Я, думаю, нет ни одного человека, который бы не помнил своего первого учителя. Для каждого из нас он является примером. За выбор своей профессии я благодарна Малышевой Светлане Рудольфовне, моему первому учителю. Она заложила в нас тот фундамент (знания, отношение ко всему, что нас окружает), на котором каждый из нас впоследствии построил дом. Скажете, почему я сравниваю наши достижения с домом, а знания с фундаментом? Наверное, потому что от прочности, объема знаний зависит наше будущее.
Ученики, пришедшие в первый класс, это сосуды, которые мы должны наполнить. А вот, как и чем мы их наполним, зависит полностью от учителей, и в первую очередь от учителя начальных классов.
Как сказал немецкий педагог-демократ Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Каким примером он является, чему научится у него ребенок? Ответ на этот вопрос мы получим, спустя многие годы. Для того чтобы результаты нас не огорчили, мы должны всегда совершенствоваться.
Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Учитель должен ежедневно трудиться над собой, над совершенствованием своего мастерства. Мастерство учителя - систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.
Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности — философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия — одна из самых ответственных.
Учитель ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и космонавта, врача и строителя, формирует основы их знаний и умений, их мировоззрения и характера. Учитель работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны.
Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя — из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, выполнить свой гражданский долг.
А главное, учитель своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть людьми.
Безусловно, что современная жизнь требует от нас жизнестойкости, подвижности, иногда даже цинизма, жестокости, но для того, чтобы не раствориться в этом тревожном и неустойчивом мире, не стать безликой, часто необходимо иметь основу — стержень, благодаря которому человек остается личностью.
Педагогическая деятельность, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.
Чего и по какому праву добиваемся мы от учеников? Ведь идеальных людей не существует. Значит, прежде всего, надо уважать интересы и потребности детей. Не подавлять природу ребёнка, а, словно скульптор, следовать за ней. Ценить своеобразие ребёнка, наблюдать, выявлять и поддерживать основные линии его развития, исключая технологию подгонки под стандарт. Общество должно обогатиться людьми с глубокой верой в себя, в свои способности, умеющими эти способности реализовать во имя личного и общего счастья.
Часто задумываюсь, всегда ли я действовала верно, смогла ли разобраться в ситуации, сумела ли понять ребёнка. Ведь знай, я, что двигало учеником в тот момент, о чём он думал, сто раз поступила бы по-другому.
Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую я бы назвала душевным равновесием. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. А чтобы это душевное равновесие стало возможным, нам, учителям (да и родителям тоже), нужно помнить о том, что каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Потом они обязательно вернутся к ним и, к сожалению, не всегда в образе синей птицы. И кто будет в этом виноват?
Значит, детей нужно просто любить. Просто, да не очень... Учительской любви необходимо учиться. Идти надо от реальных индивидуальных особенностей ребенка, принимая и любя его таким, какой он есть.
Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять ее в нужное русло. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения: перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам.
Каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления.
Наше призвание – открывать мир, и в этом процессе учитель и ученик дополняют друг друга: если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция учителя: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберёмся вместе». Когда это чувствуешь, становится легко и свободно. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука – не только сигнал учителю «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда дети раскрывают себя и свои возможности на каждом уроке.
Нужно ли, чтобы дети любили своего учителя? Конечно, нужно. Это необходимое условие, чтобы воспитательное влияние давало добрые всходы. Поэтому учителю следует думать о том, как вести себя, чтобы дети увидели в нём друга, наставника, вожака, открыть ему свой мир. Если ребёнок любит учителя, значит, любит учиться, любит школу, уроки, книги. Мнения, оценки любимого учителя становятся для ученика эталоном отношения к людям, их поступкам, явлениям действительности.
Любимый учитель – хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь. Он не замечает самого «стекла», но с величайшим удивлением, увлечением, восхищением, радостью, упорством всматривается в предметы и явления, которые открываются в окне познания. Ребёнок задаёт бесчисленные «почему?», высказывает сомнения, утверждения, умозаключе-ния, точки зрения, нравственные представления и позиции.
Что же дети должны открыть во мне, учителе, чтобы полюбить меня, поверить мне и последовать за мной?
Во – первых, умение понимать их, всех и каждого. Школьники должны почувствовать, как интересно и радостно общаться со мною. Ведь я всегда приду на помощь, порадуюсь их успехам, подбодрю в случае неудачи.
Во – вторых, исключительное великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность. Это вовсе не означает вседозволенности. Нет, скорее наоборот. Я должна быть требовательной, чтобы ребёнок в моём присутствии стремился сдерживать свою импульсивность, недобрые порывы, эгоистические желания. Однако при этом необходимо, чтобы он на своем опыте почувствовал, как я умею сопереживать, уступать, прощать, помогать. Доброта и отзывчивость предполагают терпение, выдержку, отношение к неудачам учеников как естественному явлению в сложном труде учения.
Младшие школьники часто могут ошибаться, затрудняться в понимании задачи, отвлекаться. На каждом шагу мне предоставляется повод, чтобы сделать замечание, выразить недовольство, потерять обладание, обратиться к родителям за помощью. Однако я думаю, что суть педагогического терпения заключается в том, чтобы доброжелательно и тактично помочь ученику преодолеть затруднение, гуманно разрешить конфликтную ситуацию, поддержать чувство собственного достоинства. Педагогическое терпение – это оптимистический подход к силам, возможностям ученика, опора на его индивидуальные, психологические особенности.
В-третьих, способность радоваться тому, что каждый из детей взрослеет, совершенствуется. Для меня ребенок – это целостная личность. Я стремлюсь к тому, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. Я стараюсь делать так, чтобы в этом процессе ребенок испытывал чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и всё более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Я считаю, что учение станет смыслом жизни для ребёнка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению.
Польский врач, педагог, писатель, Корчак Януш сказал: «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть». Всего этого можно достичь, только если любишь детей искренне, ведь душа ребенка как струны скрипки. От того, как прикасаешься к ним, будет зависеть результат – музыка, которую вы получите. Если не можете применить теорию на практике, то получите фальшь. А чистую музыку получает только профессионал. Таким профессионалом я считаю УЧИТЕЛЯ.
И в заключение хочу процитировать слова Н.А. Некрасова: «Учить других – потребен гений. Потребна сильная душа».
|