Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конструктивность мотивации

Данные об авторе
Регион: 
Республика Карелия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Психология
Краткое описание: 
Конструктивность мотивации

 

Методика «Конструктивность мотивации»
Оригинальной попыткой построить «причинную» типологию является разработанная О. П. Елисеевым методика «Конструктивность мотивации». По мнению автора, она может быть использована для диагностирования индивидуальных различий людей по отношению к четырем основным типам мотивации. Эти четыре типа мотивации понимаются автором как. результат взаимодействия мотивации достижения и мотивации
Четыре ведущих мотива, воплощающих собою четыре основные подструктуры взаимодействия внутреннего и внешнего, разворачиваются в соответствующие мотивационные стратегии. Описание этих стратегий, существенно различающихся между собою, представляет предлагаемое нами литературное описание типов мотивации.
В общепринятой психологической терминологии четыре основных типа мотивации могут быть раскрыты как результат ортогонального отношения мотивации достижения (МД) и мотивации отношения (МО). Отношение МД к МО вполне может быть представлено схемой взаимоотношения ти­пов мотивации, изображенной на рисунке.
Мотивация отношения МО
 
«ДА – НЕТ»: «ПАНТЕРА»
Интернально-субъектная стратегия
МО внутр. «+»
МД внешн. «-«
 
Меланхолик – Сангвиник
«ЛЕВ» : «ДА – ДА»
Интернально-объектная стратегия
Интернальность
МО внутр. «+»
МД внешн. «-«
                      Сангвиник - Холерик
 
 
 
 
 
 
МД   Мотивация
 А        достижения
Интровертность
Флегматик – Меланхолик
Экстернально – субъектная стратегия
МО внутр. «+»
МД внешн. «-«
«НЕТ – НЕТ»: «МЕДВЕДЬ»
 
Экстравертность
Холерик – Флегматик
Экстернально-объектная стратегия
МО внутр. «+»
МД внеш. «-«
«ТИГР»: «НЕТ – ДА»
 
                                                 Экстернальность


 
 
 
 
 
Используя схему, рассмотрим описание четырех основных типов мотивации (мотивационных стратегий):
«ЛЕВ». Основной способ (мотив) взаимодействия – «ДА» - «ДА», то есть мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, взаимного их положительного отрицания, обуславливающего возможность саморазвития личности. Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к сотрудничеству. Уравновешенность внутреннего и внешнего во взаимодействии является основой баланс целей и отношений как во внешнем, так и во внутреннем планах личности. В идеале «лев» на основе интернальности и экстравертности устремлен к сов­местному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий (по К. Томасустремление к сотрудничеству)
Может быть Учителем (с большой буквы), (ди)ректором, основателем (научной) школы, собирателем, пастырем, духовным наставником, мастером на все руки. Пассионарность его имеет чрезвычайное общественное значение. Но при нетребовательном к себе отношении и общественной не­востребованности «вырождается» в безобидного весельчака, мечтателя, бо­лельщика в общественных явлениях, завсегдатая компаний, «своего парня»
В случаях крайнего напряжения душевных и физических сил обнаружи­вается по параметру личностной реактивности в темпераменте холерика, в то время как обычное личностное состояние по параметру конструктивной его активности — сангвиния. Это следует понимать так, что «львом» не рожда­ются, им становятся. Причем скорее всего это происходит либо в сфере об­щения, либо в познавательной деятельности, где для этого имеются специ­фические, собственно человеческие, родовые для человека разумного, «тепличные» условия. Особенно часто тип «льва» диагностируется в научной среде, в выборках школьников и студентов, в благополучных семьях и про­изводственных объединениях. В то же время вне оптимальных условий дея­тельности или вне специального воспитания «лев» при той же самой мотивационной стратегии проявляет себя, согласно нашей модели типологической единства личности, именно своим естественно-реактивным образом — как холерик, со всеми вытекающими из этого следствиями. В различной мер: эффект самовоспитания демонстрируют такие, например, «львы», как Сер­гей Радонежский, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский, И. П. Павлов.
«ПАНТЕРА». Основной способ (мотив) взаимодействия — «ДА— НЕТ», т. е. мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотива­ции отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в o6щении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по К. Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собою, обостренная рефлексия в самосовершенствовании в целом представляют «пантеру» как интернала, но щенного более внутрь, — т. е. интроверта. Мотивация отношения к самому  себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминируют над целями — более важным становится постижение себя или какой-либо абстрактной истины, и только затем уже, через себя, принимав внешний мир. Отсюда общая направленность на виды деятельности, предполагающие уединенность труда: ученый, писатель, композитор, мудрец, отшельник.


