Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок по природоведению с презентацией "Строение тела человека"

Фото пользователя Наталия Андреева
Submitted by Наталия Андреева on чт, 10/12/2009 - 22:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Андреева Наталия Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Энгельса Саратовской области
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Природоведение
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Конспект урока по природоведению "Строение тела человека" для обучающихся 4 классов по УМК "Школа России" с мультимедийной презентацией.

 

Предмет: окружающий мир

Автор А.А.Плешаков

Тема урока: Строение тела человека

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о строении тела человека.

Тип урока по дидактической цели: урок усвоения новых знаний.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с частями тела человека и внутренними органами;
  2. дать первоначальное представление о работе внутренних органов;
  3. содействовать воспитанию интереса к изучению предмета;
  4. содействовать воспитанию культуры общения;
  5. формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
  6. содействовать развитию навыков самостоятельного поиска решения проблемы, умения прослеживать причинно-следственные связи.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практические (эксперименты).

Формы организации познавательной деятельности: эксперименты, игры, самостоятельная работа с элементами творческой деятельности, эвристическая беседа, работа с книгой.

Средства обучения: ТСО, творческие задания, дополнительная литература.

Оборудование:

  1. компьютер,
  2. схема «Строение человека»,
  3. набор для изготовления наглядного пособия,
  4. пазлы,
  5. текст теста,
  6. раскраски,
  7. фонендоскопы.


Ход урока:

1.      Организационный момент.

Дружно можем мы сказать,

Что хотим про всё узнать.

Изучаем все предметы -

Очень нужно в жизни это!

  1. Актуализация знаний.

- На прошлых уроках мы говорили о правилах безопасного поведения на дорогах.

- Давайте сейчас вместе составим памятку «Берегись автомобиля!»

На столе лежат полоски с правилами дорожного движения. Нужно выбрать верные высказывания и поместить их на доску.

Переходи улицу только по пешеходным переходам.

Переходи улицу только на зелёный сигнал светофора.

Прежде чем  переходить улицу,  посмотри налево, затем направо.

Улицу, где нет пешеходного перехода,  можно переходить в любом месте.

Нельзя играть на проезжей части.

Кататься на велосипедах и самокатах можно только в отведённых для этого местах: дворах, парках и на площадках.

Выезд на самокатах на дорогу разрешён.

3.      Целепологание и мотивация.

-Для чего мы изучаем правила безопасного поведения на дорогах?

-Чего мы опасаемся? (боимся нанести вред здоровью)

-Что такое здоровье?(это слаженная работа всех органов человека, как внешних , так и внутренних)

-Значит, мы должны знать строение своего организма и заботиться о сохранении своего здоровья?

-Сегодня на уроке я предлагаю открыть тайны главного чуда света- человека ,  поговорить о строение человеческого тела, о том, как мы устроены .

-Вы хотите это знать?

 

Мне понравились АФОРИЗМЫ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ:

- Все наше познание начинается с ощущений.

- Наука — капитан, а практика — солдаты.

- Чтобы провести урок интересно и с пользой, давайте  воспользуемся мудрыми  советами великого художника и будем не только слушать, смотреть, читать, изучать, но и проводить эксперименты.

4.      Первичное усвоение учебного материала.

-Знаете ли вы сколько человек живёт сегодня на планете?

Сегодня на Земле живет более 6 млрд. человек. Каждый из них уникален по складу личности, поведению, внешности, пропорциям тела, манере двигаться. Даже между идентичными близнецами обычно есть некоторые различия. Однако при множестве индивидуальных особенностей тела у всех людей устроены и функционируют примерно одинаково.

-Посмотрите друг на друга.

- Какие части тела вы можете назвать?(голова, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги)

 - Как одним словом назвать грудь, спину, живот? (туловище)

- Почему ноги называют нижними конечностями?

- Почему руки называют верхними конечностями?

- Давайте проверим, у всех ли есть те части тела, которые вы называли.

Физкультминутка №1
1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте.
2. Покажите, где находится ваша шея.
3. Пощупайте свою грудную клетку.
4. Погладьте друг друга по спине.
5. Погладьте себя по животу.
6. Поднимите правую руку вверх.
7. Спрячьте левую руку за спину.
8. Поставьте правую ногу на пятку.
9. Топните левой ногой.


- Молодцы! Все знают части своего тела.

- Значит каждый из вас может выполнить задание № 1 в тетради на с.  «Обозначь основные части тела человека.»
-Проверьте друг у друга правильность выполнения задания. (Взаимопроверка)

 

-Ваше тело хорошо вас слушается?

-А знаете ли вы, какая сложная работа происходит в это время  внутри вашего организма?

