой? – спросите вы. Скажу чуть позже. Перед тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний».
2. Проверка домашнего задания
А). Заполните схему:СЛАЙД 1
ПОЧВА
схема состава почвы
Б). Найдите ошибки в тексте: (по очереди каждой команде)СЛАЙД 2
Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
В). Выбери правильное утверждение: (показать номер правильного цифрой)СЛАЙД 3
-Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
-Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
-Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
3. Сообщение темы и целей урока.
Придвиньте ваши стулья поближе к вашим спинкам, прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Мы с вами немного попутешествуем, а куда, вы мне скажите, после того как прекратятся звуки, вы откройте глаза, и скажите, где кто из вас побывал за момент погружения. СЛАЙД 4
( учитель включает файл звуки леса) (Звуки прекращаются).
- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?
Учащиеся:
- В лесу, возле ручья…
- А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?
Учащиеся:
- Щебет птиц, журчание ручья
Сегодняшний наш урок – урок-заседание. В результате его работы мы должны ответить вот на какой каверзный вопрос: что же нужно для благоприятного существования леса как природного сообщества.
Здравствуй, вольная природа
Лес - великая страна!
Удивительным народом
Та страна населена.
4. Актуализация опорных знаний. Растительный мир лесов.
- Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?
Учащиеся:
- Сообща что–то, вместе…
- Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.
СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе
(толковый словарь Ожегова)
- Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
- А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)
- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания (по 1 загадке каждой команде) СЛАЙД 5
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. ( Деревья, кустарники, травы.)
- А что же растет на самой земле? ( Лишайники и мхи.)
-Итак, Ярусы, или этажи леса: деревья, кустарники, травы СЛАЙД 6
-Посмотрите в Вашей тетради на с.55 таблица:СЛАЙД 7
-Работу выполняем в группе. Кому нужна помощь – помогаем.
Ярусы леса
Деревья
Кустарники
Травы
….
….
….
- Какие деревья расположились в верхнем ярусе? ( Ели, сосны, березы, осины и т. д.) (1 команда)
- В среднем ярусе? ( Малина, сирень, шиповник, калина и т. д.) (2 команда)
- Что растет в нижнем ярусе? (Клевер, подорожник, земляника, ромашка и т. д.) (3 команда)
- Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами? Думаю, если вы вспомните, как мама весной, формируя клумбу, более высокие цветы сажает по центру клумбы, а более низкие – по краям, то сможете ответить на данный вопрос. (Ярусность - это приспособление к более полному использованию солнечного света для фотосинтеза).
Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений.
Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу своё место.
5. Физкультминутка
У оленя дом большой.
Он глядит в свое оконце-
Зайка по лесу бежит,
В дверь его стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне скорей давай!»
6. Животный мир лесов
- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)
- Ученые называют это лесной подстилкой. Год за годом опадают листья, засыхает трава. Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев? (Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.) А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)
- А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)
Один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером звучит так «Всё связано со всем» (на экране слайд: « ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ»)СЛАЙД 8
- Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.)
- А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)
- А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)
- Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)
- Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет. Как вы это объясните?
- Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.СЛАЙД 9
-У вас на партах выдержка из научной статьи «Животные НСО».
Животный мир НСО
Фауна Новосибирской области в целом напоминает фауну Средней и Северной Европы, однако есть и существенные отличия. На территории области таежная и степная зоны находятся всего лишь в двухстах километрах друг от друга, поэтому здесь, отделенные сравнительно небольшим пространством, встречаются как чисто северные, таежные виды, так и вполне южные.
На севере, в лесных районах, обитают медведь, северный олень, лось, рысь, косуля, росомаха, выдра, бобр, белка, колонок, горностай. В лесостепной зоне водятся волк, лисица-корсак, горностай, ласка, тушканчик, заяц-беляк, заяц-русак. По берегам мелких лесных речек севера области селятся самые крупные грызуны страны — бобры. Гадюка обыкновенная — единственная ядовитая змея Западной Сибири. Ее укус очень неприятен, болезнен, но, как правило, не смертелен. В лесах области обитают около 300 видов птиц. Распространены рябчик, тетерев, глухарь. В лесах и по берегам рек обитают лягушки, ящерицы.
На территории Новосибирской области обитает около 80 видов млекопитающих. Среди них много мелких животных: землеройки, мыши, полевки, хомяки, суслики, кроты. В почве так же живут разного рода жуки, черви, насекомые.
Самый крупный хищник Южной Сибири бурый медведь, длина его тела бывает около двух метров. В пределах области медведи встречаются в северных лесах и лесах Салаирского кряжа. Питаются эти звери, в основном, растительной пищей, не брезгуют падалью, иногда нападают на крупных животных, в том числе на домашний скот. Зимой медведи залегают в спячку.
Единственная дикая кошка наших лесов - рысь. Рысь охотится на различных животных, но ее любимая добыча - зайцы.
Ознакомьтесь с ней и ответьте на вопросы:
- Какие животные встречаются в лесах нашего края? (1 команда)
- А какие обитают в почве? (2 команда)
- Назовите самого крупного хищника, населяющего леса НСО и единственную дикую кошку, живущую в наших лесах (3 команда)
7. Электронная физминутка для глаз.СЛАЙД 10(если картинка мигает – и вы мигаете глазками)
СЛАЙД 11
- Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях (по 1 каждая команда)
- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
- Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)
- Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(Грибы.)
