Submitted by Татьяна Александровна Маковийчук on вс, 13/12/2009 - 22:40
МОУ « Средняя общеобразовательная школа имени М.М.Рудченко села Перелюб Саратовской области»
Учитель:
МаковийчукТатьянаАлександровна,
учительИЗОиМХК,
1квалификационнаякатегория, 13разряд
2008 год
Цель урока:изучение особенностей архитектуры Древней Греции.
Задачи урока:знакомство с типами храмовой архитектуры, внутренним строением храма; типами греческих ордеров; составными частями ордера, архитектурным ансамблем Афинского акрополя.
Метод обучения:объяснительно-иллюстративный.
Форма обучения:беседа.
Тип урока:формирование и совершенствование знаний.
Оборудование урока:
·компьютеры;
·мультимедийная установка;
·фонограмма «Сиртаки»;
·схема храмов греческих ордеров;
·задания с кроссвордом (решает каждый учащийся индивидуально).
Подготовка к уроку:повторить сведения об эпохе античности;
сообщение об Афинском Акрополе;
План урока:
1.Организационный момент (проверка по журналу; сообщение темы и цели урока)
2. Введение в тему урока:
- фронтальная беседа;
- знакомство с ордерной системой;
- составные части ордера;
- «путешествие» по Акрополю;
3. Выводы
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Введение в тему урока
- фронтальная беседа
( урок начинается со звуков «Сиртаки»)
(слайд №1)
Сегодняшний урок очень важен в понимании процесса развития человеческой культуры. Мы будем говорить об особой ее составляющей – культуре древних греков, «звук божественной речи» которых слышал А.С.Пушкин даже в XIX веке.
«Слышу умолкнувший звук
Божественной эллинской речи.
Старца великого тень
Чую смущенной душой»
Слышал и смущался душой от ее величия. А мы попытаемся прикоснуться к ней уже в веке XXI и поймем, что хотя и далека от нас эпоха античности, но и сегодня востребованы ее достижения, ее вершины, ее критерии красоты, легенды, мифы, боги…
Удивительный народ – греки. По верному замечанию А. Немировского, им до всего было дело: от цветка до звезды!
(слайд №2)
Земля Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями. Интересно, что некоторые из них еще в древности были причислены к чудесам света. Нас восхищают прекрасные древнегреческие статуи – образцы чистой и возвышенной красоты, удивительные пропорции в рисунках изящных по форме ваз. До сих пор мы пользуемся достижениями ученых-эллинистов в области философии и истории, этики и эстетики, логики и языкознания. Сюжеты и образы древнегреческой мифологии служили и служат вдохновенным источником для создания художественных произведений во всех, без исключения, видах искусства. Лучшие традиции прославленного древнегреческого театра живы и успешно развиваются в современном театральном искусстве.
Идеал эллинизма очень точно выражен в словах общественного деятеля V в.д.э. Перикла: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Ничего лишнего – таков главный принцип искусства и жизни.
- Знакомство с ордерной системой. ( Рассказ сопровождается показом иллюстраций)
По ходу объяснения материала учащиеся ведут запись в тетради.
Славу искусству Эллады составляет монументальная архитектура, в которой выразились основные принципы, сформулированные впоследствии римским зодчим Витрувием: «прочность, польза и красота». Особой заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы(слайд №3), под которой следует понимать сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. Эту роль в строительстве храмовосуществляют опоры-колонны и лежащие на них балочные перекрытия, т.е. антамблент.
В процессе формирования греческой архитектуры возникли вначале два основных ордера: дорический и ионический, несколько позже (430г.д.э.) появился коринфский. Они различались в деталях и пропорциях. Заметим, что греческая ордерная система используется в архитектуре и в наши дни.
