1.Организация класса.
- Добрый день, добры молодцы! Добрый день, красны девицы! Садитесь.
Я не случайно начала этот урок с таких слов. А вот почему я это сделала, мы ответим в конце нашего занятия.
2. Актуализация знаний и мотивация к деятельности. Повторение изученного ранее.
- Какое сейчас время года?
А вы любите зиму? А за что? (слайд № 1)
- Зима-это ещё и то время года, когда мы отмечаем самый долгожданный, самый любимый праздник «Новый год»!
а) повторение пройденного материала: классификация букв.
- Морозный сегодня денёк? Это всё проказы Дедушки Мороза. Он хочет посмотреть, какие сообразительные ребята учатся в нашем классе и предлагает выполнить следующее задание. Ребята, посмотрите на экран, по каким признакам можно произвести классификацию данных букв.
(слайд № 2)
(слайд № 3)
(Слайд № 4)
- Правильно. А теперь попробуйте из данных букв составить слова.
(Слайд № 5)
(Если дети затрудняются, то можно задать наводящий вопрос: без кого не обходится новогодний праздник?).
- Ну, конечно, это Дед Мороз.
А вот и он сам.
(Слайд № 5)
-Дед Мороз собирается на новогодний праздник к ребятам, а нам приготовил сюрприз.
1)Игра: «Кто внимательный?»
-Назовите, что изображено на рисунках? Какой одинаковый звук есть в каждом слове?
(Слайд № 6)
2) Игра «Составь пару».
-Составьте пару с названными словами.
(Слайд № 7)
Появляется изображение буквы Ц.
(Слайд № 8)
-Цапля в сереньком платочке целый день стоит на кочке.
-Стала Ц царём Салтаном.
-Муха- Цокотуха.
3. Объяснение нового материала.
Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы познакомимся с буквой Ц (це). Можете вы сразу мне сказать, какой звук обозначает эта буква? Давайте выясним это. (Пользуемся приёмами: прикладываем к горлышку ладонь, затыкаем ушки и слушаем произношение этого звука). Какой можно сделать вывод?
(Ведётся работа по ленте букв).
Звуко-буквенный анализ слов: цапля, синица (учебник, с. 138, читаем вывод: у звука [ц] нет мягкой пары).
(Слайд № 9)
(Тесты в Excel №1, №2 для индивидуальной работы)
4. Физкультминутка.
Цапля
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется два раза; первый раз дети стоят на одной ножке, а второй раз на другой)
Гимнастика для пальчиков.
Цветы
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой)
5. Знакомство с методикой правильного написания буквы Ц и её элементов.
Работа производится в тетради по письму № 3, с. 47,48.
6. Закрепление. Нахождение изученного звука в словах.
-Давайте, ребята, вернёмся к новогодней ёлке.
(Слайд № 10)
Посмотрите внимательно на ребят, найдите в названиях карнавальных костюмов изученный звук [Ц] (лиси[ц]а, зая[ц], муха-[Ц]окотуха, [ц]арь).
-Отгадайте загадки , в них тоже есть изученная буква Ц. (учебник, с. 139)
(Слайды 11,12,13)
-А какие есть ещё карнавальные костюмы, в которых тоже встречается звук [ц]. ([ц]ыганка)
7. Наблюдение над особенностями написания букв И, Ы после Ц.
-Если буква Ц обозначает всегда твёрдый согласный звук, то какую гласную букву нам хочется написать после неё? (Ы или И)
-Но это не так. Посмотрите на слова: цыган, цирк, ножницы.(Слайд №14) Почему в одних словах мы пишем букву Ы, а в других словах букву И? Давайте вместе попытаемся выяснить это.
- Посмотрите на доску и прочитайте слова:
· Огурцы, молодцы, ножницы, скворцы, птицы, спицы, дворцы.
· Цирк, циркачи, цифра, циферблат, циркуль, цинк.
Цыган, цыпочки, цыплёнок, цыц.
(Слайды № 15,16, 17)
Почему в одних словах после Ц пишется Ы, в других – И.
Инсценировка: «Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и сказал: «Цыц».
8. Закрепление. Тест: «Правописание букв И, Ы после Ц».
(Слайды № 18-26)
9. Рефлексия деятельности (итог урока).
-Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
-С каким настроением уходим с урока?
-Так почему же в начале урока я назвала вас красны девицы и добры молодцы?
|
Доброе пожелание учителя. Мобилизация внимания на плодотворную работу.
Коммуникативное взаимодействие, беседа.
Направляющая и контролирующая деятельность учителя,
Выявление места и причины затруднения,
Коммуникативное взаимодействие, подводящий и побуждающий диалог.
Контролирующая и направляющая деятельность учителя.
Осуществляется дифференцированная работа.
Здоровьесберегающая деятельность на уроке.
В качестве образца учитель на доске показывает правильное написание буквы Ц и её элементов. Следит за правильной посадкой детей, за правильным расположением тетради на столе. Производится сравнительная характеристика написания букв щ и ц
Направляющая деятельность учителя.
Направляет внимание детей на месторасположение буквы Ц в словах.
Включение эмоционального компонента: «яркое пятно».
|
Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Развитие связной речи.
Предполагаемый ответ детей: можно кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снежную бабу, строить крепости.
Развитие умения производить классификацию по ряду признаков.
Предполагаемый ответ детей:
1)Буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.
2)Прописные и заглавные буквы.
Развитие логического мышления.
Предполагаемый ответ детей: озеро, Дед Мороз.
Предполагаемый ответ детей: Ли[ц]о, ули[ц]а, [ц]ирк. Во всех словах есть звук [ц].
Радостное лицо
Весёлый цирк
Широкая улица
Предполагаемый ответ детей: буква Ц обозначает согласный глухой, всегда твёрдый звук [ц].
Самооценка и самоконтроль.
Два человека работают у доски, выполняют звуко- буквенный анализ слов, выкладывая слова буквами. Два хорошо читающих ученика по очереди работают с тестом на компьютере.
Остальные ребята выкладывают слова фишками, выполняя звуковой анализ слова.
Отдыхают от умственной деятельности, расслабляются.
Готовят руку к письму.
Дети пишут:
ц ц ц ц ц ц
Ц Ц Ц
Цветаева
Цапля стоит, словно статуя.
цвет, цирк, лица, цифры
Хорошо читающие дети читают загадки на с. 139 учебника.
Все ребята обязательно следят за чтением.
Предполагаемый ответ детей: букву Ы.
Затруднение в деятельности, находят пути выхода из сложившейся ситуации.
Учащиеся обращают внимание на месторасположение буквы Ц в словах и, исходя из этого, выдвигают и обосновывают гипотезы.
Хоровое проговаривание.
Дети сигнализируют карточками с
буквами И, Ы.
Самооценка и самоанализ.
Предполагаемый ответ детей: потому что в этих словах встречается изученная буква Ц.
|
На: Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твёрдый звук [ц].
учитель МАОУ СОШ №28 г.Балаково Саратовской области
На: Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твёрдый звук [ц].
Багдашина Ольга Юрьевна, организатор "ОЛимп - Балаково"
На: Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твёрдый звук [ц].
Алевтина Александровна, урок очень понравился. Я работаю по этой же программе и мне было интересно вдвойне.
На: Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твёрдый звук [ц].
Алевтина Александровна, очень интересно у Вас на уроках. Особенно люблю в начальной школе необычные приветствия и физминутки.
На: Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твёрдый звук [ц].
На: Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твёрдый звук [ц].
ЛораГ.