№ п/п
|
Вид работы
|
Направления
деятельности
|
Формы
работы
|
Цель
|
Условия реализации
|
Сроки
проведения
|
Отчётная
документация
|
1.
|
Диагностическая
|
Исследование сенсорного развития
|
Индивидуальные
диагностические
занятия
|
Выявление уровня развития сенсорных представлений о цвете, форме, величине.
|
· диагностические материалы;
· посещаемость детей.
|
До 15
сентября
|
· протоколы обследования,
· индивидуальные тифлопедагогические карты развития.
|
май
|
2.
|
Организационная
|
Комплектование подгрупп
|
|
Оптимизация коррекционно-образовательного процесса.
|
· «зрительный» диагноз;
· уровень развития;
· возрастные особенности.
|
До 15
сентября
|
· расписание занятий;
· график работы.
|
Составление расписания тифлопедагогических занятий
|
|
· режим дня;
· расписание занятий др.педагогов;
· тематическое планирование.
|
3.
|
Коррекционно-развивающая
|
Развитие зрительного восприятия
|
Подгрупповые и
индивидуальные
занятия
|
Содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.
|
· подготовленность к занятиям;
· посещаемость занятий детьми.
|
Сентябрь – май
|
· календарный план;
· конспекты занятий;
· табель посещаемости.
|
Развитие осязания и мелкой моторики
|
Развитие ориентировки в пространстве
|
Развитие социально-бытовой ориентировки
|
4.
|
Пропаганда тифлопедагогических знаний среди родителей
|
Участие в родительских собраниях
|
Выступления
|
Ознакомление с задачами и спецификой тифлопедагогической работы.
Повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребёнка и коррекции зрения.
Формирование представлений о возможностях детей с нарушениями зрения.
|
· компетенция педагога в тифлопедагогической сфере;
· активность педагога;
· заинтересованность родителей.
|
Сентябрь, май
|
Протоколы собраний
|
Проведение индивидуальных консультаций
|
Индивидуальные встречи, консультации, беседы, направление к узким специалистам.
|
Повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребёнка и коррекции зрения.
Уточнение индивидуальных особенностей ребёнка.
Оказание психолого-педагогической поддержки.
|
· компетенция педагога в тифлопедагогической сфере;
· открытость и заинтересованность родителей.
|
В течение учебного года
|
|
Оформление наглядной информации
|
Стенд для родителей «Для заинтересованного родителя. Информация тифлопедагога»
|
Повышение общего уровня компетенции родителей в тифлопедагогической, психолого-педагогической и офтальмологической сферах.
|
· компетенция педагога в тифлопедагогической сфере;
· активность и заинтересованность родителей;
· подборка интересной, «нужной» информации для родителей;
· привлекающее внимание оформление.
|
В течение учебного года
|
Текстовый материал по различным направлениям тифлопедагогической теории и практики.
|
Организация клуба для родителей и детей «Мы – вместе»
|
Заседания клуба (консультации, открытые занятия, совместные практикумы и развлечения).
|
Создание благоприятных условий для развития и коррекции детей с нарушениями зрения за счёт активного сотрудничества между образовательным учреждением и семьёй, родителями и детьми.
|
· заинтересованность, активность, открытость педагогов, родителей и детей;
· компетенция педагогов в вопросах развития ребёнка и коррекции зрения;
· доступность участия в заседании (время);
· подборка интересной, «нужной», понятной информации для родителей;
· интересные занятия и совместные практикумы.
|
Ноябрь - май
|
|
5.
|
Пропаганда тифлопедагогических знаний среди педагогов группы компенсирующего обучения
|
Посещение занятий воспитателей, логопеда, ИЗО руководителя, инструктора по ФИЗО
|
Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
|
Контроль за соблюдением щадящего режима в образовательном процессе (соблюдение санитарно-гигиенических норм, дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения).
|
· открытость и заинтересованность педагогов;
· подготовленность к занятиям.
|
В течение года
|
|
Открытые занятия для воспитателей, логопеда.
|
Подгрупповые и индивидуальные занятия
|
Повышение уровня компетенции в тифлопедагогической сфере.
|
· открытость для педагогов;
· подготовленность к занятиям.
|
Конспекты подгрупповых и фронтальных занятий.
|
Консультации для воспитателей, логопеда
|
Консультации
|
· компетенция в тифлопедагогической сфере;
· открытость для педагогов.
|
Материалы консультаций
|
6.
|
Организационно-методическая
|
Повышение квалификации
|
Семинары, конференции, мастер-классы; ознакомление с работами коллег, новинками тифлопедагогической литературы.
|
Повышение уровня тифлопедагогических, психолого-педагогических и отальмологических знаний.
|
· информатизированность;
· доступность участия;
· интерес педагога;
· активность педагога.
|
В течение года
|
Сертификаты участия.
|
Распространение опыта работы
|
Семинары, конференции, мастер-классы; публикации
|
Ознакомление специалистов с собственным опытом работы.
|
· опыт работы («наработки»);
· активность педагога;
· доступность публикаций.
|
В течение года
|
Публикации.
Сертификаты участия.
|
Улучшение оснащённости кабинета тифлопедагога
|
Изготовление дидактических пособий, наглядного материала, стационарных зрительных тренажёров.
|
Оптимизация коррекционно-образовательного процесса.
|
· заинтересованность педагога;
· активность педагога;
· материальные средства.
|
В течение года
|
|
Подготовка материалов для медико-педагогической комиссии
|
Анализ диагностических данных, динамики развития ребёнка.
|
Определение дальнейшего образовательного маршрута ребёнка
|
· результаты диагностики;
· проведённая работа.
|
Май
|
Характеристики на детей
|
Составление отчёта о проделанной работе за учебный год
|
Анализ результатов коррекционно-развивающей работы.
|
Подведение итогов коррекционно-развивающей работы
|
· проведённая работа;
· активность педагога.
|
Май
|
Отчёт
|