(Показать муляжи грибов.)
- Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)
- Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?»
- Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)
8. Проверочный тест.СЛАЙД 12
--А сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Он на экране и у вас на карточках. Правильные утверждения отметьте знаком «+», а не верные - знаком «-».
Тест
1.Растения в лесу растут ярусами.
2.Животные делят ярусы между собой.
3.На деревьях обитают кроты и землеройки.
4.Грибы помогают расти деревьям.
5.Лось – хищник.
6.Под действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает.
7.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
8.В лесу необходимо сохранение экологического равновесия.
-Поменяйтесь работами с соседом и поставьте оценку, руководствуясь следующими критериями: 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3, 4 и более, к сожалению, - 2. Но таких, я надеюсь, не будет. Ну и, конечно, без ошибок – пятёрка.
9. Лес и человек
«Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.
- Так ли это? Кто может уничтожить лес?
(Дети приходят к выводу, что человек).СЛАЙД 13
- Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?
-О чём рассказали знаки. Подпиши пиктограммы.
- К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса! СЛАЙД 14 И 15
10. Подведение итогов урока
Вы очень хорошо работали! Какие же оценки получили участники секций? (ответы)СЛАЙД 16 И в награду я открою вам секрет, что в данной презентации использованы фото лесов нашего Венгерова и расскажу Вам сказку. Любите сказки?
--Послушайте сказку Ю.Дмитриева «Что такое лес?» (электронная версия сказки не моя. К сожаление имени автора не помню. Извините.)
--Понравилась вам сказка?
--Что вы из нее узнали о лесе?
- Почему называют лес – природным сообществом?
- Что произойдет, если исчезнет какой – либо вид растений, животных, птиц, насекомых?
- Как нужно обращаться и вести себя в природе?
Решение детской природоохранной комиссии:
Для благоприятного существования леса как природного сообщества важно то, что растения растут ярусами, которые делят между собой все животные леса, наличие грибов и микроорганизмов в лесной подстилке, а также сохранение экологического равновесия.
Размещено Fri, 05/02/2010 - 11:57 пользователем Ольга Евгеньевна Шилова.
Замечательный урок. Очень большой объём материала, разнообразных видов работ.Понравилась организация групповой работы на уроке, использование здоровьесберегающих технологий при проведений минутки релаксации в начале урока, физкультминутки и гимнастики для глаз. Но не слишком ли много работы со слайдами?
Урок очень интересный .Очень хорошая подборка материала.Учитель применяет разные формы работы с детьми.Проблема, поставленная учителем на уроке, реализуется через предложенные задания.Учитель опирается на жизненный опыт детей, их наблюдения, мысли и чувства.Чувствуется что у Вас сильный класс,так как на одном уроке выдаётся очень большой объём материала, дети подводят итоги и делают выводы.
Размещено Fri, 05/02/2010 - 12:06 пользователем Любовь Анатольевна Густелёва.
Урок замечательный. Структура методически грамотно выстроена. Яркий вход в тему (музыка леса). А вот вопрос по теме я бы попросила сформулировать детей, а не давать самой. Большой плюс преподавателю - акцент на экологические проблемы леса. Урок здоровье сберегающий, много физкульт минуток. Я бы включила в урок работу детей с дополнительной литературой (энциклопедия, художественная литература). Мое мнение, что весь запланированный материал можно реализовать только с быстрым темпом проведения урока. Молодец.
Размещено чт, 26/01/2012 - 21:05 пользователем Ольга Николаевна Зунникова.
Уважаемая Любовь Семёновна, большое спасибо за урок. Сейчас достаточно трудно конструировать уроки в связи с требованиями ФГОС, основой которого является деятельностный подход - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в прцессе учебно-познавательной деятельности. Учитель при таком подходе создаёт условия.
На: Лес - природное сообщество (4 класс)
Замечательный урок. Очень большой объём материала, разнообразных видов работ.Понравилась организация групповой работы на уроке, использование здоровьесберегающих технологий при проведений минутки релаксации в начале урока, физкультминутки и гимнастики для глаз. Но не слишком ли много работы со слайдами?
На: Лес - природное сообщество (4 класс)
Урок очень интересный .Очень хорошая подборка материала.Учитель применяет разные формы работы с детьми.Проблема, поставленная учителем на уроке, реализуется через предложенные задания.Учитель опирается на жизненный опыт детей, их наблюдения, мысли и чувства.Чувствуется что у Вас сильный класс,так как на одном уроке выдаётся очень большой объём материала, дети подводят итоги и делают выводы.
Спасибо большое за урок!
На: Лес - природное сообщество (4 класс)
С уважением Густелева Любовь Анатольевна!
На: Лес - природное сообщество (4 класс)
Уважаемая Любовь Семёновна, большое спасибо за урок. Сейчас достаточно трудно конструировать уроки в связи с требованиями ФГОС, основой которого является деятельностный подход - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в прцессе учебно-познавательной деятельности. Учитель при таком подходе создаёт условия.