Уважаемые коллеги!
Познакомьтесь с конкретными примерами использования интерактивной модели на уроке географии.
Надеемся, что этот материал окажется полезным для подготовки сценариев уроков с использованием других таблиц Единой коллекции.
ФРАГМЕНТЫ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛИ«Круговорот воды в природе»
Предмет «География»
Раздел «Гидрология»
Краткое описание ЦОРа
Местонахождение в ЕК: география
Интерактивная модель круговорота воды в природе, демонстрирующая перенос воды с поверхности океана на сушу, формирование и выпадение осадков, поверхностный сток дождевой воды.
ФРАГМЕНТ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цель:
Расширение понятия «Круговорот воды в природе».
Условия для использования ЦОР
Оборудование: проектор и экран или интерактивная доска.
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по изучаемой теме.
Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): не требуется.
Вариант 1.
Форма организации учебной деятельности
Аудиторная коллективная работа под руководством учителя: объяснение нового материала учителем
Ролевые отношения участников учебного процесса
Роль учителя: объяснение нового материала с использованием ЦОР как демонстрационного, иллюстративного средства.
Роль ученика: пассивное восприятие информации.
Вариант 2.
Форма организации учебной деятельности
Аудиторная коллективная работа под руководством учителя: коллективное обсуждение нового учебного материала.
Ролевые отношения участников учебного процесса
Роль учителя: постановка проблемных задач на основе интерактивной модели(«Как вы это понимаете?»;
Ответы учеников подтверждаются или корректируются учителем.
Роль ученика: участие в решении проблемных задач.
Урок по географии в 6-м классе по теме
"Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе"
ЦЕЛЬ:
- сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере;
- сформировать общее представление о Мировом океане и его составных частях;
- продолжить формирование понятия “круговорот воды в природе”;
- развить умение работать с картой.
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент.
- Вода на Земле. Гидросфера.
- Мировой круговорот воды в природе.
- Закрепление нового материала.
- Домашнее задание.
ОБОРУДОВАНИЕ:проектор и экран или интерактивная доска.
I. ВОДА НА ЗЕМЛЕ.
Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. На гербе водного царства можно написать девиз: “Никому не уступлю”. Смысл его – великая роль воды в жизни Земли. Ни на одной планете нет такого количества воды, как на Земле.
Вода – самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создает условия для роста и развития многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты: в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности.
Вода не только размывает и разрушает горные породы, стенки оборудования и т.д. Она играет роль великого созидателя. Проникая в глубины Земли, вода задерживается там. Соединяясь с другими веществами, вода создает загадочный и прекрасный минерал – опал, вобравший в себя всю гамму светло-серых тонов и их тончайших переходов.
Различные породы, в естественных условиях взаимодействуя с водой, принимают форму гидратов, создавая при этом интереснейшие минералы сложного химического состава. Эта область представляет большой интерес для геологов и химиков, поскольку еще многое остается неясным при изучении обнаруженных в природе образований.
Воды на Земле очень много. Посмотрите на глобус или карту полушарий. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой. На нее приходится 71 % площади земного шара. Суша словно паутиной во всех направлениях прорезана сотнями тысяч рек и ручьев. Кроме того, на суше значительное количество воды содержится в озерах и водохранилищах, созданных руками человека, в болотах и ледниках, под землей; незначительную долю составляют пары атмосферы. Большая часть воды (96%) на нашей планете находится в океанах и морях. На воды суши приходится менее 2%. Эти 2% пресных вод суши и использует пока человечество для всех своих нужд (в промышленности и сельском хозяйстве, в быту).
Итак, водная оболочка Земли называется гидросферой.
ГИДРОСФЕРА – водная оболочка Земли, включает воды Мирового океана и воды суши.
Пресная вода 0,6 % (реки, пресные озера, частично подземная вода).
II. МИРОВОЙ КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми? Оказывается, солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе.
Первоисточник воды на нашей планете – Мировой океан. Преодолевая силу тяжести, мощная тепловая машина, приводимая в движение энергией Солнца, ежегодно поднимает с поверхности всего земного шара в атмосферу 86% всей влаги (511 тыс. куб. км воды), причем вода испаряется – пресная. 411 тыс. куб. км поднимается с одной только поверхности океана; из них примерно 2/3 возвращается в виде атмосферных осадков обратно в океан. Это малый круговорот воды на Земле.
Оставшаяся часть испарений уносится ветрами на сушу. Она присоединяется к водяным парам, поднимающимся в атмосферу с растительного покрова, из почвы и водоемов суши. 1/3 – это, кажется не так уж много. Но если бы океан этой третью не пополнял убыль воды, стекающей в него с суши, материки давно превратилась бы в пустыни.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- Можно ли сказать, что Мировой круговорот воды происходит на Земле в результате нагревания ее поверхности Солнцем?
- Что происходит с водой, выпавшей на сушу?
- Какими путями она возвращается в океан?
- Какие явления Мирового круговорота воды можно наблюдать в нашей местности?
- Что такое Мировой круговорот воды в природе?
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §...
<< вернуться на главную страницу мастер-класса
|