Презентация к уроку по теме: Транспорт веществ в организме животных
Submitted by Ольга Леонидовна Понкратова on Wed, 02/12/2009 - 22:48
Государственное управление образования Псковской области Печорская школа – интернат для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Урок биологии в 6 классе
«Транспорт веществ в организме животных.»
Автор: Понкратова Ольга Леонидовна
Учитель биологии Печорской школы – интерната
для детей сирот и детей оставшихся
без попечения родителей.
Печоры 2009 год
Тема урока: Транспорт веществ в организме животных.
Задачи урока:
Развивающие: развивать умения работы с учебником, рисунками, схемами, обобщать полученные знания, применять их в новой ситуации.
Образовательные: раскрыть причины передвижения веществ по организму животного, дать представление о разных типах кровеносной системы, составе крови и гемолимфе.
Воспитательные: значение крови для человека и последствия ранений.
Организационный момент: Поздороваться, спросить, какое у ребят настроение! Отметить отсутствующих.
Актуализация знаний. Целепологание. Итак, ребята, для начала давайте вспомним, то, что вы уже знаете. В живых организмах происходят сложные процессы, в результате которых образуются самые разнообразные вещества. Как переносятся вещества, и неорганические вещества в растениях мы рассматривали на прошлом уроке. А чтобы вся информация уложилась в голове ещё лучше, я просила на прошлом уроке, каждый из вас, изобразил красочную схему на альбомных местах по транспорту веществ в организме растений. Я вижу, что схемы готовы. Сейчас я соберу их, посмотрю и поставлю оценки. А теперь давайте ответим на несколько вопросов по прошлой теме.
Какие вещества необходимы для жизни растений?
Откуда растения получают воду и минеральные соли?
О чём речь?
Из почек появляются
Весною распускаются
Летом шевелятся
Осенью летят?
Какие вещества образуются в листьях?
Какой ещё орган занимается транспортом?
В каком направлении в растении перемещаются в растении вода и минеральные соли.
В каком направлении перемещаются в растении органические вещества?
Молодцы!
Итак, а сейчас самое время записать тему сегодняшнего урока в тетрадях. Внимание на экран тема урока: Транспорт веществ в организме животных (Слайд №1).
Ребята, как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы. Давайте посмотрим (Слайд №2).
• Вопросы урока:
• 1. Какие вещества и как перемещаются в организме животных?
• 2. Какая система органов занимается перемещением этих веществ?
• 3. Есть ли различия в строении этой системы органов у разных животных?
Объяснение нового материала:
У многоклеточных животных для переноса веществ имеется особая система органов. Мы её знаем, но чтобы убедиться верно, ли мы думаем, поиграем в магический квадрат (Слайд №3).
Посмотрите, перед вами целых 2 магических квадрата с цифрами и буквами (цифры показывают местоположение этой буквы в слове). Например, №1 ищем в квадрате букву, которая стоит на этом месте. Это буква «к». Значит буква «к» первая буква в этом слове. А теперь давайте вы.
Итак, это кровеносная система. Мы с ней уже знакомились. Из каких частей состоит эта система органов (Слайд №4)?
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА
СЕРДЦЕ СОСУДЫ
Вопрос: Что движется по сосудам?
Подсказка: Её приносили в жертву богам. Ею скрепляли священные клятвы, её считали носителем души, соком жизни.
К теме кровь, мы вернёмся позднее.
Итак, кровеносная система. Первое животное, кровеносную систему которого мы рассмотрим, будет кровеносная система нашего старого знакомого, дождевого червя. Внимание (Слайд №5).
Ищем глазами, есть ли у него сердце. Есть, но не совсем обычное. Несколько кольцевых сосудов и есть его сердце. И ещё у дождевого червя есть брюшной сосуд и спинной сосуд. Посмотрите, они соединены в одну единую систему. Вот такая система называется – замкнутая. А ещё замкнутая система у других животных. Просмотр слайдов №6 – 10.
Посмотрите, а это кровеносная система моллюсков (слайд №11).
Ищем сердце и сосуды. Даём определение, что такое незамкнутая кровеносная система. Жидкость, которая течёт по сосудам и выполняет функции крови, называется – гемолимфа. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Затем она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутая.
А ещё незамкнутая система у насекомых (слайд №12).
