Внеклассное мероприятие "Подлинный и мнимый патриотизм"
МОУ «Килемарская средняя общеобразовательная школа»
«Подлинный и мнимый патриотизм».
Внеклассное мероприятие по художественному фильму режиссера А.Малюкова
«Мы из будущего».
Составила:
учитель русского языка
и литературы МОУ
«Килемарская СОШ»
Петухова М.Н.
Цель: воспитание патриотизма; уважения, человечности, милосердия, отзывчивости по отношению к ветеранам войн и к окружающим людям; привитие интереса к истории родной страны.
Оборудование: мультимедийная установка, иллюстрации военных действий.
Ход мероприятия.
1. Учитель:
Прошло пять лет,— и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной,
Страна моя,
и русские поляны
Опять полны студеной тишиной.
И маяки сквозь мрак приморской ночи,
Путь указуя моряку, горят.
На их огонь, как в дружеские очи,
Далеко с моря моряки глядят.
Где танк гремел — там ныне мирный трактор,
Где выл пожар — благоухает сад,
И по изрытому когда-то тракту
Автомобили легкие летят.
Где елей искалеченные руки
Взывали к мщенью — зеленеет ель,
И там, где сердце ныло от разлуки,—
Там мать поет, качая колыбель.
Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.
Для мирной жизни юных поколений,
От Каспия и до полярных льдов,
Как памятники выжженных селений,
Встают громады новых городов.
Это стихотворение А.Ахматовой возвращает нас к событиям далекой давности – событиям Великой Отечественной войны. Эта война оставила глубокие незаживающие раны в душах тех, кто воевал, кто потерял в этой войне своих близких. Чувство безмерной любви к Отечеству вело наших бойцов к победе, и память о них жива…
Все мы посмотрели фильм режиссера А.Малюкова «Мы из будущего», который знакомит нас с некоторыми событиями войны и теми, кто воевал и погиб в боях за Родину. Этот фильм отражает восприятие современной молодежи событий тех далеких лет. Оно неоднозначно… Мы видим, что кто-то из героев чтит память павших за Родину, а кто-то пренебрегает этим и считает ненужным в жизни помнить о тех, благодаря кому молодое поколение имеет такую возможность – чувствовать свободу слова, действий.
- Давайте вернемся к событиям, воплощенным в фильме, и поговорим о патриотизме – подлинном и мнимом. (1 слайд презентации)
(Просмотр 1-го эпизода фильма – подготовка к поискам ценных вещей, оставшихся в блиндаже после войны)(2 слайд)
Вопросы для беседы: (3-4 слайды)
- Вспомните, какое увлечение привело юношей в блиндаж, сохранившийся с военного времени?
- Какие вещи они находят в блиндаже? Чем они им интересны?
- Какую информацию содержит найденное письмо?
- Какие чувства вызывают у них находки?
- Какие чувства вызвали у юношей слова старушки: «Надо солдатиков-то похоронить…… у меня тут сын пропал…»?
(Просмотр 2-го эпизода фильма – подготовка к бою)(5 слайд)
Вопросы для беседы:(6 слайд)
- Как вы отнесетесь к словам юношей: «Сваливать надо скорей!»
- Почему из их же уст мы слышим: «А Родину защищать кто будет?» Что изменилось в их восприятии войны? Почему?
- Что испытывают ребята, впервые столкнувшись с реальными условиями боя?
- Как вы думаете, их чувства естественны?
- Как вы относитесь к тому, что они испугались и струсили?
(Просмотр 3-го эпизода фильма - разведка) (7 слайд)
Вопросы для беседы: (8 слайд)
- Как проявили себя в разведке наши герои?
- Изменилось ли мироощущение юношей? Почему?
(Просмотр 4-го эпизода фильма – первый бой)( 9 слайд)
Вопросы для беседы: (10 слайд)
- Как ведут себя ребята в бою?
- Первые ранения… Какие чувства охватывают их?
- Как вы думаете, это нормальное состояние для человека, первый раз оказавшегося в бою?
- Почему Ниночка, не испытывая чувства страха, ползет к раненым под пулями?
(Просмотр 5-го эпизода фильма – встреча с раненым лейтенантом, сыном старушки, просившей их узнать что-нибудь о сыне)(11 слайд)
Вопросы для беседы: (12 слайд)
- Достойно ли поведение главных героев фильма памяти павших в боях за Отечество?
- Чему научило юношей путешествие в прошлое? Было ли оно для них полезным?
- «Подлинный» и «мнимый» патриотизм. Как отражены эти понятия в фильме?
- Как вы думаете, о каком патриотизме юношей можно говорить – подлинном или мнимом?
- В каких случаях патриотизм подлинный, в каких – мнимый?
А теперь вспомним еще раз события фильма, сопоставим их с событиями наших дней и делаем вывод. (13 слайд)
- Достойны ли мы памяти павших за Отечество?
- Как вы думаете, о каком патриотизме в современной жизни мы можем говорить - подлинном или мнимом?
Учитель:
Однажды я прочла слова архиепископа Орехово-Зуевского Алексия о патриотизме и уверена, что они отражают наиболее полное понятие этого слова: «Тот человек патриот, который каждодневно совершает подвиг своего служения Родине, подвиг верности, готовности к самопожертвованию ради ее интересов и ее будущего. Любовь к Отечеству вполне естественна для нравственно здоровых людей, в то время как отрицание патриотизма есть свидетельство искалеченности души, ущербности и опасности внутреннего состояния человека».
Итог мероприятия. Чтение учащимся стихотворения Александра ФРОЛОВА
Ушла война. Осталась память.
И опаленные сердца.
И похоронок злая наледь,
И чьи-то дети без отца:
И мать - старушка ждать устала
пропавших без вести сынов:
И скорбь морщины протоптала
На лицах поседевших вдов:
Ушли сраженья, канув в Лету.
Потерь не знавшим не понять,
Что кто-то письма шлет по свету,
Родных, надеясь отыскать.
И в безысходном горе где-то
Заплачет траурная медь.
И заберет в себя планета
От старых ран принявших смерть.
И где-то там, за перелеском,
Свой долг исполнивший уже,
Заснул солдат под обелиском
В своем последнем блиндаже.
А сколько рядом их со мною
Таких родных, живых солдат!
Виски окрашены войною,
И полный перечень наград.
За ваше мужество в бою,
За вашу боль, за ваши раны,
За жизнь счастливую мою -
Земной поклон вам, ветераны!
Учитель:
Спасибо всем за участие и внимание.