Размещено: Александра Анатольевна Шейко - ср, 16/12/2009 - 12:05
ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО
И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Вопросы для изучения :
Психология в системе гуманитарного и естественно-научного знания.
История становления и дифференциации науки.
Предмет психологии. Признаки психических явлений.
Основные направления классической и современной психологии.
Методы психологических исследований.
Психология - наука, изучающая возникновение, содержание и функционирование человеческой психики. Слово "психология" в переводе на русский язык означает буквально "наука о душе"
Перечень вопросов в начале каждой темы отражает ее содержание, но не всегда соответствует порядку изложения.
Психология исторически формировалась как один из разделов философии. Представления о предмете психологии как науки о душе впервые были сформулированы в античной философии. Античными авторами были выдвинуты принципиальные положения об активности души (Фалес), о роли противоположностей в психической жизни (Гераклит). В учениях Демокрита и Платона были представлены две противоположные точки зрения на происхождение души и способности последней к познанию окружающего мира. ПоДемокриту, душа состоит из самых подвижных атомов, поэтому ей по самойсвоей природе присуще движение. Согласно Платону, душа есть некая особая, нематериальная сущность, невидимая часть всеобщей мировой души.
Иное решение вопроса о природе души было предложено Аристотелем.Его не устраивала концепция души как некого тела, не обладающего бессмертием, а также точка зрения на душу как некую бестелесную сущность,находящуюся в постоянном круговороте вселений в новое тело после смертипредыдущего. Он понимал под душой своего рода форму тела, совокупность наиболее существенных функций живого тела. Рост, питание и размножениеявляются важнейшими функциями живого тела. Они есть не только у человека, но свойственны также растениям и животным - это "растительная душа". Такие психические функции, как ощущения, восприятие, память, аффекты, присущи только человеку и животным - это "животная душа". После смертиэти функции прекращаются. К психическим функциям, свойственным толькочеловеку, Аристотель относил разум и волю. Эти функции представляют собой проявление божественной воли в человеке, составляют сущность "разумной души", и поэтому они бессмертны. (Учение о душе следует рассматривать как необходимый этап в развитии психологии, так как "душа" выступала неким объяснительным понятием для разнообразных состояний человеческих психики и поведения.)
Первым, кто разграничил собственно психические и прочие процессы, происходящие в организме, был Р. Декарт. Его подход к решению психофизической проблемы состоял в следующем: психические процессы человекосознает, физиологические - нет. Работа тела подобна работе машины, подчиняющейся материальным законам и не нуждающейся во вмешательствекаких-либо особых функций души.
Окончательное оформление психологии как самостоятельной науки произошло в серединеXIXв. под влиянием идей европейского рационализманового времени. Объектом психологии стало индивидуальное сознание человека, которое рассматривается во всем его многообразии.
Таким образом, психологию следует рассматривать как науку о закономерностях возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека в частности. В круг проблем, рассматриваемых психологией,входят: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) свойстваличности; 4) эмоционально-волевые процессы; 5) способы взаимоотношениймежду людьми; 6) виды и способы осуществления различного рода деятельности; 7) взаимозависимость сознательных и бессознательных процессов.
Следовательно, предметная область психологии - вся совокупность психических реакций и комплексов личности в их взаимосвязи с поведением во внешнем мире.
Родоначальником экспериментальной психологии считается ВильгельмВундт (1832-1920). А 1879 год - год основания Вундтом психологической лаборатории при Лейпцигском университете - традиционно считается годом рождения научной психологии. Вундт отождествлял понятия "психика" и"сознание". Подход Вундта называют структуралистским, так как по егомнению, психология является наукой о структурах сознания, поскольку раскрыть суть явления, в том числе и психического, можно только проанализировав составляющие его простейшие элементы. Задачей своей лаборатории Вундт считал выявление и описание составляющих сознание простейших структур. По мнению структуралистов, основным материалом сознания служат ощущения, образы и чувства, которые нужно детально описать. Метод описания - экспериментальная интроспекция (специально подготовленного испытуемого просят описать, что он чувствует в той или иной смоделированной ситуации).
С 1881 г. американский психолог Уильям Джемс (1842-1910) сталиспользовать другой подход к анализу психики. Его группа (Энджелл, Холл,Дьюи) опиралась в своих исследованиях на следующий методологический принцип: сознательная жизнь - это непрерывный поток, а не ряд дискретныхэлементов. Проблема состоит не в том, чтобы определить структуру сознания, а в том, чтобы понять его функции и роль в выживании индивидуума (так называемый функционализм). Каждый день, с рождения и до смерти, человек осваивает какие-то способы действия, повторяет их либо видоизменяет - в зависимости от ситуации. Таким образом, основная проблема психологии - изучение протекания и механизмов адаптации, процессов научения- и их осознания. Функционалисты, как и структуралисты, предпочитаютметод интроспекции (описание самим испытуемым того, как постепенно происходит осознание той активности, которая им осуществляется).