А теперь давайте зафиксирует то, что мы только что узнали в тетради (слайд №13)
Кровеносная система
ЗАМКНУТАЯ НЕЗАМКНУТАЯ
Дождевой червь Моллюски гемолимфа
Рыбы Насекомые
Земноводные
Рептилии
Птицы
Млекопитающие
ФИЗМИНУТКА или ДАВАЙТЕ ОТДАХНЁМ.
Упражнения для профилактики нарушения осанки.
Исходное положение – сидя на стуле, ноги вместе.
На счёт раз – выполнить захват ножек стула ногами изнутри, на счёт два – вернуться в исходное положение, на счёт три – захват ножек стула снаружи, на счёт четыре – вернуться в исходное положение.
Исходное положение стоя, стопы параллельно на ширине, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок.
Стоя раз поднять руки вверх, два вернуться в исходное положение, на счёт три – поднять руки вверх, одновременно отвести правую ногу назад, прогнуться, голову назад. И четыре – в исходное положение.
Упражнение для мышц глаз. Медленно переводим взгляд справа налево и обратно (8раз).
Открываем учебник на странице 76. На экране схема не закончена. Работаем парно, помогаем друг другу. Заполняем схему по составу крови. А затем на экране открывается схема законченная.
КРОВЬ
Плазма (жидкая часть) Клетки крови
Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
Красные, Белые Участвуют
переносят кислород убивают в свёртывании
микробов крови.
С древних времён интерес к крови не случаен. Значительные кровопотери, при ранении была причиной потери сознания или человека. Кровь боготворили, кровью клялись в дружбе, любви, кровью смывали позор и оскорбления.
ПОЧЕМУ КРОВЬ КРАСНАЯ?
В крови есть специальное вещество – гемоглобин.
Очень интересные в крови есть клетки – эритроциты, и чтобы вы ещё раз с ними лучше познакомились, посмотрим несколько интересных фактов (слайд №16).
• В одном кубическом миллиметре крови – около 5 млн. эритроцитов.
• Если разместить все эритроциты человека в одну линию, то получиться лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору.
• Если считать эритроциты со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тыс. лет.
• В каждом эритроците – 265 млн. молекул гемоглобина.
А теперь переходим к составной части кровеносной системы – сосудам.
СОСУДЫ
Артерии Вены Капилляры
Обычно запомнить, что вены к сердцу, а артерии – от сердца, трудно. Для этого я предлагаю вам приём для запоминания.
Артерии – От сердца (гласные)
Вены – КСердцу (согласные)
Ну, а о второй составной части кровеносной системы, мы поговорим на следующим уроке.
Закрепление изученного материала.
Раз уж мы уже второй урок говорим о транспорте, то какой же транспорт без светофора. Давайте в него и поиграем. На столе лежат карточки трёх цветов. Правила игры: вопрос и три варианта ответа. Если вы выбираете вариант А, то поднимаете красную карточку, если Б, то жёлтую, а если В, то зелёную (Слайд №21).
Вопросы игры:
У дождевого червя кровеносная система
• А) замкнутая
• Б) незамкнутая
• В) круглая
Сосуды, которые отходят от сердца, называются
• А) вены
• Б) капилляры
• В) артерии
Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков и насекомых, называется
• А) гемолимфа
• Б) гемоглобин
• В) гематоген
Красные клетки в крови занимаются
А) свёртыванием крови
Б) разносят кислород
В) убивают микробов
РЕФЛЕКСИЯ.
Если вы отвечаете да – то поднимаете зелёную карточку, если нет то красную:
Вам понравился урок
Было трудно
есть ли вопросы по уроку
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
• Страницы в учебнике 74 – 79.
• Написать мини сочинение от лица любого составляющего кровеносной системы.
• Доделать схему по составу крови
Список литературы.
1.Акимов С.С. Биология в таблицах, схемах, рисунках. М. «Мест» 200г.
2.Рабочая тетрадь по биологии (живой организм). 6 класс.
3.Биология живой организм – поурочное планирование. Волгоград 2002г.
4.Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. Дрофа, М. 2005 г.
5.Сонин Н.И. Биология 6 класс Живой организм. Дрофа 2002г.
На: Презентация к уроку по теме: Транспорт веществ в организме ж
С уважением, Антонина Александровна