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР
(слайд №4)
капитель
архитрав
фриз
карниз
Для дорического ордера характерны строгость форм и пропорций. Как наиболее лаконичный и простой, он, по мнению греков, воплощал идее мужественности. Дорическая колонна завершается сверху широкой капителью (абаком) на подушке (эхине), принимая на себя, таким образом, большую часть тяжести. Ее ствол покрывают вертикальные желобки, так называемые каннелюры, число которых обычно составляло не менее двадцати.(слайд №5,6,7)
каннелюры
Фриз
каннелюры
Парфенон
(слайд №8)
Обработка каннелюрами оттеняет функции несущих вертикальных опор. Утончение ствола кверху не только придает устойчивость колонне. Но и делает ее «живой», по скульптурному пластичной. Зрительной конструктивности ордера подчинялась и разработка декоративных деталей: скульптурные вставки допускались только в полосе фриза, а архитрав всегда оставался гладким.
Овладевая механическими свойствами камня, применяя прочные породы известняка и мрамора, зодчие облегчают ордер, добиваются стройных и гармоничных пропорций.
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
(слайд №9)
Ионический ордер резко отличается от дорического ордера пропорциями и деталями. Колонна имеет тонко профилированную базу и богатую капитель со спиралеобразнымиволютами (завитки на капители с глазком в центре). Горизонтальные членения капители украшены глубоким лепным орнаментом. Фриз иногда сплошь покрывался барельефом. Карниз завершался профилем, прорисованным орнаментом. Профили и детали ионического ордера разрабатывались с ювелирной тонкостью и моделировались индивидуально. Пропорции колонн ионического ордера отличаются от пропорций колонн дорического ордера большей стройностью, а система в целом – легкостью и пространственностью. (слайд №10)
карниз
капитель
архитрав
фриз
база
(слайд №11)
волюты
В оформлении антамблента активно использовалась скульптура на излюбленные мифологические темы. Таким образом, изящный ионический ордер, воплощающий идею женственности, создавал впечатление праздничности и изысканной нарядности.
(слайд №12)
антамблент
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР
(слайд №13)
Коринфский ордер отличается особой праздностью и роскошью. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, пышной капителью, состоящей из листьев акапа и небольших волют. Капитель имеет форму перевернутого основанием кверху колокола. Фриз богато украшался лепниной на мифологические сюжеты. (слайд №14)
(слайд №15)
волюты
Листья акапа
Ордер получил развитие с IV в. д.н.э. в ряде памятников греческой архитектуры. Он впервые оформился в конце V в. д.н.э.
(слайд №16)
стереобат
капитель
архитрав
фриз
карниз
база
Разнообразна была и композиция древнегреческих храмов, среди которых наиболее распространенным видом стал так называемый периптер(слайд №17), т.е. «оперенный», окруженный со всех сторон колоннами (от греческого «птерос» - «крыло»). Святилищем храма был наос, или цела, где находилась статуя божества, в честь которого возводился храм, и хранились реликвии. Вход в эти священные помещения осуществлялся только с заднего фасада, а не с главного входа, который всегда располагался в восточной части храма.
Периптер
- Путешествие по Акрополю
Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе, что мы отправились в путешествие по Древней Греции. Давайте войдем через центральный вход, Пропилеи, в Акрополь.
( тихо звучит музыка и стихотворение поэта Мережковского)
Мне вечно будет дорог день,
Когда вступил я в Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской.
Так выразил свои чувства от увиденного поэт Д.С. Мережковский
(слайд №18)
Акрополь - (греч. akropolis), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). АКРОПОЛЬ в Афинах, укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода.
С ансамблем Акрополя связано высшее достижение древнегреческой архитектуры – общественного и культурного центра Афинского государства, созданного в классическую эпоху, в V. Д.р.э. Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник «золотого века» античной культуры и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность.
Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (около 300 м в длину и 170 м в ширину), — место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.
В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.
