Войнова Галина Владимировна, Суходольская Светлана Леонидовна. Добро и зло: проблема морального выбора.
Войнова Г.В., учитель истории и обществознания,
Суходольская С.Л., учитель русского языка и литературы,
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 15» г. Энгельса
Тема: ДОБРО И ЗЛО: проблема морального выбора человека.
Цели урока:
1) Познакомить учащихся с понятиями добро и зло, формировать умения различать понятия добра и зла.
2) Развивать познавательный интерес учащихся, самостоятельное мышление; умение анализировать материал, обобщать, делать выводы;
3) формирование ценностных ориентаций, связанных с понятиями добра и зла, расширить познания школьников о представлении данной темы в произведениях Н. Лескова.
Ход урока.
I. Вызов.
Учитель обществознания:
- Сегодня на уроке мы с вами затронем очень важную тему, но мне не хотелось бы вам её называть, а хотелось бы, чтобы вы её сформулировали сами.
1) Сейчас мы просмотрим отрывок из мультипликационного фильма «Олень и волк».
Задание группам:на основе данного отрывка сформулируйте тему нашего урока.
Действительно, сегодня на уроке мы с вами поговорим о таких категориях морали, как добро и зло, и затронем проблему морального выбора человека.
2) Задание группам:давайте поиграем в словесные ассоциации.
1 группа:подобрать ассоциации к слову «мораль».
2 группа: подобрать ассоциации к слову «нравственность».
3 группа:подобрать ассоциации к слову «добро».
4 группа: подобрать ассоциации к словосочетанию «зло».
II. Осмысление темы.
1)- А всегда ли в жизни на добро человек отвечает добром? Сейчас мы с вами поговорим о проблеме морального выбора. Мне хотелось бы, чтобы вы в группах поработали над следующими проблемами:
1. Трудно ли в жизни сделать моральный выбор?
2. От чего зависит моральный выбор человека?
Задание группам:
1 группа:На перемене в классе разбили цветок. Наташа видела, что это сделал Коля, драчун и задира. Когда классный руководитель спросил её, кто это сделал, она ответила, что не знает. Оцените поступок Наташи с точки зрения морального выбора.
2 группа:
На перемене в классе разбили цветок. Наташа видела, что это сделал Коля, драчун и задира. Когда классный руководитель спросил её, кто это сделал, она ответила, что Витя. Этот мальчик был тихим, незаметным. Наташа прекрасно знала, что Витя не может за себя постоять и на него можно свалить всё, что угодно, он будет молчать. Оцените поступок Наташи с точки зрения морального выбора.
3 группа:На перемене в классе разбили цветок. Наташа видела, что это сделал Коля, драчун и задира. Когда классный руководитель спросил её, кто это сделал, она ответила, что она сама. Оцените поступок Наташи с точки зрения морального выбора.
4 группа:На перемене в классе разбили цветок. Наташа видела, что это сделал Коля, драчун и задира. Когда классный руководитель спросил её, кто это сделал, она ответила, что…… Предложите ответ Наташи.
2) Учитель литературы:
- Проследив весь путь русской литературы, можно прийти к выводу, что каждый из русских писателей в той или иной степени соприкасается с проблемами добра и зла. В начале 20 века Д.С. Мережковский в одном из своих стихотворений писал:
Зачем ты дал нам две души, Господь?
Друг друга ненавидя и страдая,
Напрасно в людях спорит дух и плоть,
Любовь небесная, любовь земная;
Одна другой не может побороть.
С Владыкой тьмы враждует Ангел рая:
Кому из них я первенство отдам,
Кто победит меня – не знаю сам.
Вот этот спор добра и зла отражён в произведениях всех без исключения русских писателей. В том числе и в творчестве Н.М. Лескова. Дома вы должны были прочитать рассказ «Пугало» этого автора. На этом этапе урока мы будем выяснять, как решается тема добра и зла в этом произведении.
Работа в группах:
1 группа:
· Образ рассказчика в произведении.
2 группа:
· Образ крестьянина Селивана в произведении.
3 группа:
· Изображение народа в рассказе.
4 группа:
· За счёт чего достигается достоверность изображения происходящих в произведении событий? Почему рассказ «Пугало» был включён в сборник «Святочных рассказов»?
Примерные ответы на вопросы:
4 группа:
В этом рассказе используется композиционная форма рассказа – воспоминания взрослого человека о случае из своего детства. Рассказчик мысленно переносится в далёкое прошлое, которое кажется ему таким прекрасным, и в непринуждённой форме пытается показать, как он, будучи ещё ребёнком, пытался осмыслить понятия добра и зла в жизни. Такой формой писатель добивается того, что достигается эффект достоверности повествования. Мораль преподносится взрослым человеком-рассказчиком, но как итог пережитого им в детском возрасте, как результат собственной конкретной жизненной практики, и такая назидательность не вызывает отторжения.
Опираясь на тягу детей к вымыслу (и учитывая специфику жанра святочного рассказа), писатель вводит в свои рассказы мотив чудесного. «Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятность, и их густое, образное содержание до такой степени переполняло мою фантазию, что я сам был чуть ли не духовидцем. По крайней мере, когда я однажды заглянул с большим риском в толчейный амбар, то глаз мой обнаружил такую остроту и тонкость, что видел сидевшую там в пыли кикимору. Она была неумытая, в пыльном повойнике и с золотушными глазами. А когда я, испуганный этим видением, бросился без памяти бежать оттуда, то другое мое чувство — слух — обнаружило присутствие лешего. Я не могу поручиться, где именно он сидел,— вероятно, на какой-нибудь высокой раките, но только, когда я бежал от кикиморы, леший во всю мочь засвистал на своей зеленой дудке и так сильно прихватил меня к земле за ногу, что у меня оторвался каблук от ботинки».
Это и понятно: святочный рассказ - особый жанр - самый занимательный, самый читаемый. От него всегда ждут чего-то сказочного и необычного.
В святочном рассказе, как и в сказке, добро должно победить зло. Что, в общем-то, и происходит. Причём испытания, которые преодолевает герой произведения, во многом напоминают подвиги персонажей русского фольклора.
2группа:
- Селиван живёт в отдалении от других крестьян округа. «Словоохотливости и вообще приятной общительности в Селиване не было; людей он избегал, и даже как будто боялся, и в городе не показывался…» Имя этого чудака окружено рассказами о его связи с «нечистой силой». Вначале произведения - только из-за того, что «у него на лице была красная метинка, как огонь». Позже сельчане рассказывают «о проделках» Селивана, которые имели тем не менее странное свойство – они только пугали воображение, а чары его волшебства легко разрушались при столкновении с действительностью. Тем не менее все в селении считали его колдуном, злым человеком.
Но неожиданно мнение о нём меняется: именно он спасает заблудившихся в зимнем лесу людей. Оказалось, что россказни о нём легковерной дворни не соответствуют действительности: он не только обычно помогает заблудившимся путникам, проходившим мимо его одинокого жилища, но и обнаруживает несомненное благородство и душевный такт, на которые способен далеко не каждый. А в конце произведения даже выясняется, что Селиван, которого все считали колдуном и обвиняли в связи с «нечистой силой» спас несчастную дочь умершего палача, покинув в своё время город вместе с нею. «Селиван, по нежной доброте своего сердца, был тронут горестной судьбою беспомощной дочери умершего в их городе отставного палача. Девочку эту никто не хотел приютить, как дитя человека презренного. Селиван был беден, и притом он не решиться держать у себя палачову дочку в городке, где его и её все знали. Он должен был скрывать от всех её происхождение, в котором она была неповинна. Иначе она не избежала бы тяжких попрёков от людей, неспособных быть милостивыми и справедливыми». Селивана местные жители называли «пугалом». Но, как сказал отец Ефим, «Пугало было не Селиван, а вы сами, - ваша к нему подозрительность, которая никому не позволяла видеть его добрую совесть». Селиван делает выбор в пользу добра, несмотря на то, что его не понимают местные жители, и добро в конце концов торжествует.
3 группа:
- В молодости Лесков много путешествовал по делам службы, поэтому он имел полное право написать, что «не изучал народ, а вырос в народе». Так и в произведении «Пугало»: «В деревне у меня сразу же завелись обширные и любопытные знакомства с крестьянами. Пока отец и мать были усиленно заняты устройством своего хозяйства, я не терял времени, чтобы самым тесным образом сблизиться с взрослыми парнями и с ребятишками, которые пасли лошадей «на кулигах»». Именно эта спаянность автора с народом даёт ему право не идеализировать образ народа и не скрывать «его мерзостей и гадостей, от которых он не свободен, как и всякий другой народ». Вот об этих «мерзостях и гадостях» рассказчик повествует практически с самого начала произведения.
Вот в Кромы пришёл бывший палач со своей пятнадцатилетней дочерью. Но от него все отвернулись. Народ, живший там, не хотел с ним общаться. И никто не хотел протянуть руку помощи не только этому нищему человеку, но и его дочери. Хотя этот старик давно уже осознал ошибку всей своей жизни, давно уже покаялся.
«Попросился палач в один дом, потом в другой и не стал более докучать. Он видел, что не возбуждает ни в ком ни малейшего сострадания, и знал, что этого вполне заслужил. «Но дитя! – думал он. – Дитя не виновато в моих грехах, - кто-нибудь пожалеет дитя». Да, этот человек всю жизнь творил зло, но он надеется на прощение. Но окружающие всё зло, которое питали к этому человеку за его бывшую профессию, перенесли на ни в чём не повинного ребёнка. Девочке была ближе и родней собака, чем люди. Эти же люди, которые называют себя православными, то есть добрыми людьми, не только не хотели помочь несчастному ребёнку, но и убили её собаку, которая была для девочки дороже всех на свете и «уделяла ребёнку часть теплоты, которую имела в своей шерсти». Так и умер бывший палач в нищете и горе, отвергнутый всеми.
А вскоре люди начинают вести «борьбу» с «лукавым колдуном» Селиваном. Автор просто подтрунивает над этим: «искоренить его никак не удавалось, а борьба с ним иногда даже принимала немножко смешной характер, что всех еще больше обижало и злило». В самом деле, дико и смешно, когда башмачник всаживает шило в верстовой столб в полной уверенности, что дорогу загородил колдун; или когда кузнец убивает ни в чем не повинного кабана-«Селивана»: «Селиван же и после этого ходил по лесу, как будто его даже совсем и не кололи, и скидывался кабаном до такой степени истово, что ел дубовые желуди с удовольствием, как будто такой фрукт мог приходиться ему по вкусу». Насмешка автора здесь очевидна - и не столько по поводу невежества сознания, сколько по поводу всеобщей беспричинной ненависти, зла, которое таким «мифотворчеством» порождается.
1 группа:
Главный герой произведения вспоминает историю из далёкого детства. Наивными глазами ребёнок смотрит на жизнь вокруг себя, пытается подружиться с простыми крестьянами, понять их жизнь. Привезенный ребенком в деревню, рассказчик, общающийся с народом, погружается в мир народных поверий, в мир, населенный лешими, кикиморами, водяными и прочей фольклорной нечистью. Пересказываемые рассказчиком истории о встречах мельника Ильи и других крестьян с нечистью, о превращениях Селивана, с одной стороны, направлены на создание интригующего, увлекающего ребенка рассказа, удовлетворяющего детскую потребность в «страшилках», но, с другой стороны, рассказчик весьма ироничен по отношению ко всем этим историям и своей детской вере в них. Суевериями и страшилками заняты мысли мальчика днём, но во сне ребёнок, вырванный из «страшной» среды, видит сны, в которых пробуждается чистая душа ребёнка. Герою во сне снится страшный Селиван как друг, с которым они вместе творят добрые дела: «Я никак не мог долго верить, что Селиван делает все свои сверхъестественные чудеса с злым намерением к людям, и очень любил о нем думать; и обыкновенно, чуть я начинал засыпать, он мне снился тихим, добрым и даже обиженным. Я его никогда еще не видал и не умел себе представить его лица по искаженным описаниям рассказчиков, но глаза его я видел, чуть закрывал свои собственные. Это были большие глаза, совсем голубые и предобрые. И пока я спал, мы с Селиваном были в самом приятном согласии: у нас с ним открывались в лесу разные секретные норки, где у нас было напрятано много хлеба, масла и теплых детских тулупчиков, которые мы доставали, бегом носили к известным нам избам по деревням, клали в слуховое окно, стучали, чтобы кто-нибудь выглянул, и сами убегали.
Это были, кажется, самые прекрасные сновидения в моей жизни, и я всегда сожалел, что с пробуждением Селиван опять делался для меня тем разбойником, против которого всякий добрый человек должен был принимать все меры предосторожности. Признаться, я и сам не хотел отстать от других, и хотя во сне я вел с Селиваном самую теплую дружбу, но наяву я считал нелишним обеспечить себя от него даже издали». Именно в этих снах проявляется истинная душа мальчика, которая помогает увидеть в Селиване не пугало, но человека. Это можно назвать истинным чудом, что восприятие во сне оказывается истинным: у Селивана действительно добрые глаза, он действительно делает добрые дела, и он действительно обиженный, однако увидеть все это мешает людям дневная окутанность призрачным, виртуальным миром страхом, из-за которой люди живут, не доверяя друг другу, боясь друга, превращая своего ближнего в пугало. «Недоверие и подозрительность с одной стороны вызывали недоверие же и подозрения — с другой,— и всем казалось, что все они — враги между собою и все имеют основание считать друг друга людьми, склонными ко злу».
Вывод: Мораль рассказа естественна: «Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми». По мнению писателя, «жизнь состоит в борьбе добра со злом, и проклятие лежит над каждой неподвижностью».
III.Рефлексия.
- Подведём итоги. Попробуйте составить стихотворение по алгоритму по теме сегодняшнего урока.
№ 1. Синквейн.
l 1 существительное
l 2 прилагательных
l 3 глагола
l 1предложение (4 слова)
l 1слово!
№ 2. Даймонд
- 1 существительное
- 2 прилагательных или причастия
- 3 глагола или деепричастия
- 4 предложение
- 3 глагола или деепричастия
- 2 прилагательных или причастия
- 1 существительное
№ 3. Диаманта
l строчка 1: тема (существительное)
l строчка 2: определение (2 прилагательных)
l строчка 3: действие (3 причастия)
l строчка 4: ассоциации (4 существительных)
l строчка 5: действие (3 причастия)
l строчка 6: определение( 2 прилагательных)
l строчка 7: тема (существительное)
№ 4. Штрихи
l строчка 1: тема (существительное)
l строчка 2: определение (2 прилагательных)
l строчка 3: действие (3 причастия)
l строчка 4: ассоциации (4 существительных)
l строчка 5: действие (3 причастия)
l строчка 6: определение( 2 прилагательных)
l строчка 7: тема (существительное)
- Выставление оценок и объяснение домашнего задания.
Домашнее задание. На выбор: подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека (зло или добро) или написать эссе «Приходилось ли мне делать выбор между добром и злом…»