Появление профессии тьютора в образовании обусловлено изменениями в социальной и культурной реальности, основными характеристиками которых являются множественность линий развития, «калейдоскопичность» и неустойчивость картин мира, непрерывность движений и изменений, плюрализм идей, мнений, концепций и, как следствие, — неопределённость «как не заданность предельными законами, направляющими его (человечества) развитие в русло конкретных границ и рамок» [2, С. 12].
В общем виде цель деятельности тьютора может быть сформулирована как сопровождение процесса становления человека как субъекта собственной профессиональной деятельности в ситуации неопределённости выбора и переходах по этапам профессионализации.
Опыт Негосударственного образовательного учреждения «Ведущий институт развивающих технологий» в реализации в 2008—2009 учебном году дистанционной программы «ИТ-профи» позволяет сегодня сделать попытку описания специфики тьторского сопровождения в системе дистанционного образования для школьников.
Прежде чем переходить к описанию специфики тьторского сопровождения, следует остановиться на моментах, связанных с теми факторами, которые задают необходимость введения данной позиции в программы дистанционного образования.
В первую очередь необходимость позиции тьютора связана с самой спецификой дистанционного обучения (далее — ДО), которое требует от обучающихся уже сформированных навыков самостоятельной учебной деятельности, умения работать с информацией, умения видеть и выбирать образовательные возможности, планировать, ставить образовательные цели, анализировать достигнутые результаты. Большинство школьников испытывают затруднения в умении учиться самостоятельно [5].
Второй момент связан с формами и методами организации дистанционного обучения. Опыт работы ОЦ «Школьный университет» в области ДО школьников показывает, что организация такого обучения в линейной форме (преподаватель—студент) и традиционными методами (лекции, контрольные работы, консультации) не отвечает реалиям времени, поскольку не позволяет увидеть обучающемуся множественность форм и методов работы, выбрать ту форму и содержание, которое в большей степени соответствует его интересам и потребностям. Помимо этого, использование традиционных методов в ДО не даёт возможности попробовать получаемые знания, увидеть их в реальной жизни, совершить профессиональные пробы в различных профессиональных областях.
Таким образом, первый момент требует введения тьютора как отдельной профессиональной позиции, деятельность которой основана на определённых ценностях и установках, а второй приводит к необходимости построения особой информационно-образовательной интернет-среды, в которой происходит образовательный процесс.
Позиция, средства деятельности и функции тьютора в ДО
Понятие позиции предполагает задание рамок, определяющих ценностно-функциональную сторону деятельности (ценности и назначение в социуме) и средства,
позволяющие реализовать эти ценности и принципы. В основе ценностной позиции находится гуманистическая концепция, которая подразумевает безусловную способность и стремление каждого человека к изменению и личностному росту, к свободной реализации своих профессиональных и творческих устремлений. В таком подходе обучающийся является субъектом деятельности, а тьютор выступает как партнёр в «прокладывании» образовательного маршрута среди многообразия образовательных предложений.
В данном контексте необходимо упомянуть вопрос ответственности тьютора. Тьютор как сопровождающий образовательную программу не берёт на себя принятие каких-либо решений, не вынуждает обучающегося делать определённый выбор и не гарантирует быстрый образовательный результат. Ответственность тьютора состоит в следовании ценностям профессии и создании необходимых условий для появления образовательного результата и понимания того, что этот результат зависит в большей степени от самих обучающихся.
В педагогике наиболее соответствующими содержанию тьюторского сопровождения являются личностно-ориентированные педагогические технологии (технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков)), технологии проблемного обучения. К средствам, позволяющим реализовать тьюторские ценности и принципы, относятся активные формы и методы обучения (образовательные события, групповые дискуссии, кейс-стади, работа с портфолио, деловые/ролевые игры, метод проектов, метод исследования, метод рефлексии).
Основными функциями тьютора являются: проектировочная, организационно-мотивационная, информационно-консультационная, аналитическая и рефлексивная. Каждая функция реализуется перечнем конкретных задач.
1. Проектировочная функция (тьютор-методист, тьютор-член команды разработчиков):
· разработка концепции тьюторской программы или события (цель, форма, методы, средства, этапы);
· разработка содержания, включая учебные материалы (курсы), элементы рефлексии и мотивации;
· разработка вариантов индивидуальных образовательных программ и вариантов маршрутов;
· разработка организационно-методической и нормативной документации (положения, инструкции, формы документов и пр.), информационно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс;
· разработка требований к виртуальной информационно-образовательной среде, создающей условия для социального, образовательного и профессионального самоопределения обучающихся.
2. Организационно-мотивационная функция (тьюто-фасилитатор, тьютор-координатор, тьютор-администратор):
· создание благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы, стимулирующей учебный процесс, где недопустима критика идей и высказываний обучающихся, навязывание точек зрения и пр.;
· структурирование коммуникации, обеспечение учебных и содействие в осуществлении социальных контактов между обучающимися;
· обеспечение обратной связи в виде комментирования действий обучающихся («позитивное подкрепление»);
· организация решения административных и технических вопросов, возникающих у обучающихся;
· подготовка к проведению и проведение очных и виртуальных образовательных событий;
· контроль тиражирования и рассылки итоговых документов.