Однако кроме того, что внутренне переживается и непосредственно осознается сознанием, существует целый ряд других форм проявления психики, которые позже были выделены и включены в круг рассмотрения психологии. Во-первых, это факты поведения: в психологии происходит осознание того, что психика формируется и проявляется в деятельности. Во-вторых,это способы и особенности взаимоотношений и взаимодействия людей: психология признает, что субъективные психические явления возникают и развиваются в объективной системе отношений с другими людьми, обусловливаются факторами культуры. В-третьих, это такие компоненты внутренней психической жизни субъекта, которые непереводимы на язык сознания: психология изучает бессознательные мотивы и установки личности и способыих проявления. В-четвертых, психология изучает физиологические нейрогуморальные механизмы как основу протекания как осознаваемых, так и неосознаваемых психических процессов.
Таким образом, современная психология - это наука, изучающая психические явления, процессы и психическую деятельность как особенный видреальности в ее специфических характеристиках, в системе наиболее общихпсихологических категорий - образа, мотива, действия, психосоциального отношения и др. Психология исходит из того, что как осознаваемые, так и неосознаваемые психические явления реализуются посредством физиологических механизмов, но протекают по собственным законам.
Что такое "психическое явление"?
Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство психических явлений - ихнепосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувствуем, мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим. Психические явления не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются; мы одновременно осуществляем свою психическую деятельность и осознаем ее. Эта уникальная особенность психических явлений предопределила особенность науки, которая их изучает. В психологии объект и субъект познаниясливаются.
Признаки психических явлений:
1.Объектность.Содержание психического явления и механизм его протекания отнесены к разным объектам: к предмету или к органу. Любые внешние характеристики объекта воспринимаются как характеристики объекта, а не как свойства обеспечивающей физиологической системы.
2.Самостоятельность существования.Любое психическое состояние связано с изменением состояния организма. Но эта связь не однозначна, не
универсальна.
3.Идеальность.Психические процессы несводимы к физиологической форме их протекания. Идеальные образы реальных предметов и явлений не совпадают с материальной формой их воплощения.
4.Субъективность.Содержание и форма существования психического
явления индивидуальны, связаны с личным опытом и психофизиологическим состоянием субъекта.
5. Недоступность прямому чувственному наблюдению. Любой психологический процесс может быть описан в системе понятий отношений личности с внешним миром и в системе понятий, описывающих физиологические процессы, но все итоговые характеристики психических явлений относятся к внешним объектам, а не к обеспечивающим системам. Во всех случаях психических процессов содержание, структура, динамика изменений не выводятся однозначно ни из воздействия внешней среды, ни из физиологических особенностей организма.
Необходимо отметить, что вопрос о предмете психологии на сегодняшний день не является однозначно решенным, напротив, остается во многом дискуссионным. Представители различных направлений и школ современной психологической науки (бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, генетической психологии, ассоциативной психологии, когнитивнойпсихологии, гуманистической психологии и др.) трактуют его в зависимостиот тех целей и задач, которые представляются наиболее важными в рамкахданного конкретного подхода, что не исключает, разумеется, попыток совместить различные подходы. Поэтому логично рассмотреть основные направления современной психологии, чтобы понять их общую направленностьи различие подходов к предмету науки и методам исследования.
Основные направления в психологии
Психология как наука занимает двойственное положение и может относиться как к гуманитарному, так и естественно-научному знанию. При рассмотрении внутренней структуры психологического знания стоит выделитькогнитивное направление, исследующее в основном содержание и формы познавательной психической деятельности; поведенческое направление, концентрирующееся на содержании и мотивациях деятельности; глубинную психологию, изучающую бессознательное во всех его проявлениях; гуманистическую психологию, изучающую взаимосвязь социокультурных условийжизни человека и его психологии и поведения. Естественно, данная систематизация не является полной, но позволяет получить представление об основных направлениях и школах в психологии.
Когнитивное направление.Согласно основным идеям когнитивнойпсихологии, решающую роль в поведении человека играют интеллектуальные и мыслительные процессы. Поэтому главной задачей психологии является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний.
