Submitted by Светлана Николаевна Герасимова on Wed, 02/12/2009 - 08:13
На выбор профессии влияют согласованные между собой интересы и склонности, а также их взаимное дополнение. Способности же являются одним из важнейших условий освоения и реализации профессиональной деятельности.
Выбирая профессию необходимо владеть информацией о требованиях, которые предъявляет каждая профессия к человеку. Если требования, предъявляемые к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда можно говорить о профессиональной пригодности этого человека. «Профессиональная пригодность - это взаимное соответствие человека и профессии». Она складывается из:
Г - гражданских качеств;
О - отношения к выполняемой деятельности;
Д - дееспособности, т.е. общих способностей - интеллектуальных;
Е - единичных (т.е. математических, музыкальных и др.);
Н - навыков умений. (слайд)
На формирование же профессиональной пригодности влияют следующие факторы:
- социально-экономический (комплекс мотивов, побуждающих выбирать одни профессии и избегать других);
- психологический (влияние сформировавшихся черт характера, жизненного опыта);
- индивидуально-психологические различия (базируются на свойствах нервной системы);
- изменение условий труда. (стрелки)
И, конечно же, правильный выбор профессии связан с учетом состояния здоровья.
Таким образом, оптимальные условия выбора профессии можно построить из четырех модальностей: «хочу», «могу», «надо», «есть». «Хочу» - направленность личности, ее стремление. Конкретно это проявляется в мотивах, интересах, профессиональных намерениях. «Могу» - способности и здоровье. Функциональность «надо» - указывает на требования рынка труда к профессиям, потребность в кадрах. «Есть» - характерологическая совокупность и устойчивые индивидуальные особенности личности. Именно эти условия являются ориентиром для формирования профессионального самоопределения. (сл)
На: профессиональное самоопределение