Удивительный дом – наша школа. Здесь всё перемешалось: литература и география, русский язык и история. Жизнь бьёт ключом. Все, собравшиеся в этом классе, окунутся в царство русского языка, ощутят свою причастность к прекрасному, особенному миру.
УЧЕНИК.
В царстве Морфологии,
Столице Филологии,
У Глагола и Наречия
Возникли противоречия.
Мы в них тоже примем участие
И вспомним о деепричастии.
УЧИТЕЛЬ.
Последние дни мы провели в гостях у деепричастия. Познакомились с его особенностями. Теманашего урока «Участие в деепричастии».
Наш урок – это маленькая книга, в которую мы должны записать полученные знания по теме «Деепричастие». А повторение и систематизацию изученного проведём с элементами краеведения об истории нашей школы, которой в 2010 году исполнится 95 лет.
Ну что ж, в путь!
Первая страничка нашей книги – орфографический минимум Слайд №2.
Р..дная школа, стари..ое здание, решая ур..внение, воспитывая подр..стающее поколение, препод..вание русского языка, изменив ра..писание.
1 ученик – выполняет синтаксический разбор эпиграфа.
2 ученик – выписывает из эпиграфа деепричастия приёмом поморфемного письма, определяет морфологические признаки.
(Группа учащихся составляет слова по морфемной модели)
УЧИТЕЛЬ.
Каждый человек, предмет или явление имеет свою историю. Объект нашего изучения – деепричастие – не является исключением. Следующая страничка нашего урока – историческая справка. Слайд №5.
Сообщения учеников.
1 ученик.
Вопрос о частях речи занимает умы учёных с древнейших времён. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини. В русской лингвистике Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей Александрович Шахматов.
2 ученик.
Вопрос о времени возникновения деепричастия в русском языке является одним из дискуссионных. Возможно, что оно существовало уже в 14 веке.
3 ученик.
По мнению Алексея Александровича Шахматова, формирование деепричастия относится к 18 веку.
4 ученик.
По происхождению деепричастие в русском языке восходит к краткой форме именительного падежа причастия.
5 ученик.
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, соединяющая в себе признаки глагола и наречия. Сходные глагольные формы существуют в русском, латинском, французском языках. А также в тюркских языках, венгерском и эскимосском.
УЧИТЕЛЬ.
Из всего сказанного можно сделать вывод: Не сомневаясь в существовании деепричастия, древние лингвисты занимались изучением морфологии с 14 века.
-записать данное предложение в тетрадь.
-объяснить постановку знаков препинания.
- объяснить правописание НЕ с деепричастием.
УЧИТЕЛЬ.
Следующая страничка нашего урока – отдых с пользой для дела. (Слайд №6)
(Физминутка с использованием деепричастий)
УЧИТЕЛЬ.
История деепричастия насчитывает несколько веков. И уже к вековому юбилею приближается история нашей школы. В 2010 году ей исполнится 95 лет. ( Слайды 7-8.)
Групповая работа по тексту
Средняя школа №2 имеет почти в…ковую историю.
Начав своё существование в 1915 году, она за..вила о себе в качестве высшего начального училища пятью классами. Одним из первых д..ректоров был Николай Иванович Рогов.
Создавая учебную программу, директор старался, чтобы она соответствовала уровню сем..летней школы.
В 1918 году начали строить новую школу, используя для этого дом помещика. В 1921 году был сделан первый выпуск.
С осени 1928 года учебное заведение принимает директор Рогов, реорганизуя её в школу колхозной молодёжи. Учебников было мало, но ученики, впитывая знания, отдавали все силы, стараясь получить образование.
ЗАДАНИЕ: Из данного текста выписать деепричастия, образовав видовую пару.
2.Какое деепричастие соответствует морфемной модели: приставка+клрень+суффикс.
(впитывая)
3.Какое из деепричастий является возвратным? (стараясь)
УЧИТЕЛЬ.
Сегодня наша школа самая крупная в Базарно-Карабулакском районе. (Слайд№9) 472 ученика и 47 педагогов насчитывает наше учебное заведение. Не одно поколение прошло через эти мудрые стены. 11 ваших мам и пап закончили в разные годы школу №2. Следующая страничка нашего урока – творческая работа. Мы вновь обращаемся к эпиграфу. (Слайды 10,4)
-Какие мечты рождаются в школе?
-Какие качества личности воспитывает школа?
Миниатюра «Размышляя о школе» (с опорой на эпиграф)
Цель: высказать собственное мнение и аргументировать его. В сочинении необходимо употребить деепричастия.
На: Повторение изученного по теме "Деепричастие"
Елена Бессонова
На: Повторение изученного по теме "Деепричастие"
Спасибо большое, Елена Сергеевна. Стараюсь, чтобы в каждом уроке была "изюминка".