В теории Дж. Келли утверждается, что любое событие, происходящее слюбым человеком, открыто для многократного интерпретирования. Поэтому он считает необходимым отказаться от концепции мотивации в объяснении поведения человека. Единственной и достаточной причиной мотивации людей является сам факт жизни и вытекающее из этого факта желание прогнозировать будущие события. Человек рассматривается как исследователь, ученый.Из этого следует, что: 1) люди, как правило, ориентируются на будущее; 2) активно формируют представление о своем окружении, а не просто пассивно реагируют на него; 3) ни прошлые, ни настоящие события не являются определяющими в поведении человека, а он сам, как правило, контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов (при условии, что он не предпочтет обратное).
Основной постулат, выдвигаемый Дж. Келли, заключается в утверждении того, что поведение человека (его мысли и поступки) направлено на прогноз событий. Действия субъекта определяются тем, как он прогнозирует будущие события. В результате диапазон поведения зависит от личностныхконструктов,т. е. моделей и систем, при помощи которых происходит восприятие мира. Для каждого человека эти системы носят уникальный характер.
Личностный конструкт формируется благодаря когнитивным процессам анализа сходства и различия. Он состоит из трех элементов. Два элемента должны быть похожи друг на друга, они образуют эмерджентный полюс, или полюс сходства. Третий элемент должен отличаться от первых двух, он образует имплицитный полюс, или полюс контраста. С использованием концепции личностного конструкта делается попытка объяснить, как люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения различия и сходства. Выделяются три основных типа конструктов: 1) упредителъный конструкт - тип конструкта, который стандартизирует ("упреждает") свои элементы, чтобы они были исключительно в его диапазоне, что попадает в одну классификацию, исключается из другой; 2) констелляторныйконструкт -тип конструкта, который позволяет его элементам принадлежать одновременно другим сферам, при этом элементы идентифицированы особым образом и фиксированы (стереотипное мышление); 3) предполагающий конструкт - тип конструкта, который позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир.
Люди разделяются на когнитивно сложных (тех кто: 1) имеет конструктнуюсистему, содержащую четко дифференцированные конструкты; 2) может четко отличать себя от других; 3) способен прогнозировать поведение других; 4) рассматривает других по многим категориям) и когнитивно простых (тех кто: 1) имеет конструктную систему, в которой неясны различия между конструктами; 2) затрудняется отличать себя от других; 3) не способен прогнозировать поведение других; 4) рассматривает других по небольшому числу категорий).
Выбор модели поведения определяется как безопасный при использовании конструкта определения (на основе прошлого опыта) либо как рискпри использовании конструкта расширения. Последний позволяет с большейвероятностью расширить понимание событий человеком, вместе с тем, он увеличивает диапазон прогностических ошибок.
Теория личностных конструктов утверждает, что человек одновременно является и свободным, и зависимым от своего собственного поведения. Свобода проявляется в выборе решений и интерпретации событий, зависимость - в следовании ранее выработанным конструктам. Сделав выбор, человек перестает быть свободным. С другой стороны, это не окончательная, рази навсегда закрепленная, модель поведения. Субъект может интерпретировать ситуацию с других позиций, тем самым снова получив свободу выбора.
В началеXXв. группа немецких психологов, так называемая вюрцбургскаяшкола, представителями которой были О. Кюльпе, А. Майер,А. Мессер, впервые сделала мышление предметом специального экспериментального исследования. Испытуемые должны были сообщать не о качестве воздействующих раздражителей, а о мыслительной деятельности, вызываемой раздражителями. Ставилась задача - найти особые элементы мышления, определить и классифицировать их. Изучалась также динамика мышления. Был сделан вывод о том, что "переживание отношений" является основным элементом мышления, причем эти отношения лишены чувственно-наглядного характера. Мышление отделялось от чувственной ступени познания. Предлагалась следующая классификация мыслей: 1) осознание правила; 2) осознание отношений между идеями и понятиями; 3) комплексные воспоминания. Работы ученых вюрцбургской школы заложили основы для разделения умственной деятельности и процесса мышления. В предмет психологии были введены новые элементы - осознание значений и отношений.
Ассоциативная психология.Это направление развивалось в рамках когнитивной психологии. В ней представления об универсальных закономерностях психической жизни человека связывались с принципом ассоциаций, т. е. образованием и актуализацией связей между представлениями("идеями"). Данное направление получило широкое распространение вXVII—XVIIIвв. Был сформулирован основной закон ассоциаций: ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется. Выделялось четыре вида ассоциаций: 1) по сходству; 2) по контрасту; 3) по близости во времени или впространстве;4) по отношению причинности.