- На протяжении тысячелетий представления о строении, функциях и болезнях человеческого организма основывались не столько на научных наблюдениях, сколько на различных мифах и магии. В Средние века внимание к телу считалось греховным. Анатомией занимались не только врачи, но и люди, по своей основной деятельности далеко от нее стоящие. Например художники, философы. 

Презентация двух фильмов и рисунков художников. (Слайд 1-8)

-На слайде вы видите, что изучением человека занимаются 4 науки. Слайд 9

-Как вы думаете, что каждая из них изучает?

На сегодняшнем уроке мы будем использовать знаниями из области анатомии и физиологии.

Анатомия – наука, изучающая строение организма.

Физиология – наука, изучающая функции организма.

- Большой толчок для развития анатомии  и медицины дало изобретение микроскопа (Слайд10)  и открытие рентгеновских лучей. Так что к концу XX в. стало уже ясно, как работает наше тело, а медики научились лечить большинство болезней.

- И все же, человеческий организм устроен так сложно - сложнее любой самой мудреной машины, что до сих пор ученые не смогли открыть все его тайны, расшифровать коды, объяснить законы и противоречия.

- Разобраться в устройстве собственного организма не только важно, но и очень интересно.

-Давайте представим себя учеными и отправимся в мир открытий и знаний.

Презентация «Из чего я состою» (Слайд 11)

В теле человека 12 главных систем. Каждая система отвечает за какой-нибудь один процесс или несколько процессов, необходимых для поддержания жизни.

-Перед вами : (Слайд 12 - 14)

 

  1. НЕРВНАЯ СИСТЕМА.

-Кто знает из чего она состоит?

Мозг и нервы составляют нервную систему. Нервная система контролирует все функции человеческого организма. Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (собственно нервы). Обычно нервные импульсы формируются в головном мозге, передаются в спинной и далее по нервам достигают тех органов, для которых они предназначены. Общая длина нервов, расходящихся по всему телу, составляет примерно 75 км.

Головной мозг.

Головной мозг – центр управления нашим организмом. В мозг по нервам поступают сигналы от всех частей тела. Мозг похож на сверхмощный компьютер, который непрерывно анализирует поступающую информацию и отдает приказы органам и системам организма. Благодаря ему мы видим, слышим, двигаемся, думаем и дышим. Головной мозг может запоминать информацию и воспроизводить ее по мере необходимости. Он состоит из нескольких десятков нервных центров, каждый из которых выполняет определенную функцию, например, контролирует определенные движения или анализирует сигналы, поступающие от рецепторов. Через спинной мозг и нервы головной мозг связан со всеми органами и тканями тела.

Опыт № 1

-Прислушайтесь к себе. Вы дышите. А ведь это мозг следит за тем, как вы дышите. А если попробовать не дышать. Получится это?

(Это не возможно. Человек должен дышать. Человеку нужен воздух.)

-Мозг подает сигналы организму и требует совершать вдох и выдох.

 

  1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (Слайд 15 - 20)

Легкие

Легкие расположены в грудной полости и защищены ребрами. У человека 2 лёгких : правое и левое. Причём, левое лёгкое больше, чем правое. Лёгкие взрослого человека вмещают примерно 3 литра воздуха. Ткань, из которой «сделаны» лёгкие, напоминает губку. Благодаря ей они могут сжиматься и расправляться.

 В лёгкие через гортань, трахею и бронхи попадает вдыхаемый воздух.

-Посмотрите, что происходит с легкими при дыхании. (Вдох: Слайд 18)

(При вдохе лёгкие наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе – уменьшаются).

Опыт № 2.

-Давайте послушаем своё дыхание. Для этого воспользуемся фонендоскопом.

Днём мы обычно совершаем 16-18 вдохов и выдохов, а во сне только 12. За всю жизнь человек совершает примерно 600 миллионов вдохов и выдохов.

 

Внутри легких находятся миллионы мельчайших воздушных мешочков, стенки которых буквально пронизаны кровеносными капиллярами. Это альвеолы. (Слайд 19) В лёгких насчитывается более 3 миллионов альвеол. Если бы их можно было разложить по земле, они бы заняли площадь, равную площади теннисного корта. Альвеолы можно увидеть под микроскопом.

Поступающий к ним  кислород проникает через стенки кровеносных капилляров в кровь, а с ней - в клетки. А углекислый газ из крови попадает в полость альвеол и при выдохе выходит из организма. (Газообмен: Слайд 20))

 

Физкультминутка №2 «Дыхательные упражнения»

 

-Мы подошли к ещё одной важной системе человеческого организма:

 

 

  1. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА (Слайд 21- 22)

Сердце и кровеносные сосуды составляют эту систему. Все человеческие органы пронизаны кровеносными сосудами. Они доставляют им кислород и питательные вещества.