3. Информационно-консультационная функция (тьютор-навигатор, тьютор-предметный консультант, тьютор-консультант по развитию, тьютор-социальный продюсер):
· ориентация в ресурсах среды, помощь в выстраивании образовательного движения;
· консультирование и поддержка обучающихся по предмету и помощь им в затруднительных ситуациях в процессе их самостоятельной и/или групповой деятельности;
· оказание помощи в систематизации полученных теоретических знаний и практических навыков, указание способов трансформации их в будущую профессиональную деятельность;
· оказание помощи в понимании жизненных и связанных с ними образовательных целей обучающимся, в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям (помощь в решении проблем личностного, профильного и профессионального самоопределения);
· информирование обучающегося о наличии мест/ресурсов для приобретения нового образовательного, социального, коммуникативного, профессионального опыта.
4. Аналитическая функция (тьютор-наблюдатель, тьютор-аналитик):
· наблюдение и фиксация личностных данных, способностей обучающихся, их планов и намерений, интересов, склонностей, мотивов, готовности в целом к социально-профессиональному самоопределению;
· анализ портфолио личностного развития и портфолио достижений обучающихся в процессе и по итогам обучения.
5. Рефлексивная функция:
· организация рефлексивной деятельности на этапах обучения;
· создание условий для освоения обучающимся рефлексивных навыков и умений «пользоваться принципом самоопределения или рамкой самоопределения в выстраивании представлений о мире, о себе и о планировании своих действий» [3, С. 14].
Принципы информационно-образовательной интернет-среды
Основополагающее значение для эффективности дистанционного образования имеет то, каким образом организована информационно-образовательная интернет-среда. Под информационно-образовательной интернет-средой понимается комплекс информационного, технического и учебно-методического обеспечения, направленный на достижение обучающимся его образовательных целей. Организация тьюторского сопровождения в данной среде должна соответствовать следующим принципам:
1. Интерактивность (взаимодействие с тьюторами и экспертами в узких областях знания, взаимодействие с другими участниками).
2. Избыточность форм и методов обучения (дельностно-рефлексивный характер организации учебного процесса, активные методы, образовательные события).
3. Разнообразие оригинальных учебно-методических материалов.
4. Планирование содержания обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории — модулей из системы учебных курсов, образовательных событий и т. д.).
5. Самоорганизация и самообучение (свобода выбора заданий и способов их выполнения или представления, ответственность за выбор).
6. Практикоориентированность, «опытное размышление», «обучение в деятельности» (т. е. такое обучение, когда получение знаний связано с решением задач, имеющих практическое значение для обучающегося).
7. Развитая виртуальная инфраструктура, включающая инструменты для планирования, коммуникации, презентации достижений, саморефлексии и т. д.
8. Целостность и одновременно использование принципа «спагетти» (видимый хаос, в котором всегда можно найти конец и начало любой деятельности, единая стратегия и взаимосвязь всех частей).
9. Принцип «репейника», когда совершение какого-либо действия открывает новые возможности, автоматически подталкивая на новые, более сложные действия.
10. Принцип развития компетентностей (модель «Знать, Уметь, Владеть и Быть»).
Информационно-образовательная интернет-среда, помимо привычных инструментов, обеспечивающих учебный процесс (библиотека учебных материалов, консультации, тестирование и т. д.), должна обязательно содержать следующие инструменты:
личная страница;
блог, портфолио (для саморефлексии, для сбора достижений);
форум, пейджер (для коммуникации);
личный календарь (для планирования);
галерея (для презентации достижений).
В заключение отметим, что модель тьюторского сопровождения в дистанционном образовании школьников, которая заключается в обязательном наличии особой ценностной позиции и средств деятельности тьютора, а также принципов и инструментов информационно-образовательной интернет-среды, является открытой и проектируемой в процессе практической деятельности НОУ «Ведущий институт развивающих технологий».
Литература:
1. Корнеева Т. Б. ОЦ «Школьный университет»: дистанционное образование в сфере ИТ и место в нём тьюторской позиции» // Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. — Томск, 2009. — С. 44—48.
2. Петрова Г. И. Педагог-тьютор — новая профессия в сфере образования // Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. — Томск, 2009. — С. 12—15.
3. Рыбалкина Н. В. Проблема самоопределения и модальная педагогика // Педагогика самоопределения и проблемный поиск свободы. — Барнаул, 1997. — С. 14.
4. Суханова Е. А. Тьюторство как ресурс развития практики образования (презентация) // Материалы XIV Всероссийской тьюторской конференции «Тьюторство и образовательный стандарт». — Томск, 2009.
5. Каспржак А. Г., Митрофанов К. Г., Поливанова К. Н. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000—2005. — С. 128.
URL: http://www.orenipk.ru/seminar/trebov.htm
6. Корнеева Т. Б. Настоящие и перспективные задачи тьюторского сопровождения в проекте «ИТ-профи» образовательного портала ОЦ «Школьный университет». URL: http://www.thetutor.ru/distance/article001.html.
7. Чернявская А. Г. Методические основы деятельности тьютора. — МИМ ЛИНК, 2006. URL: http://edu.of.ru/attach/17/18185.pdf
|