Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Третий год работаю по программе "Начальная школа 21 в." под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Сегодня, когда изменился сам младший школьник (его уровень развития, социальный статус, потребности, способности) уже нельзя ориентироваться только на формирование его функциональной грамотности. Принципиально важно, чтобы в нем произошли изменения, которые определяются не только приобретенными знаниями, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию, т. е. теми новообразованиями, которые и характеризуют существенные изменения в развитии школьника. П.П. Блонский еще в 20-е годы XX века писал: «Любопытно видеть, как юноши конца XIX — начала XX века усваивают знания, требуемые нуждами XVI-XVIII веков». Тем самым он подчеркивал необходимость следовать за потребностями ребенка, учитывать их изменения и корректировать в связи с ними процесс педагогического влияния.
Итак, сделаем вывод: цели начального образования на современном этапе его развития не соответствуют, во-первых, требованиям общества и государства, а, во-вторых, возможностям ребенка XXI века. Достижение каких целей становится сейчас актуальным?
Сравнительный анализ особенностей традиционной начальной школы и УМК.
|
Школа ЗУНов,
школа навыков
|
Школа развития, школа взросления
|
Характеристика общества
|
Социалистическое, стабильность
|
Стабильная нестабильность
|
Личность
|
«Мастер своего дела», исполнитель
|
Умеющая развиваться, адаптироваться
|
Чему должна учить школа?
|
ЗУНы
|
Умению самостоятельно учиться и развиваться (способности к саморазвитию или к учебной деятельности)
|
Кем является ученик?
|
Ребенок – «сосуд для знаний», «умелец»
|
Учащийся – умеющий учиться
|
Кем является учитель?
|
Мастер
|
Тот, кто управляет, создает условия для организации учебной деятельности
|
Основной метод
|
Репродуктивный
|
Метод решения учебных задач
|
Результат
|
Ученик научается всему тому, что знает учитель.
|
Ребенок должен уметь не просто решать задачу, а знать способ решения задачи, а значит, решать разные задачи
|
Сейчас абсолютно очевидно, что начальная школа должна реализовать следующие приоритетные цели:
А. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции и соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
Б. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять, учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.
В. Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.
Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника - появление качественных изменений и его физическом, психическом и духовном развитии.
Итак, в учебно-методическом комплекте, который авторы назвали «Начальная школа XXI иска», реализованы следующие идеи:
• обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
• методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональном культуры;
• обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Принципы отбора содержания обучения:
Отбор содержания по предметам учебного плана начальной школы подчинился дидактическим принципам, реализация которых позволяла сделать учебный процесс личностно-значимым для каждого ученика.
А. Принцип природосообразности определяет меру трудности содержания обучения для каждого ученика, с учетом темпа его продвижения и освоении знаний—умений, уровня психического развития и этапа обучения.
Б. Принцип педоцентризма предполагает отбор наиболее актуальных для ребенка знаний и умений. Что это значит? Какие знания—умения являются для младшего школьника жизненно важными?
Во-первых, обеспечивающие осознание места ребенка не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе: овладение новыми социальными ролями («я - ученик», «я — школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире.
Во-вторых, расширяющие представления младшего школьника о правилах взаимодействия с другими людьми, средой обитания; помогающие осознать (мою принадлежность к обществу людей (права, обязанности, социальные роли):
В-третьих, создающие условия для успешности обучения, имеющие межпредметное (надпредметное) значение.
В. Принцип учета актуальных для младшего школьника деятельностей. Этот принцип предполагает целесообразное использование в рамках учебной деятельности игры, заданий, результатом которых является реальный продукт детской деятельности (рисунок, модель, сочинение и пр.).
Г. Культурологический принцип обеспечивает введение учащегося в широкий круг представлений из разных областей действительности, развитие кругозора, эрудиции и познавательных интересов.
Д. Принцип учета межпредметных связей требует прослеживания вклада каждого учебного предмета в формирование общих умений и навыков, способов деятельности.
В УMK «Начальная школа XXI века» представлены следующие предметы:
«Обучение грамоте»- интегрированный курс объединяющий обучение чтению и письму, изучается в рамках образовательных областей -Русский язык» и «Литературное чтение» » в первой - третьей четвертях первого года обучения. В основе данного курса лежат научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журовой. Особенностью программы предмета «Обучение грамоте» является ориентировка на введение школьника на языковую действительность, формирование умения учиться, а также навыков чтении. письма и др.