Сердце – основа системы кровообращения. (Слайд 23 - 25) Это особая мышца. Оно, словно особый насос, гонит кровь по кровеносным сосудам. Не прекращает работу даже во сне.

Сердце человека сложнее, чем любой электронасос. Оно с такой скоростью перекачивает кровь, что она проходит по самым отдалённым капиллярам и возвращается в сердце всего за 1 минуту.

Сердце человека сокращается в среднем 1 раз в секунду, то есть около 10000 раз в день, и так всю жизнь. Размером сердце - с кулак.

Опыт № 3

-Хотите услышать как бьётся ваше сердце?

Приложите фонендоскоп к левой части груди и прислушайтесь.

-Можно посчитать свой пульс (количество сокращений сердца за 1 минуту). На руке у основания ладони, ближе к большому пальцу, прощупывается пульс. Нажмите на это место пальцами другой руки и вы почувствуете пульсацию.

 

Ещё одна важная система организма вам хорошо известна. Мы говорили о ней на уроках «Разговор о правильном питании».

-Вспомните, о какой системе мы говорили? (Это пищеварительная система.)

(Слайд 26)

  1. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Клетки, из которых состоит наш организм, нуждаются в энергии. Эту энергию они получают из пищи. Чтобы пища превратилась в питательные вещества, она проходит сложный путь через пищеварительную систему. Через пищеварительную систему пищу проталкивают мышцы. Так что даже если встать на голову, то всё равно можно есть и пить. По крайней мере в теории.

Общая длина всех органов пищеварительной системы составляет около 9 м – примерно столько занимают 6 велосипедов, если поставить их в ряд.

Весь процесс пищеварения занимает около суток.

-Предлагаю вам прочитать текст в учебнике на стр.9 и узнать подробнее об органах пищеварения. А затем рассказать, что вы узнали.

Рассказ детей + (Слайд 27 - 30)

В желудке еда задерживается примерно на 3 часа. Желудок взрослого человека вмещает примерно 2 литра жидкости.

Печень – самый большой и самый горячий орган в нашем организме. Он борется с вредными и ядовитыми веществами.

Если тонкую кишку растянуть, её длина составит около 6 м

Длина толстой кишки взрослого человека примерно 1,5 м

5.      Осознание и осмысление учебного материала.  (использовать схему строения человека)

-Сколько всего систем в организме человека? Какие вы можете назвать?

-Какой орган называют центром управления организмом?

-При помощи какого органа осуществляется дыхание?

-Какой орган размером с кулак, но заставляет кровь обегать всё тело?

-Какие органы входят в систему пищеварения?

6.      Первичное закрепление учебного материала.

-Для закрепления изученного предлагаю вам несколько видов работы. Вы можете объединиться в группы или выбрать работу индивидуальную.

Групповые:

  1. компьютерная игра (для тех, кто уверен в своих силах и владеет компьютером)
  2. изготовление наглядного пособия  (для тех, кто уверен в своих знаниях и любит творчество)
  3. пазлы (для тех, кто любит собирать пазлы )

Индивидуальные:

  1. тест «Убери лишнее слово» (для любознательных и уверенных  в своих знаниях)
  2. раскраска (для тех, кто любит раскрашивать )

Вы можете использовать информацию в учебнике, схему строения тела человека, энциклопедию, можете общаться друг с другом и задавать мне вопросы.

7.      Информация о домашнем задании (2мин.)

В тетради с печатной основой есть задание №2 на ст.   «Подпиши название внутренних органов человека и укажи стрелками, где они находятся» на стр.   Я предлагаю вам 2 варианта выполнения д/з:

  1. не подглядывая в учебник, выполнить задании,  а затем проверить себя по учебнику
  2. выполнить задание, опираясь на информацию в учебнике или помощь родителей

Дополнительное д/з: составить кроссворд со словами-названиями частей тела и внутренних органов.

8.      Рефлексия (2мин.)

-Что нового узнали?

-Каким способом?

-Что запомнилось? Понравилось? Вызвало затруднения?

Приложение:

  1. презентация
  2. пазлы
  3. раскраска
  4. текст теста

 

 

Прикрепленный файл Size
тест.doc 28 KB
Инструкция по выполнению наглядного пособия.doc 27.5 KB
Макет наглядного пособия.jpg 36.92 KB
пазлы.jpg 45.94 KB
андреева-презентация.part1_.rar 9 MB
андреева-презентация.part2_.rar 6.85 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн