I.Организация класса
1 мин.
II. Изучение нового материа-ла.
30 мин.
1. Осозна-ние пробле-мы.
10 мин.
2. Нахо-ждение проти-воречия.
1 мин.
3. Формулирование проблемы.
1мин.
4. Форму-лировка гипо-тезы.
3 мин.
5. Доказа-тельство гипо-тезы и вывод
15 мин.
Ш. Закреп-ление.
5 мин.
IV. Домашнее зада-ние.
3 мин.
V. Выво-ды к уроку.
1 мин.
|
Об.- ил.
(рассказ)
Сочетается 2 метода:
Об.- ил.
Инструктаж и частично – поисковый и метод проблемного изложения
Решение проблемной ситуации
Частично-поисковый
(дисскусия)
Объяснительно –иллюстратив-ный инструктаж
Объяснительно – иллюстративный (рассказ)
|
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего сегодня урока: «Растительный и животный мир России».
Ваши задачи на уроке:
1. называть представителей растительного и животного мира России;
2. анализировать карту растительности России;
3. объяснять влияние компонентов природы на растительный и животный
мир России.
Ребята, при изучении нового материала мы будем решать проблемные ситуации. По ходу их решения вы сами должны прийти к результатам, то есть решить поставленные перед вами задачи, пользуясь памяткой решения проблемы, изображенной на доске.
Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним, что такое «тепловые пояса»? Что служит их границами?
Что такое «природная зона»?
Чем обусловлено образование природных зон?
Вспомните основные закономерности размещения природных зон на Земле?
По рисунку 47, стр. 105 учебника (карта растительности России) определите в какой части России природные зоны разнообразнее?
У нас возникло противоречие между тем, что природные зоны размещены по тепловым поясам, и, что на одних и тех же широтах расположены разные природные зоны!
Ребята, но если природные зоны действительно расположены в широтном направлении по тепловым поясам, то почему же в Европейской и Азиатской частях России на одной и той же широте находятся различные природные зоны? Выдвинете свою гипотезу.
Предположите, какие факторы могли на это повлиять. Докажите свою точку зрения.
Используйте рис. 32 на стр. 66 учебника и рис. 33 на стр. 67, а также карты в атласе Росси.
Хорошо. Вы справились с работой.
Чтобы убедится, что вы поняли, как решать проблемные задания ответьте на вопрос: почему в степи не растут деревья, хотя осадков и тепла достаточно для их произрастания?
Верно! Очень хорошо.
Запишите в дневники домашнее задание. Оно записано на доске.
Заполните таблицу
«Природные зоны России»
Шапка таблицы изображена на доске. Зарисуйте ее в тетрадь.( 4 колонки в таблице: в первой – природные зоны, во второй – почвы, в третьей – растительность, в четвертой – животный мир.
Для заполнения таблицы используйте параграф 18 учебника на стр. 104-111 и параграф 167 на стр. 96 - 97.
Итак, ребята, что нового вы узнали о причинах размещения природных зон по территории России?
Мы на уроке нашли проблему, выдвинули гипотезу и доказали ее, тем самым выполнив задачи данного урока. Спасибо за работу. Вы сегодня хорошо поработали. Урок закончен. Все свободны.
|
Приветствуют учителя и внимательно слушают.
Слушают учителя и записывают в тетрадь план решения проблемы.
1 ученик:
«Это широтные пояса с определенными условиями температуры воздуха».
2 ученик:
« Границы тепловых поясов проводят по изотермам – линиям одинаковых температур воздуха».
3 ученик:
« Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира».
4 ученик:
« Их образование обусловлено соотношением тепла и влаги».
5 ученик:
« Природные зоны размещены по тепловым поясам согласно закону широтной зональности и высотной поясности».
6 ученик:
« Природные зоны разнообразнее в Европейской части России, где на одних и тех же широтах расположены разные природные зоны».
Слушают учителя.
Если мы видим такое расположение природных зон, то значит, кроме тепловых поясов на их размещение влияют другие причины.
Такими факторами может быть соотношение тепла и влаги.
Например, в умеренных широтах в Европейской части России расположены полупустыни и пустыни в области умеренно континентального климата степей с недостаточным увлажнением. Этот климат формируется под влиянием МУВМ, которая приносит осадки на материк с Атлантики, но она теряет много влаги пока доходит до этих широт и испаряемость равна 1000 мм в год ( все это ведет к тому . сто влаги становится недостаточно, температуры достаточно высокие, формируются зона полупустынь и пустынь. А на юго-востоке - муссонные смешанные леса в области климата смешанных лесов Дальнего Востока.
Этот климат формируется под влиянием МУВМ, приносящей осадки с Тихого океана, которые выпадают на окраине материка. Испаряемость лишь 250 мм. При таких условиях формируются муссонный тип растительности
Выдвигают гипотезу: если тепла и влаги достаточно для их произрастания, значит, есть другие причины, которые препятствуют этому.
Этой причиной могут быть высокие значения испаряемости, что ведет к дефициту влаги, а , следовательно к невозможности произрастания древесной растительности в зоне степи.
В зоне лесостепи испаряемость равна 800 мм в год, а в степи - 1200 мм в год (определили по рис. 33 учебника, стр. 67.)
Записывают в дневник домашнее задание и зарисовывают шапку таблицы в тетрадь.
Мы узнали, что размещение природных зон находятся в прямой зависимости от климатических поясов.
Слушают учителя.
До свидания.
|