«Русский язык» (систематический курс) изучается со второго полугодия первого года обучения и направлен на решение задач лингвистического образования и речевого развития школьников. Программа реализует цели ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. В программе второю — четвертого классов выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку — «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы лингвистических знаний); «Правописание» (включает формирование навыков грамотного письма) и «Развитие речи» (обеспечивает формирование устной и письменной речи, речевого творчества и интереса к языку).
«Литературное слушание» изучается в первом классе в рамках образовательной области «Литературное чтение» в период, когда школьники еще не овладели навыком самостоятельного беглого чтения. Основная его цель — поддержание устойчивого эмоционального интереса к литературе, книге и чтению, формирование первоначальных умений работы с книгой и читательской деятельности, развитие восприятия литературного текста.
«Литературное чтение» — этот учебный предмет изучается в первом — четвертом классах. Его содержание обеспечивает развитие полноценного восприятия литературного произведения, осознание школьниками специфики его содержания, формы и языка, введение учащихся в мир литературы как искусства слова, формирование отдельных литературоведческих понятий и терминов. Характерной чертой программы является сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения, работы с ним и книгой в целом.
Программа предусматривает построение содержания на основе тематического, жанрово-тематического и художественно-эстетического принципов.
«Математика» как самостоятельный предмет изучается с первого полугодия первого класса. Программа реализует следующие цели обучения: полноценное интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок и другое, а также математическую подготовку учащихся к дальнейшему обучению. В программе заложена основа для овладения школьниками определенным объемом математических знаний и умений в соответствии с пятью содержательными линиями: элементы арифметики; величины и их измерения; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия (число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых развертывается содержание обучения.
Образовательные области «Естествознание» и «Обще-ствознание», а также «Труд» представлены интегрированным предметом
«Окружающий мир». Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения курса «Окружающий мир» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.
Образовательные области «Искусство» и «Труд» представлены в учебном плане двумя предметами: «Музыкальное искусство», «Технология».
«Технология» — интегрированный учебный предмет, сочетающийся с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент, изучается в первом — четвертом классах. Интегрированный характер курса связан с необходимостью формирования у детей технологической культуры — общего отношения к окружающему миру, основанного на преобразовании, улучшении среды обитания человека. Содержание программы позволяет формировать у младших школьников основы творческой деятельности, элементы технологического и конструкторского мышления, воспитать экологически разумное отношение к техническому прогрессу, расширить жизненно-практический опыт в области профессиональной деятельности людей.
Число часов, отводимых на изучение каждого предмета, соответствует федеральному компоненту базисного учебного плана для пятидневной учебной недели.
Реализация концептуальных подходов совершенствования начальной школы в программах и средствах обучения позволили авторам УМК «Начальная школа XXI века» выйти на новым качественный уровень образования младшего школьника.
За время обучения в начальной школе по данному УМК ребенок не только прибавит в весе, вырастет, повзрослеет, больше будет знать и уметь, но и изменится его отношение к деятельности, разовьются познавательные интересы, появится готовность к самообучению и самовоспитанию. Освоив учебную деятельность, он будет способен к изменению самого себя.
Каждый школьник, заканчивающий обучение в начальной школе, будет отличаться от своих сверстников индивидуальными способностями и интересами. Возможно, произойдет преодоление противоречия между декларацией принципа индивидуализации обучения и реальной ориентировкой его на «среднего» ученика.
Уважаемые коллеги, очень бы хотелось узнать ваше мнение о данной программе. Жду ваших комментариев!
|
На: "Начальная школа 21 в." под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Здравствуйте, Елена Владимировна. Возможно программа "Начальная школа 21в." хороша,но хотелось бы узнать-есть ли у нее преемственность со среднем звеном.
На: "Начальная школа 21 в." под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Урок очень понравился. Спасибо!
На: "Начальная школа 21 в." под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Здравствуйте, Елена! Прочитала теоретический материал по программе "Начальная школа 21 века", хотелось бы познакомиться с конкретными мероприятиями по созданию блога в рамках реконструкции сообщества.