Обычное личностное состояние по параметру активности — -меланхолия, причем именно воспитанная, приобретенная, и не обязательно вблагоприятных обстоятельствах жизни. Так,  Б. Пастернак писал о будущем академике, инженере-химике, жизнерадостном в общем человеке Б. И. Збарском, вынужденно работавшем не по призванию: «Жизненная, т. е. деловая его стезя — ложна и обидна сейчас… … Какие музыкант сейчас, так и он не ученый. В том же горьком смысле и значим... В его меланхолии виноваты его темперамент и дарование».
Отсюда понятно, что в случаях стрессовых ситуаций, а еще вероятнее — в благоприятных обстоятельствах проявится не меланхолия, а естественно-реактивное состояние человека — в данном  варианте мотивации по на­шей модели личности, — состояние, выраженное темпераментом сангви­ника. В положительном смысле проявления реактивности «пантера» приобретает необходимое ей чувство творческой независимости и возмож­ность сотрудничества, а при отрицательном смысле самоосвобождения резко падает самодисциплина и человек стремительно «снижается», избавившись от присущего интерналам чувства ответственности за себя и других. При­меры воспитанной меланхолии являли собою А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, А. А. Ухтомский, В. Ф. Гегель, Л. С Выгошй.
 
 
 
 
«ТИГР». Основной способ (мотив) взаимодействия — противоположный мотиву «пантеры» — «НЕТ— ДА», означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой-либо внешне определен­ной идее, правилу-норме, цели и т. д - как инструкции. Инструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к «соперничеству» (по К Томасу), на основе которого осуще­ствляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. Цели и отношения личности при этом находятся дисбалансе: доминируют цели, достижение которых, однако, по экстернальным представлениям «тигра» зависит не столько от рационального,  и в частности, психологического, сколько от стечения обстоятельств. Психологическое  при этом понимается как инструментальное, а не как духовное единство человека. Показательно,  что Наполеон, являющий собою «тигра именно инструментально определяет талант полководца как квадрат, одна сторона которого — ум, а другая -мужество, в противоположность духовной  пассионарности «льва» выступает, таким образом, пассионарность конкретно-материализуемая. Этот пример показывает, что в экстернально-экстравертной (объектной) стратегии поведения «тигров» доминирует экстернальность, облегчающая переход от личностного, воспитанного состояния холерии к естественно-реактивному состоянию флегматика, когда возникает реальная ситуация или, наоборот, ситуация наибольшего благоприятствования, славы и почета: тогда нет вокруг более спокойного, флегматичного человека, чем только что организовавший конфликт безудержный «тигр»: его мужество при этом как раз и есть свойственная его темпераменту выдержка, инертность активности на индивидно-индивидуальном уровне личности. Неукротимость,  бьющая через край энергия личностной холерии «тигров» позволяет им достигнуть в своей самоотверженности очень многого в их общественном служении, в том числе и на поприще искусств. «Тигры» часто  являются, благодаря своему основному мотиву, полководцами, горящими на работе или на алтаре семьи, воинами, поэтами. В отрицательном плане они являют собой типы вроде Хлестакова или Ноздрева. Им необходимо,  в принципе, более дорожить своим здоровьем, поскольку по своему темпераменту флегматика они реактивны, т. е. достаточно чувствительны, и по тому действительно «сгорают» в своих переживаниях от собственного пламени холерии. Воспитанными, в той или иной мере, «тиграми» можно назвать Наполеона, А. С. Пушкина, А. С. Суворова, Э. В. Ильенкова.
«МЕДВЕДЬ». Основной способ взаимодействия и его мотив — «НЕТ-НЕТ», т. е. мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, — отри­цательного отрицания, обусловливающего известную стабильность разви­тия личности, равновесность этого обстоятельного, неспешного развития. В принципе деструктивное, это единство мотивации отношения и мотива­ции достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих фор­мах «приспособления» (по К. Томасу). Первая из них — форма подавления, властвования над другими и над собой — во взаимном отрицании внутрен­него мира, как своего, так и мира других людей. Вторая форма — приспо­собление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечива­ющее известную стабильность существования. Вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего решаются преимущественно волевым, произвольным образом, иногда в буквальном смысле последнего, — совершенно произвольно, непредсказуемо. «Медведь» одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьировать от «спячки» и покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, до жестокого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вешей. «Медведь» либо проявляет себя как гедонистически настроенный благодушный художник, музыкант, ученый или писатель, весьма умелый мастер, как властелин, царь, законодатель, судья, менеджер, чиновник, практик в лучшем смысле слова, — реально и несколько пессимистически представляющий жизнь. Его флегматия, однако, является личностным состоянием, плодом отношений к нему в семье или в ближайшем окружении. В стрессовых ситуациях обнаруживаются проявления значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности «медведь» меланхолик. Вследствие этого в решительные моменты жизни «медведь» поступает совершенно экстернально: полагается на других людей, на свой гороскоп, не отстаивает ни целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь, под «панцирь». Его спасает обычно достаточно хорошая репутация надежного, постоянного человека, так что этот «панцирь» можно понимать и как авторитет,  как обладание властью или мастерством. В качестве примеров  «медведей»  можно назвать имена О. де Бальзака, И. Ньютона.
 
Несложнность содержания методики, ее общедоступность позволяет при­нять ее в очень широких возрастных и социальных диапазонах. Объективность методики подтверждена экспертно и в ретестовых испытаниях. Методика дискриминативна, валидна и вполне стандартизуема.
Проведение исследования
Инструкция. Представьте себе, что вы — экзаменатор, оцениваю­щий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мне­нием или близкие к нему — четверкой или пятеркой. Оценка «3» не должна использоваться вовсе. Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру экзамена. За советами обращать­ся вам не рекомендуется по вашему положению экзаменатора — оценки ста­вятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений:
 
1.      Первый блин всегда комом.
2.      Чья земля – того и хлеб.
3.      Когда мягко стелят – жестко спать.
4.      Ум хорошо, а два лучше.
5.      Руби дерево по себе.
6.      Худую траву из поля вон.
7.      Не подмажешь – не поедешь.
8.      На вкус и цвет товарища нет.
9.      Чужая душа – потемки.
10. Загнанных лошадей следует пристреливать.
11. Лучше поздно, чем никогда.
12. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
13. На языке мед, а на сердце лед.
14. Кто смел, тот и съел.
15. Цыплят по осени считают.
16. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
17. Выше головы не прыгнешь, выше лба уши не растут.
18. Волков боятся – в лес не ходить.
19. Лучший способ разрешать споры – вовсе избегать их.
20. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.
21. Ласковое теля двух маток сосет, а упрямое – ни одной.
22. Всяк сверчок знай свой шесток. В чужие сани не садись.
23. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
24. Дружно – не грузно: согласного стада и волк не берет.
25. И мутную воду пьют в невзгоду.
26. Не зря, что Фоме огороды копать, а Ереме над ним воеводой стоять.
27. Дружба – дружбой, а служба – службой.
28. В конечном счете справедливость торжествует, а зло – наказывается.
 


Обработка результатов: сложить количество баллов отдельно рем группам вопросов:
 
1.          №1, 5,   9,13,17,21,25     Сумма____________ («Медведь»)
2.          №2, 6, 10, 14, 18, 22, 26                                        («Тигр»)
3.          №3,7, 11, 15, 19, 23,27                                    («Пантера»)
4.    № 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28                                        («Лев»)


Желательно при совпадении значений сумм вновь обратиться к вопросам соответствующих столбцов, по которым вы как экзаменатор прояви избыточную доброжелательность и тем самым невольно уравняли различное. Исправить достаточно две-три оценки. Спасибо.
Результаты применения методики «КМ» позволяют сделать предвари­тельное заключение об основном типе мотивации (мотивационной страте­гии) по следующей схеме: см. схему «Взаимоотношение типов...»
 
 
 
 
 
 
 


М
1
 
 
5
9
13
17
21
25
итог
Т
2
 
 
6
10
14
18
22
26
итог
П
3
 
 
7
11
15
19
23
27
итог
Л
4
 
 
8
12
16
20
24
28
итог


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн