Пояснительная записка:
Это родительское собрание можно считать началом долгосрочного проекта «Моя семья», который я традиционно организую с каждым своим классом.
Родительское собрание проводилось в самом начале учебного года. Каждый родитель получил памятку – план проведения классных часов (с указанием тем и краткого содержания поисковой работы). Мы заранее обговорили, в чём конкретно должна заключаться помощь старших членов семьи, а что второклассники в состоянии сделать сами.
К первому из таких тематических классных часов каждый ученик получил именную папку-скоросшиватель с файлами, где был заполнен только титульный лист. Постепенно папка пополнялась материалами поиска (смотрите приложения). Листы-приложения учитель заранее распечатывал на каждого ученика. Заполнялись приложения частично в классе, частично во внеурочное время. На самом тематическом классном часе дети рассказывали о результатах поиска, приносили в класс фотографии, памятные вещи и т.д.
В конце года по материалам поисковой работы был подготовлен открытый классный час «15 мая – день Семьи».
Родительское собрание «Тепло родного очага»
Храни тепло родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
О.Фокина
1.Что такое патриотизм?
2.Основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся начальных классов.
3.Первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи.
Что такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на этот вопрос достаточно сложны. Для простоты суждения условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм включает:
1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.
2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.
3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.
Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека,
постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,
хорошо воспитанного, образованного и просвещённого,
имеющего нормальную семью,
почитающего своих предков,
растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,
содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор),
постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,
работающего во благо своего Отечества,
участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности.
Исходя из этого, можно определить основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся начальных классов:
1.Воспитание любви к своей Родине.
2.Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии.
3.Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.
4.Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им.
5.Изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, увлечений родителей, бабушек, дедушек.
Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт».
Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.
Именно поэтому в воспитательной программе нашей школы два года обучения (2 и 6 классы) носят тематическое название «С чего начинается Родина». В этих классах начинается практическая работа по сбору материалов о родословной семьи, о знаменитых земляках, о ветеранах Великой Отечественной войны и труда.
Многие материалы хранятся в школьном музее, часть из них - у заместителя директора по воспитательной работе Соиной В.И. Например, альбом «Вот моя деревня, вот мой дом родной» (подготовлен 8 лет назад теперешним 11 классом, одним из моих выпусков). Папка «Моя семья», папка с материалами о труде детей во время Великой Отечественной войны (собирал материалы другой мой класс, теперь 7).
Во 2 классе поисковая работа будет связана с темами классных часов.
№ п/п
|
Месяц
|
Тема классного часа
|
Направления поиска
|
1.
|
Сентябрь
Октябрь
|
Откуда ты, имя?
Как вас зовут, или тайна имени.
|
Дата рождения ребёнка. Фото (малыш и ученик). Имя и его значение. Связь имени и характера. Как мне выбирали имя. В честь кого меня назвали? Какой он был человек? Чем знаменит?
|
2.
|
Ноябрь
Декабрь
|
Самая хорошая, дорогая самая.
Папа в доме, и дом исправен (приложение 1)
|
Фото мамы (папы). Биографические сведения. Где училась, какую профессию получила, кем работает, в чём заключается работа, какую пользу людям приносит эта профессия. Увлечения мамы (папы). Папа – защитник Родины.
|
3.
|
Январь
Февраль
|
Я с бабушкой
своею дружу
давным – давно (приложение 2)
Мне дедушка рассказывал…
|
Фото бабушки (дедушки). Биографические сведения. История возникновения семьи (как они познакомились, сколько детей вырастили и т.д.) Трудовой путь бабушки (дедушки). Дедушка – защитник Родины.
|
4.
|
Март
|
Моя родословная
|
Составление родословного дерева
|
5.
|
Апрель
|
Воины в моей семье
(приложение 3)
|
Родные – участники Великой Отечественной войны. Награда участника Великой Отечественной войны и её история. Фотографии военного времени. Родные – труженики тыла.
|
6.
|
Май
|
История моей семьи
(приложение 4)
|
Герб моей семьи, её девиз, паспорт семьи, календарь дней рождения и знаменательных дат семьи (юбилеи). Семейные династии.
|
В результате такой поисковой работы дети должны усвоить, что мир семьи – это…
- родной дом, уют, тепло;
- взаимопонимание, любовь, уважение;
- праздники, традиции.
А взрослые должны постараться объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить пять важных правил:
- уважай старших и люби их;
- позаботься о младших в семье;
- помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;
- дорожи всеми своими родственниками;
- помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.
«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности,– это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В.А.Сухомлинский. Об этом надо постоянно помнить, воспитывая детей.
Материал к собранию:
1. Что такое патриотизм? – Начальная школа №2, 2007, с.39-40.
2. Основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся начальных классов. – Начальная школа №2, 2007, с.41.
3. Первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. – Начальная школа №2, 2007, с.41-42.
4. Поисковая (исследовательская) деятельность детей и родителей:
o Начальная школа №2, 2007, с.43.
o Материалы школьного музея:
- альбом «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»
- папка «Моя семья»
- папка с материалами о трудовой деятельности детей в годы Великой Отечественной войны.
5. «Без корня и полынь не растёт». – Начальная школа №7, 2004, с.107-108.
|
На: Проект "Моя семья"
На: Проект "Моя семья"
Березина О. В.
На: Проект "Моя семья"
С уважением, Елена.
На: Проект "Моя семья"
Большое спасибо! Очень хороший материал.