В работах Дж. С. Милля, Д. Милля, А. Бэна (XIXв.) ассоциация признавалась основной структурной единицей психического. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, активности. Ощущения и их копии (простые идеи) рассматривались как единственная реальность. Сложные образования сознания принимались за ассоциацию идей. Содержание мышления сводилось к характеристике элементарных явлений - простых идей и их разнообразных отношений. Задачей психологии стало выяснение отношений между простыми идеями и определение законов ассоциаций, по которым сложные идеи создаются из простых.Предполагалось, что сложные идеи, хотя они и возникают путем абстракции и обобщения, остаются для сознания суммой простых идей, меняется лишьих группировка и не происходит никакого обогащения или углубления познания.
Вопрос о репродукции идей был одним из основных вопросов ассоциативной теории. Считалось, что движение мысли зависит от того, какие идеи и в каком порядке будут репродуцироваться из запасов памяти.
Все проявления умственной деятельности сводились к "первичным"свойствам ума: сознанию разницы, сознанию сходства и удержанию (памяти). Действие этих свойств происходит совместно. В каждом акте познания сопоставляются два явления и познаются их отношения. Процесс отождествления, подразумеваемый сходством, служит средством умственного воспроизведения или репродукции в форме идей прошлых и исчезнувших ощущений. Условиями, способствующими мышлению, являются повторяемость и внимание. Первичных свойств ума оказывается достаточно для выполнения мыслительной деятельности.
В основе ума лежат законы ассоциации по сходству и смежности. Закону по смежности подчинены память, привычки, приобретенные качества. Благодаря ассоциации по смежности ум воссоединяет идеи действий с идеями ощущений и чувств. Ассоциации по сходству опираются на процесс отождествления. На них основываются следующие мыслительные действия:1) классификация, обобщение понятий; 2) индукция, посредством которойполучают суждения; 3) дедукция, под которой понимается вывод, исходящийиз общего положения, представляющего собой упрощенное и сведенное в одну формулу положение.
Гештальтпсихология.Новый подход к изучению психики был представлен в работах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Дункера. Центральным положением данной школы, получившей название "гештальтпсихология", былопризнание первичным и главным содержанием всякого психического процесса некоторых целостных образований - конфигураций, форм, или "гештальтов", а не отдельных элементов - ощущений. Главным объектом экспериментального изучения было восприятие. Анализировались факты, помогающие восприятию "гештальтов" (сходство элементов, "стремление" к хорошей фигуре). В рамках этого направления был сформулирован один из основных законов восприятия - закон "прегнантности ", т. е. стремление к хорошей форме (симметричной, замкнутой и т. п.).
Гештальтпсихология пыталась реализовать монистический, целостныйподход к объяснению психических явлений. Исследования в области интеллекта человекообразных обезьян привели к появлению критерия, по которому интеллектуальное поведение отличается от других форм поведения (навыка, инстинкта). В качестве этого критерия был выдвинут принцип структурности -возникновения всего решения в целом в соответствии со структурой поля. Основное внимание уделялось продуктивной природе подлинного мышления.
Продуктивную сущность мышления представители гештальтпсихологии видели в возникновении в мышлении нового качества, не сводимого ккачествам отдельных его элементов. Оно обозначается как новый гештальт или новая структура. Характерным для мышления является момент усмотрения этого нового качества (структуры). Это усмотрение происходит внезапно и обозначается термином "Insight". Однако важен не сам по себе факт внезапности решения, а объяснение того, почему решение наступает внезапно. Внезапность решения основывается на усмотрении структуры в проблемнойситуации. Не субъект в процессе познания обнаруживает сущность, а онасама себя обнаруживает.
Был сделан вывод о том, что феноменальный объект, или единое феноменальное психическое поле, представляют собой в слитом виде и субъект, и объект. Механизм решения задачи объяснялся следующим образом. В оптическом поле организма существенные элементы ситуации образуют единое целое (гештальт). Элементы ситуации входят в этот гештальт и приобретают новое значение, которое зависит от того места, которое они занимают в гештальте. Решение задачи заключается в том, что части проблемной ситуации начинают восприниматься в новых отношениях. Это приводит к переструктурированию проблемной ситуации, открытию новых свойств объекта.
Поведенческое направление.Слабым местом всех школ, относящихсяк когнитивному направлению, было недостаточное внимание к реальномуповедению человека в процессе деятельности и коммуникации с другими людьми. Этот недостаток восполняли психологические концепции, которые можно отнести к поведенческому направлению. В учебной литературе эти концепции определяют как "теории социального научения".
Одной из таких теорий является бихевиоризм. Психология, с точкизрения представителей бихевиоризма, должна изучать поведение человека, под которым следует понимать совокупность внешне наблюдаемых и объективно регистрируемых реакций на определенные воздействия (стимулы) из внешней среды.
При таком подходе сознание исключается из сферы эмпирического исследования, более того, для бихевиористского направления оно не существует. Все сложные реакции образуются из простейших врожденных реакций с помощью механизма обусловливания, т. е. сочетанием условного и сочетательного рефлексов. При сочетании безусловного раздражителя с условнымреакция начинает вызываться уже и условным раздражителем, или стимулом. Внешние раздражители в виде простых или сложных ситуаций - это стимулы. Ответные движения - это реакция. Тогда поведение человека следует рассматривать как всякую реакцию в ответ на внешний стимул, посредством которой происходит приспособление индивида к внешней среде.
Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон утверждал, что все многообразие поведения человека можно описать с помощью формулы "стимул - реакция "(SR). При анализе поведения человека различают два его типа: респондентное и оперантное (Б. Скиненер). Респондентное поведение предполагает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, который всегда предшествует первой во времени. Однако полностью объяснить поведение на основе классической теории обусловливания невозможно. Надо изучать поведение, не связанное непосредственно с какими-либо известнымистимулами, так как индивид активно воздействует на окружение с целью егоизменения. Оперантное поведение - это тип поведения, которое определяется событиями, следующими за реакцией. Такой тип поведения детерминируетсявоздействием стимульных событий, наступление которых предполагается в будущем. Именно последствия данной оперантной реакции являются контролерами поведения. Такие реакции носят характер произвольно приобретенных. Для них невозможно выделить какой-то стимул, который можнораспознать. При благоприятных для организма последствиях вероятность повторения операнта возрастает, и наоборот. В целом, поведение человека определяется аверсивными (неприятными, болевыми) стимулами, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями.
Необходимость анализа опосредующих внешнее поведение факторов,или "вмешивающихся переменных", представлено в концепции Э. Толмена. В качестве опосредующих факторов рассматриваются познавательные процессы. Согласно когнитивной теории, в качестве интеграторов целостного поведения выступают центральные процессы (память, ожидание, установка, когнитивная карта). Важнейшим результатом научения является образованиенекоторой "познавательной структуры" (т. е. некоторое отражение ситуации). При наличии всего необходимого прошлого опыта нет гарантии, что обучающийся субъект использует его для достижения цели. Решаемость задачи определяется ее структурой (организацией), от которой зависит актуализация прошлого опыта организма, понимание включенных в задачу существующих отношений.
Представители "субъективного" направления в бихевиоризме утверждают, что в строении каждого вида деятельности присутствуют специальный процесс сличения воздействия извне с состоянием самой системы и специальный процесс оценки результатов осуществляемых системой действий (Д. Миллер). Структурная организация поведения описывается в следующей последовательности. Любое воздействие на систему приводит к сравнениюпоследнего с некоторым прошлым состоянием. Процесс сравнения вызывает либо специальные реакции организма (при условии соответствия воздействия прошлому опыту), либо поисковые, ориентировочные реакции (если соответствия нет). Результаты подвергаются оценке. После достижения удовлетворительного результата осуществляется окончательное действие. Таким образом, в структуру поведения включаются понятия "образ" (знания, прошлый опыт, опосредствующий поведение) и "план" (указание на то, как достигнуть того или иного результата). То или иное действие будет продолжаться до момента устранения несоответствия между состоянием организма и состоянием, которое опробуется. Данная теория получила название"TOTE" (test-operate-test-exit, т. е. проба - операция - проба - выход).
В целом бихевиоризм, уделяя основное внимание поведению субъекта,не включает в предмет своего анализа сознание человека, его личностныеценности, моральные качества и т. д., тем самым упрощая природу человека.
Гуманистическая психология.Под этим условным названием принятообъединять взгляды многих современных представителей психологической науки, не составляющие отдельных школ. Основной принцип гуманистической психологии - оптимистический взгляд на природу человека, утверждение личностного характера человеческой жизни, внимание к личности, ее способности реализовать себя. Представители гуманистического подхода впсихологии выступили против бихевиоризма и психоанализа как негуманныхи редукционистских направлений в психологии. С их точки зрения, предметом психологии должна стать уникальная и неповторимая личность, которая постоянно осознает свое предназначение в жизни, регулирует границы своейсубъективной свободы. На первый план выдвигаются проблемы самоактуализации, поиска смысла жизни, свободы выбора и т. д. Акцент делается наизучении отдельного человека.
Характерными признаками гуманистического направления являются:1) антиэкспериментальность, т. е. отрицание любых экспериментов с человеком (бихевиористских, когнитивных и т. д.); 2) основное внимание уделяется личности человека, его возможностям; 3) развитие в его рамках определенного направления в психотерапии, которое не связано с идеями модификацииповедения.
Один из приверженцев гуманистического направления, К. Роджерс, выдвигает концепцию, согласно которой для человека единственно подлинной реальностью является его личный мир переживаний. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции. В Я-концепции отражено представление человека о самом себе, о том, каким видит себя человек в связи с различными ролевыми функциями, которые он исполняет в повседневной жизни. Диапазон этих образов достаточно широк: от Я как родителя или ребенка до Я как руководителя или подчиненного, и т. д. В Я-концепцию входит также представление о том, кем субъект хотел бы быть (Я-идеальное).Я-идеальное отражает те качества, которые человек хочет иметь, т. е. наиболее ценные с его точки зрения, то, к чему он стремится. В процессе жизни Я-концепция усложняется и дифференцируется.
Несоответствие Я-концепции и действительных переживаний воспринимается как угроза, что, в свою очередь, может привести к искажению или отрицанию восприятия действительности с целью защиты целостности "Я". Люди стремятся к переживаниям, которые воспринимаются как Я-интенсифицирующие, и избегают переживаний, которые воспринимаются какЯ-отрицающие. Чрезмерное расхождение между Я-концепцией и реальностью может вызвать различного рода психопатологии.
Для характеристики людей, которые полностью реализуют свои способности, движутся в направлении познания себя, вводится понятие "полноценно функционирующий"человек. Ему будут свойственны следующие качества: 1) открытость переживанию; 2) экзистенциальный образ жизни; 3) организмическое доверие (т. е. способность принимать за основу для выборасвоего поведения собственные внутренние ощущения, чувства); 4) эмпирическая свобода (т. е. свобода выбора и ответственность за последствия);5) креативность (способность выдвигать уникальные идеи, способы решения проблем).
А. Маслоу рассматривает самоусовершенствование как основную задачу в жизни человека. Он считает, что люди мотивированны на поиск личных целей. Человеческая мотивация раскрывается через иерархию потребностей, которые считаются врожденными и инстинктивными и характерны для всех людей. Для того чтобы доминирующим мотивом в жизни стали высшиепотребности, необходимо разумное удовлетворение низших. Удовлетворяются потребности в следующем порядке: 1) физиологические потребности;
2) потребности безопасности и защиты, 3) потребности принадлежности и любви;4) потребности самоуважения', 5) потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.
А. Маслоу описывает также основные категории мотивов человека.Дефицитныемотивы (Д-мотивы) возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности. Им соответствуют следующие критерии: 1) ихотсутствие вызывает болезнь; 2) их присутствие предотвращает болезнь;
3)их восстановление излечивает болезнь; 4) при определенных сложных свободно выбираемых условиях человек предпочитает удовлетворять их; 5) они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека. Д-
мотивы значительно детерминируют поведение человека. Без их удовлетворения нельзя осуществить самоактуализацию. Они связаны с изменением существующих условий в сторону их улучшения.
Мотивы роста (метапотребности, бытийные, или Б-мотивы)связаны с врожденной потребностью человека реализовать свой потенциал иимеют отдаленные цели. К ним относятся: доброта, богатство, совершенство,простота, игра и т. д. У метапотребностей нет четкой иерархии, и они могут меняться местами в плане доминирования в зависимости от обстоятельств жизни. Неудовлетворение метапотребностей способствует возникновению метапатологий (цинизм, ненависть, депрессия, отчаяние и т. д.).
По А. Маслоу, средний человек удовлетворяет свои потребности приблизительно в следующем соотношении: физиологические - на 85%; безопасность и защита - на 70%; любовь и принадлежность - на 50%; самоуважение - на 40%; самоактуализация - на 10%. Процесс самоактуализациисвязан с риском, готовностью ошибаться, отказом от старых привычек. Самоактуализирующимся людям свойственны следующие характеристики:1) более эффективное восприятие реальности; 2) приятие себя, других и природы; 3) непосредственность, простота и естественность; 4) центрированность на проблеме; 5) независимость: потребность в уединении; 6) автономия: независимость от культуры и окружения; 7) свежесть восприятия;8) вершинные, или мистические, переживания; 9) общественный интерес; 10) глубокие межличностные отношения; 11) демократический характер;12) разграничение целей и средств.
Все описанные направления и школы имеют одну общую черту: ониисходят из приоритета сознания во всех психических и поведенческих актах.По мере развития психологии как науки это утверждение становилось все менее очевидным,
Глубинная психология.Так принято называть совокупность психологических концепций, изучающих бессознательные процессы и считающих именно бессознательные психические явления движущими силами нашегоповедения.
Психоанализ возник на рубежеXIXиXXвв., его основатель - австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд - видел задачу психологии в познании глубинных функциональных механизмов психики. В психоаналитической концепции признается, что психическое существует как сознательное, предсознательное и бессознательное. Психическое организовано в личностную структуру "Id(оно) -Ego(Я) -Super-Ego(сверх-Я)". "Оно" включает психические формы, которые никогда не были сознательными, а также формы, вытесненные из сознания. Это резервуар психической энергии. Содержание "оно" влияет на психическую деятельность. "Я" - это психика, связанная с внешним миром. "Я" развивается из "оно" по мере становления личности. "Я" управляет "оно", определяя приемлемость удовлетворения потребностей."Сверх-Я" развивается из "Я", осуществляет цензуру поведения и мыслей, хранит социальные нормы через функциональные механизмы совести, самонаблюдения и формирования идеалов. Названные функциональные механизмы личностной структуры стремятся обеспечить динамическое равновесие и перераспределение психической энергии (энергии либидо и агрессивной энергии) на цели духовной и интеллектуальной жизни. Сон и сновидения являются факторами, способствующими энергетическому равновесию. Факторы нарушения энергетического равновесия - тревожность и фиксация (устойчивое избрание для удовлетворения потребности способа, не соответствующего стадии психосексуального развития). Психоаналитическая концепция развивалась такими известными психологами, как К. Юнг, А. Адлер,Э. Хорни и др., в настоящее время является одной из основных в психологии личности, а психоанализ остается одним из основных методов психотерапии.
Кроме выделенных направлений, в структуре современной психологиисуществует ряд отдельных отраслей, многие из которых, наряду с общей психологией, приобрели самостоятельный статус (социальная, инженерная, детская, юридическая, экологическая, медицинская психологии, психологияуправления и др.). В специальных областях психологической науки накапливается и обобщается уникальный материал, например, о психологическихмеханизмах деятельности в экстремальных и специфических условиях, о пределах нормы и патологии психики и пр., и пр. Таким образом расширяется круг исследовательских задач научной психологии, происходит непрерывное переосмысление и переформирование ее предмета. В структуру современной психологии входят: общая психология (изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики) и дифференциальная психология (предметом являются отдельные стороны психической деятельности: память, интеллект и т. д.).
Любая современная концепция человека исходит из наличия в нем биологического и социального. Двойственность человеческой природы ипринципиальная незавершенность человеческой психики приводят к тому,что главные проблемы психологии рассматриваются двояко, например: какой фактор - наследственность или среда - играет решающую роль в формировании личности? Любое направление или школа психологии изучает эту проблему. Но если фрейдизм и неофрейдизм решают ее в пользу наследственности, то бихевиоризм однозначно отдает доминантную роль в развитии личности среде. Соответственно, изменяется педагогическая концепция. Если все дело в наследственности, то надо предоставить природным возможностям личности свободу развития; а если в среде, то надо создавать соответствующую среду и воспитывать подрастающее поколение.
В современной психологии нет единой концепции человека. Каждое направление внутри себя дуалистично.
Методы психологии
Психология, как любая наука, использует общие научные методы ивырабатывает собственные способы получения эмпирического и теоретического знания. Для сбора фактического психологического материала наиболеешироко применяются следующие методы: наблюдение, измерение, эксперимент, интервью, опросы, тесты и другие специальные методики.
Метод наблюдения - целенаправленная фиксация и изучение действий и поступков личности в различных ситуациях. Наблюдение ведется в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности человека.Сохранение естественности психических проявлений - основное требование к методу наблюдения. Важно, чтобы объекты наблюдения не знали об этом, чтобы исследователь сам не стал причиной изменения в поведении испытуемых, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения. Он не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и как-либо воздействовать на изучаемое психическое явление. Распространенный вид наблюдения в психологии - включенное наблюдение, когда исследователь взаимодействует с испытуемыми, принимает на себя определенную роль, включается в их деятельность.
