НАГЛЯДНОЕ И НЕНАГЛЯДНОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ СУДОКУ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ Мячев А.А.
Авторы проекта: Геворгян Гамлет, 9 кл., Кумпатэ Андрей, 8 кл.
ГОУ ЦДО «Эврика» Научный руководитель: Мячев Анатолий Анатольевич, к.т.н., с.н.с.
Консультант: Геворкян Армен Гамлетович
Актуальность. Недостаточное развитие логики и внимательности, пространственного мышления у детей младших классов, в особенности проявляемое при решении судоку.
«Судоку (яп. су:доку?, произношение (info)) — это головоломка - пазл с числами, ставшая в последнее время очень популярной. В переводе с японского «су» — «цифра», «доку» — «стоящая отдельно». Иногда судоку называют «магическим квадратом», что в общем-то не верно, так как судоку является латинским квадратом 9-го порядка. Судоку активно публикуют газеты и журналы разных стран мира, сборники судоку издаются большими тиражами. Решение судоку — популярный вид досуга» [1].
Цель работы. Развитие логического мышления и внимательности у детей, умения структурировать шаги алгоритма решения судоку и компактного оформления алгоритма решения в среде соответствующих офисных приложений. Это в дальнейшем будет способствовать нахождению и облегчению способов решения и устойчивых навыков оформления решения более сложных логических и пространственных задач, в том числе с помощью средств офисных технологий (адекватных для различных классов задач).
Методы.
1. Анализ возможных способов решений поставленной задачи (в нашем случае, судоку) различными методами, например, перебором цифр с помощью карандаша и ластика, методом одиночек, скрытых одиночек и др., либо как в шахматах - думая на несколько шагов вперед [2, 3, 4].
2. Разработка способов облегчения решения задачи методом изложения и решения задачи в наглядной форме: а именно легко воспринимаемой ассоциативной «цветовой», «цвето-цифровой» форме или в виде изображений объектов различного вида, соответствующих цифрам от 1 до 9 (предметов, животных, птиц и других объектов внешней среды, устойчиво узнаваемых детьми младшего возраста).
3. Анализ штатных средств компьютерных технологий для разработки наглядных и компактных способов визуализации судоку и алгоритма(ов) решения судоку, рассчитанных для детей младшего возраста и начинающих пользователей (текстовых редакторов, электронных таблиц, презентаций).
4. Использование разработанной инновационной технологии для создания комплектов электронных судоку различной сложности в офисных приложениях и их решения детьми в наглядной и «ненаглядной» формах с фиксацией алгоритма решения в компактной форме. Это существенно повысит продуктивность обучения решению судоку и развитие устойчивых навыков оформления и решения судоку в среде офисных приложений.
Реализация задачи.
1. Проанализировано большое количество информации по методам решения судоку различной сложности (в Интернете и в литературе).
2. На основе синтеза различных методов решения судоку и опыта применения учебно-методических комплектов по информатике для школьников 1-4 классов при решении похожих задач (в основном, пазлов различной сложности) предложены методы цветовой, цвето-цифровой, с использованием изображений визуализации цифр (1-9) и шагов алгоритма решения судоку в среде электронных таблиц и презентаций.
Предложенные метод решения и технология реализации метода (с возможностью пошаговой анимации) ориентированы на уровень общего мышления, логики и внимательности, характерные для младших школьников и начинающих любителей судоку.
3. Для повышения уровня развития логического мышления, внимательности, устойчивых навыков работы в среде электронных таблицах и презентаций разработанная технология внедрена в образовательный процесс. Она апробирована и апробируется в трех объединениях ЦДО «Эврика» в 2009-2010 учебном году: «Развивающая математика и информатика», «Развивающая математика, информатика, шахматы», «Развивающая математика, информатика и конструирование» в рамках штатной работы обучающихся в соответствующих приложениях.
4. Разработанная технология создания и решения комплектов развивающих судоку различной сложности в электронной форме на основе цветовой визуализации решения с возможностью наглядного представления судоку и «оживления» занятий музыкой, анимацией решения делает занятия более интересными и продуктивными.
5. Применение предложенной технологии решения судоку в образовательном процессе обеспечивает существенное сокращение времени решения судоку различной сложности (примерно на 20%-23% у младших школьников, решающих «наглядные» судоку), а также возможность трансляции технологий решения в другие образовательные учреждения.
6. Применение предложенной технологии решения судоку обеспечивает устойчивое развитие логики, внимательности и навыков работы в среде электронных таблиц и презентаций. Литература 1) Судоку. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. www.wikipedia.org
2) Как решать судоку: способы, методы и стратегия. http://www.sudoku-club.ru/howto.html
3) Как решать Судоку. http://www.dumaidumai.ru/node/56 Пример методических рекомендаций по решению и оформления решения судоку начального уровня сложности (уровень 1) в формате линейного пошагового алгоритма решения:
|