Рецензия на учебник по истории средних веков.
Авторы: Е.В.Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История средних веков: Учеб.для 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под редакцией доктора исторических наук А.А.Сванидзе. М.:Просвещение,2009. Издание 16-е. Рекомендован Министерством образования РФ.
Содержание учебника соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программе основного общего образования по истории МО РФ 2004г.
Объем учебника - 11 глав, 34 параграфа, что незначительно превышает количество часов, отведенных по новому базисному плану. По этому пособию десятилетиями учителя и учащиеся с интересом изучали историю Средневековья. Язык и стиль изложения материала соответствует возрасту учащихся и базовому уровню обучения. Авторы втремятся дать ученикам всесторонние и достаточно объективные сведения о многих сферах жизни человеческого общества и каждого отдельного человека в Средние века. Учебник обогатился новыми фактами, перед учениками открылся красочный мир материальной и духовной культуры Средневековья, прошлое стало ближе, понятней, дороже. Знаменитые монархи, нищенствующие монахи, горожане, безымянные крестьяне, полководцы и философы , школяры и студенты, бродячие артисты заполнили страницы учебника.
Авторы рассчитывают прежде всего на чувственное восприятие прошлого учениками, т.к. именно чувства формируют ценностные ориентации и личностные убеждения. В основе учебника лежит формационный подход. Преобладающим приемом изложения основного текста является объяснение.Учебник обеспечивает преемственность по отношению к курсу истории Древнего мира. Вместе с тем, на наш взгляд, логичнее рассматривать Средневековье через призму Византии как центра, которому подражали и на западных, и на восточных окраинах тогдашнего мира ( а не через призму франкского королевства). Это облегчает и изучение русской истории.
Шрифт крупный, текст разбит на небольшие абзацы , легко читается. Учитель может варьировать объем материала в зависимости от возможностей классов, возраста учеников. Прежде словарную работу авторы предлагали проводить с помощью словаря, расположенного в конце книги. Теперь введен постраничный словарь. Встретив новое понятие или малознакомое слово, ученик сразу же может узнать его значение. Все термины и понятия выделены курсивом.
Методический аппарат учебника состоит из вопросов и заданий трех уровней познавательной деятельности. Образована система вопросов и заданий, с помощью которой поддерживается взаимосвязь авторов с учениками на всех этапах работы с учебником. В конце параграфов преобладают задания типа "узнай...", "сопоставь...", "оцени поведение...". Даны вопросы на установление межкурсовых и внутрипредметных связей.
Документы имеют вид кратких адаптированных текстов. Заголовки глав и параграфов кратко и наукообразно выражают основную мысль текста или результат исторического события, процесса, явления. Иллюстративные материалы превращаются в самостоятельный и равноценный основному тексту источник информации, средство организации исследовательской работы учащихся на уроках и важный инструмент их этического и эстетического воспитания.
Заключения к главам отсутствуют, но в конце учебника дается общее заключение о месте и наследии Средневековья в мировой истории. В целом учебник доказывает непреходящую самоценность Средневековья, актуальность и потребность в знаниях такого рода.
Учитель истории МОУ "СОШ 49" Тюсина Т.А.
|