Наблюдение должно быть целенаправленным, отвечать целям, задачам и плану исследования. Наблюдение может быть как сплошным, так и выборочным, фиксирующим какую-либо одну сторону психических проявленийобъекта.
Преимуществом метода наблюдения, как было отмечено, является сохранение естественности психических проявлений, недостатком - пассивность исследователя, который должен ждать, когда наступит интересующее его явление, что приводит к большим затратам времени. Также в процессе наблюдения трудно выделить существенные связи между условиями деятельности и особенностями психических реакций. В определенной степени этот недостаток метода наблюдения компенсируют так называемые лонгитюдные исследования, проводимые на протяжении длительных отрезков времени.
Метод эксперимента - основной метод психологии. Это метод сбора фактов в специально созданных условиях, что обеспечивает появление изучаемых психических явлений в ожидаемое время. Метод эксперимента позволяет устанавливать причины психических явлений путем соотнесения их свлиянием того или иного из искусственно созданных условий. Экспериментальный метод позволяет также повторять опыт и таким образом накапливатьколичественные данные об определенном явлении, а на их основе судить отипичности или случайности данного явления. Различают два вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный.
В лабораторном эксперименте могут использоваться аппаратура иликакой-либо специальный экспериментальный материал. Использование аппаратуры особенно важно при изучении физиологических механизмов тех или иных психических проявлений человека. Например при помощи тахистоскопа измеряются скорость восприятия, объем внимания и т. д. Экспериментальный материал служит средством, стимулирующим проявление определенных психических явлений. Например, визуальный материал в виде пятен неопределенной конфигурации в тесте Роршаха стимулирует личностно значимые для испытуемого ассоциации, при изучении отдельных познавательных процессов (ощущений, восприятий, памяти, мышления) используются специально составленные тексты, ряды слов или чисел, изображения геометрических фигур и т. д.
В естественном эксперименте содержание обычной деятельности человека сохраняется, но создаются дополнительные условия, стимулирующие проявления изучаемых психических феноменов. В естественном эксперименте сочетаются положительные качества наблюдения (естественность) и эксперимента (активность). Эксперименты можно подразделить также на констатирующие и формирующие.
Метод беседы -сбор фактов в процессе личного общения - позволяет видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, а также использовать косвенные вопросы. Этот метод обеспечивает наилучшую обратную связь, поэтому незаменим в индивидуальной работе. Однако как метод сбора информации используется лишь в качестве вспомогательного, так как требует много времени и не дает достаточной репрезентативности.
Метод изучения продуктов деятельности(предметов, рисунков, описаний) ценен прежде всего тем, что позволяет зафиксировать и сохранять необработанные исследователем материалы, неоднократно к ним возвращаться,сравнивать результаты, изменять их научную интерпретацию. Используетсякак вспомогательный.
Метод анкетыиспользует письменный самоотчет испытуемых по специально разработанной программе. Основное достоинство данного метода - возможность получения большого по объему материала и его статистической обработки. Основной недостаток - невозможность соотнесения словесных ответов с реальным поведением человека.
Метод тестов.Тесты предназначены для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных науке психологических особенностей у конкретных испытуемых. Тестовые методики являются результатом предварительных научных исследований и теоретических обобщений. Тесты обеспечивают высокий уровень стандартизации и потому дают возможность объективного сравнения (показывают степень соответствия определенных характеристик испытуемого стандарту (или среднему значению)). Именно поэтому тестовое обследование не является достаточным для индивидуальныхпсихологических характеристик и рекомендаций. В психологии применяютсяразличные виды тестов, например тесты определения способностей, тесты успешности. Особое место занимают проективные тесты, когда, выполняя задание, испытуемый дает не прямые ответы на вопросы, а работает с такимстимульным материалом, который косвенным образом проявляет свойстваего личности (иначе говоря, на который проецируются свойства его личности). Примером такого теста является тест Маховера "нарисуй человека".
Кроме методов сбора фактической информации, в психологии выработаны определенные методы организации исследования. Сравнительный методпредполагает при наличии общей задачи и единого предмета исследования изучение одновременно нескольких объектов и сравнение результатов. Лонгитюдный метод - это изучение психических явлений в развитии. Лонгитюдноеисследование предполагает изучение одних и тех же испытуемых втечение длительного времени.
В рамках описания специальных методов психологии необходимо отметить также методы количественной обработки материалов исследования.Наиболее широко используются методы альтернативного, корреляционного и вариационного анализа.
В заключение необходимо подчеркнуть, что в реальной практике современных психологических исследований имеет место сочетание различных методов и методик, а также постоянное совершенствование известных и разработка новых их модификаций.