Общий вид Акрополя
(слайд №19)
Статуя Афины
Главное святилище Акрополя – храм Эрехтейон
Главный храм –
Парфенон
Центральный вход, Пропилеи
Храм Афины - Ники
Парфенон
(слайд №20)
Строгий и величественный, подчеркнуто монументальный Парфенон (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн — 10,5 м; 447 — освящен в 438 г.д.н.э.; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляет собой дорический периптер. В архитектуре храма органически сочетаются колонны ионического и дорического ордера. Храм сложен из белоснежного мрамора, поражает искусным мастерством обработки материала.
В самом храме, в наосе, стояла статуя Афины Парфенос (покровительница города) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал — девичий чертог (Парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.
Эрехтейон
(слайд №21)
После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план. Три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны — портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной — вход в святилище Посейдона-Эрехтея. У южной стены храма — знаменитый портик кариатид (слайд №22). Все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.
Портик Кариатид
Статуя Афины
Кориатиды
Храм Афины – Ники
(слайд №23)
(«Бескрылой победы») был построен по проекту Калликрата как памятник Победы Афины над персами. Колонны и трехступенчатый антамблент – классический пример разработки деталей греческого ионического ордера. Храм поставлен на высоком выступе крепостной стены, у основания которого выставлялись победные трофеи греков. Его композиция как бы парила над посетителями, приближающимися к Афинскому Акрополя.
(слайд №24)
Внешний вид храма Статуя Афины - Ники
3.Выводы
(слайд №25)
Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства — делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.
Как видите, недаром период V и IV веков до нашей эры носит название классического, то есть образцового, настолько совершенны в это время пропорции ордеров, скульптурный декор, гармонична и уравновешенна планировка зданий.
4.Закрепление материала
(решение кроссворда)
Задание к кроссворду(слайд №26)
Вид древнегреческого храма, окруженного со всех сторон колоннами (периптер)
Главное святилище Акрополя (Эрехтейон)
Как называется святилище храма? (наос)
Балочное перекрытие, лежащее на колоннах (антамблент)
3. ЭСУН (электронное средство учебного назначения) «Мировая художественная культура», “Кирилл и Мефодий”, “Дрофа”, 2003.
4. ЭСУН «История искусств», «Кирилл и Мефодий», 2003 г
5. ЭСУН «Большая энциклопедия Кирилла и МЕфодия», 2005 год
6. ЭСУН «Мировая художественная культура» (библиотека наглядных пособий), 2003 год, ЗАО «Инфостудия ЭКОН»
МОУ « Средняя общеобразовательная школа имени М.М.Рудченко села Перелюб Саратовской области»
Учитель:
МаковийчукТатьянаАлександровна,
учительИЗОиМХК,
1квалификационнаякатегория, 13разряд
2008 год
Цель урока:изучение особенностей архитектуры Древней Греции.
Задачи урока:знакомство с типами храмовой архитектуры, внутренним строением храма; типами греческих ордеров; составными частями ордера, архитектурным ансамблем Афинского акрополя.
Метод обучения:объяснительно-иллюстративный.
Форма обучения:беседа.
Тип урока:формирование и совершенствование знаний.
Оборудование урока:
·компьютеры;
·мультимедийная установка;
·фонограмма «Сиртаки»;
·схема храмов греческих ордеров;
·задания с кроссвордом (решает каждый учащийся индивидуально).
Подготовка к уроку:повторить сведения об эпохе античности;
сообщение об Афинском Акрополе;
План урока:
1.Организационный момент (проверка по журналу; сообщение темы и цели урока)
2. Введение в тему урока:
- фронтальная беседа;
- знакомство с ордерной системой;
- составные части ордера;
- «путешествие» по Акрополю;
3. Выводы
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Введение в тему урока
- фронтальная беседа
( урок начинается со звуков «Сиртаки»)
(слайд №1)
Сегодняшний урок очень важен в понимании процесса развития человеческой культуры. Мы будем говорить об особой ее составляющей – культуре древних греков, «звук божественной речи» которых слышал А.С.Пушкин даже в XIX веке.
«Слышу умолкнувший звук
Божественной эллинской речи.
Старца великого тень
Чую смущенной душой»
Слышал и смущался душой от ее величия. А мы попытаемся прикоснуться к ней уже в веке XXI и поймем, что хотя и далека от нас эпоха античности, но и сегодня востребованы ее достижения, ее вершины, ее критерии красоты, легенды, мифы, боги…
Удивительный народ – греки. По верному замечанию А. Немировского, им до всего было дело: от цветка до звезды!
(слайд №2)
Земля Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями. Интересно, что некоторые из них еще в древности были причислены к чудесам света. Нас восхищают прекрасные древнегреческие статуи – образцы чистой и возвышенной красоты, удивительные пропорции в рисунках изящных по форме ваз. До сих пор мы пользуемся достижениями ученых-эллинистов в области философии и истории, этики и эстетики, логики и языкознания. Сюжеты и образы древнегреческой мифологии служили и служат вдохновенным источником для создания художественных произведений во всех, без исключения, видах искусства. Лучшие традиции прославленного древнегреческого театра живы и успешно развиваются в современном театральном искусстве.
Идеал эллинизма очень точно выражен в словах общественного деятеля V в.д.э. Перикла: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Ничего лишнего – таков главный принцип искусства и жизни.
- Знакомство с ордерной системой. ( Рассказ сопровождается показом иллюстраций)
По ходу объяснения материала учащиеся ведут запись в тетради.
Славу искусству Эллады составляет монументальная архитектура, в которой выразились основные принципы, сформулированные впоследствии римским зодчим Витрувием: «прочность, польза и красота». Особой заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы(слайд №3), под которой следует понимать сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. Эту роль в строительстве храмовосуществляют опоры-колонны и лежащие на них балочные перекрытия, т.е. антамблент.
В процессе формирования греческой архитектуры возникли вначале два основных ордера: дорический и ионический, несколько позже (430г.д.э.) появился коринфский. Они различались в деталях и пропорциях. Заметим, что греческая ордерная система используется в архитектуре и в наши дни.
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР
(слайд №4)
капитель
архитрав
фриз
карниз
Для дорического ордера характерны строгость форм и пропорций. Как наиболее лаконичный и простой, он, по мнению греков, воплощал идее мужественности. Дорическая колонна завершается сверху широкой капителью (абаком) на подушке (эхине), принимая на себя, таким образом, большую часть тяжести. Ее ствол покрывают вертикальные желобки, так называемые каннелюры, число которых обычно составляло не менее двадцати.(слайд №5,6,7)
каннелюры
Фриз
каннелюры
Парфенон
(слайд №8)
Обработка каннелюрами оттеняет функции несущих вертикальных опор. Утончение ствола кверху не только придает устойчивость колонне. Но и делает ее «живой», по скульптурному пластичной. Зрительной конструктивности ордера подчинялась и разработка декоративных деталей: скульптурные вставки допускались только в полосе фриза, а архитрав всегда оставался гладким.
Овладевая механическими свойствами камня, применяя прочные породы известняка и мрамора, зодчие облегчают ордер, добиваются стройных и гармоничных пропорций.
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
(слайд №9)
Ионический ордер резко отличается от дорического ордера пропорциями и деталями. Колонна имеет тонко профилированную базу и богатую капитель со спиралеобразнымиволютами (завитки на капители с глазком в центре). Горизонтальные членения капители украшены глубоким лепным орнаментом. Фриз иногда сплошь покрывался барельефом. Карниз завершался профилем, прорисованным орнаментом. Профили и детали ионического ордера разрабатывались с ювелирной тонкостью и моделировались индивидуально. Пропорции колонн ионического ордера отличаются от пропорций колонн дорического ордера большей стройностью, а система в целом – легкостью и пространственностью. (слайд №10)
карниз
капитель
архитрав
фриз
база
(слайд №11)
волюты
В оформлении антамблента активно использовалась скульптура на излюбленные мифологические темы. Таким образом, изящный ионический ордер, воплощающий идею женственности, создавал впечатление праздничности и изысканной нарядности.
(слайд №12)
антамблент
КОРИНФСКИЙ ОРДЕР
(слайд №13)
Коринфский ордер отличается особой праздностью и роскошью. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, пышной капителью, состоящей из листьев акапа и небольших волют. Капитель имеет форму перевернутого основанием кверху колокола. Фриз богато украшался лепниной на мифологические сюжеты. (слайд №14)
(слайд №15)
волюты
Листья акапа
Ордер получил развитие с IV в. д.н.э. в ряде памятников греческой архитектуры. Он впервые оформился в конце V в. д.н.э.
(слайд №16)
стереобат
капитель
архитрав
фриз
карниз
база
Разнообразна была и композиция древнегреческих храмов, среди которых наиболее распространенным видом стал так называемый периптер(слайд №17), т.е. «оперенный», окруженный со всех сторон колоннами (от греческого «птерос» - «крыло»). Святилищем храма был наос, или цела, где находилась статуя божества, в честь которого возводился храм, и хранились реликвии. Вход в эти священные помещения осуществлялся только с заднего фасада, а не с главного входа, который всегда располагался в восточной части храма.
Периптер
- Путешествие по Акрополю
Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе, что мы отправились в путешествие по Древней Греции. Давайте войдем через центральный вход, Пропилеи, в Акрополь.
( тихо звучит музыка и стихотворение поэта Мережковского)
Мне вечно будет дорог день,
Когда вступил я в Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской.
Так выразил свои чувства от увиденного поэт Д.С. Мережковский
(слайд №18)
Акрополь - (греч. akropolis), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). АКРОПОЛЬ в Афинах, укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода.
С ансамблем Акрополя связано высшее достижение древнегреческой архитектуры – общественного и культурного центра Афинского государства, созданного в классическую эпоху, в V. Д.р.э. Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник «золотого века» античной культуры и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность.
Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (около 300 м в длину и 170 м в ширину), — место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.
В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.
Общий вид Акрополя
(слайд №19)
Статуя Афины
Главное святилище Акрополя – храм Эрехтейон
Главный храм –
Парфенон
Центральный вход, Пропилеи
Храм Афины - Ники
Парфенон
(слайд №20)
Строгий и величественный, подчеркнуто монументальный Парфенон (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн — 10,5 м; 447 — освящен в 438 г.д.н.э.; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляет собой дорический периптер. В архитектуре храма органически сочетаются колонны ионического и дорического ордера. Храм сложен из белоснежного мрамора, поражает искусным мастерством обработки материала.
В самом храме, в наосе, стояла статуя Афины Парфенос (покровительница города) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал — девичий чертог (Парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.
Эрехтейон
(слайд №21)
После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план. Три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны — портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной — вход в святилище Посейдона-Эрехтея. У южной стены храма — знаменитый портик кариатид (слайд №22). Все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.
Портик Кариатид
Статуя Афины
Кориатиды
Храм Афины – Ники
(слайд №23)
(«Бескрылой победы») был построен по проекту Калликрата как памятник Победы Афины над персами. Колонны и трехступенчатый антамблент – классический пример разработки деталей греческого ионического ордера. Храм поставлен на высоком выступе крепостной стены, у основания которого выставлялись победные трофеи греков. Его композиция как бы парила над посетителями, приближающимися к Афинскому Акрополя.
(слайд №24)
Внешний вид храма Статуя Афины - Ники
3.Выводы
(слайд №25)
Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства — делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.
Как видите, недаром период V и IV веков до нашей эры носит название классического, то есть образцового, настолько совершенны в это время пропорции ордеров, скульптурный декор, гармонична и уравновешенна планировка зданий.
4.Закрепление материала
(решение кроссворда)
Задание к кроссворду(слайд №26)
Вид древнегреческого храма, окруженного со всех сторон колоннами (периптер)
Главное святилище Акрополя (Эрехтейон)
Как называется святилище храма? (наос)
Балочное перекрытие, лежащее на колоннах (антамблент)