Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



СПЕЦИФИКА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Размещено: Ирина Михайловна Cутолеева - пн, 16/11/2009 - 10:36

Появление профессии тьютора в образовании обусловлено изменениями в социальной и культурной реальности, основными характеристиками которых являются множественность линий развития, «калейдоскопичность» и неустойчивость картин мира, непрерывность движений и изменений, плюрализм идей, мнений, концепций и, как следствие, — неопределённость «как не заданность предельными законами, направляющими его (человечества) развитие в русло конкретных границ и рамок» [2, С. 12].

В общем виде цель деятельности тьютора может быть сформулирована как сопровождение процесса становления человека как субъекта собственной профессиональной деятельности в ситуации неопределённости выбора и переходах по этапам профессионализации.

Опыт Негосударственного образовательного учреждения «Ведущий институт развивающих технологий» в реализации в 2008—2009 учебном году дистанционной программы «ИТ-профи» позволяет сегодня сделать попытку описания специфики тьторского сопровождения в системе дистанционного образования для школьников.

Прежде чем переходить к описанию специфики тьторского сопровождения, следует остановиться на моментах, связанных с теми факторами, которые задают необходимость введения данной позиции в программы дистанционного образования.

В первую очередь необходимость позиции тьютора связана с самой спецификой дистанционного обучения (далее — ДО), которое требует от обучающихся уже сформированных навыков самостоятельной учебной деятельности, умения работать с информацией, умения видеть и выбирать образовательные возможности, планировать, ставить образовательные цели, анализировать достигнутые результаты. Большинство школьников испытывают затруднения в умении учиться самостоятельно [5].

Второй момент связан с формами и методами организации дистанционного обучения. Опыт работы ОЦ «Школьный университет» в области ДО школьников показывает, что организация такого обучения в линейной форме (преподаватель—студент) и традиционными методами (лекции, контрольные работы, консультации) не отвечает реалиям времени, поскольку не позволяет увидеть обучающемуся множественность форм и методов работы, выбрать ту форму и содержание, которое в большей степени соответствует его интересам и потребностям. Помимо этого, использование традиционных методов в ДО не даёт возможности попробовать получаемые знания, увидеть их в реальной жизни, совершить профессиональные пробы в различных профессиональных областях.

Таким образом, первый момент требует введения тьютора как отдельной профессиональной позиции, деятельность которой основана на определённых ценностях и установках, а второй приводит к необходимости построения особой информационно-образовательной интернет-среды, в которой происходит образовательный процесс.

 

Позиция, средства деятельности и функции тьютора в ДО

Понятие позиции предполагает задание рамок, определяющих ценностно-функциональную сторону деятельности (ценности и назначение в социуме) и средства,
позволяющие реализовать эти ценности и принципы. В основе ценностной позиции находится гуманистическая концепция, которая подразумевает безусловную способность и стремление каждого человека к изменению и личностному росту, к свободной реализации своих профессиональных и творческих устремлений. В таком подходе обучающийся является субъектом деятельности, а тьютор выступает как партнёр в «прокладывании» образовательного маршрута среди многообразия образовательных предложений.

В данном контексте необходимо упомянуть вопрос ответственности тьютора. Тьютор как сопровождающий образовательную программу не берёт на себя принятие каких-либо решений, не вынуждает обучающегося делать определённый выбор и не гарантирует быстрый образовательный результат. Ответственность тьютора состоит в следовании ценностям профессии и создании необходимых условий для появления образовательного результата и понимания того, что этот результат зависит в большей степени от самих обучающихся.

В педагогике наиболее соответствующими содержанию тьюторского сопровождения являются личностно-ориентированные педагогические технологии (технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков)), технологии проблемного обучения. К средствам, позволяющим реализовать тьюторские ценности и принципы, относятся активные формы и методы обучения (образовательные события, групповые дискуссии, кейс-стади, работа с портфолио, деловые/ролевые игры, метод проектов, метод исследования, метод рефлексии).

Основными функциями тьютора являются: проектировочная, организационно-мотивационная, информационно-консультационная, аналитическая и рефлексивная. Каждая функция реализуется перечнем конкретных задач.

1.      Проектировочная функция ьютор-методист, тьютор-член команды разработчиков):

·      разработка концепции тьюторской программы или события (цель, форма, методы, средства, этапы);

·      разработка содержания, включая учебные материалы (курсы), элементы рефлексии и мотивации;

·      разработка вариантов индивидуальных образовательных программ и вариантов маршрутов;

·      разработка организационно-методической и нормативной документации (положения, инструкции, формы документов и пр.), информационно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс;

·      разработка требований к виртуальной информационно-образовательной среде, создающей условия для социального, образовательного и профессионального самоопределе­ния обучающихся.

2.      Организационно-мотивационная функция (тьюто-фасилитатор, тьютор-координатор, тьютор-администратор):

·      создание благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы, стимулирующей учебный процесс, где недопустима критика идей и высказываний обучающихся, навязывание точек зрения и пр.;

·      структурирование коммуникации, обеспечение учебных и содействие в осуществлении социальных контактов между обучающимися;

·      обеспечение обратной связи в виде комментирования действий обучающихся («позитивное подкрепление»);

·      организация решения административных и технических вопросов, возникающих у обучающихся;

·      подготовка к проведению и проведение очных и виртуальных образовательных событий;

·      контроль тиражирования и рассылки итоговых документов.

3.      Информационно-консультационная функция (тьютор-навигатор, тьютор-предметный консультант, тьютор-консультант по развитию, тьютор-социальный продюсер):

·      ориентация в ресурсах среды, помощь в выстраивании образовательного движения;

·      консультирование и поддержка обучающихся по предмету и помощь им в затруднительных ситуациях в процессе их самостоятельной и/или групповой деятельности;

·      оказание помощи в систематизации полученных теоретических знаний и практических навыков, указание способов трансформации их в будущую профессиональную деятельность;

·      оказание помощи в понимании жизненных и связанных с ними образовательных целей обучающимся, в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям (помощь в решении проблем личностного, профильного и профессионального самоопределения);

·      информирование обучающегося о наличии мест/ресурсов для приобретения нового образовательного, социального, коммуника­тивного, профессионального опыта.

4.      Аналитическая функция (тьютор-наблюдатель, тьютор-аналитик):

·      наблюдение и фиксация личностных данных, способностей обучающихся, их планов и намерений, интересов, склонностей, мотивов, готов­ности в целом к социально-профессиональ­ному самоопределению;

·      анализ портфолио личностного развития и портфолио достижений обучающихся в процессе и по итогам обучения.

5.      Рефлексивная функция:

·      организация рефлексивной деятельности на этапах обучения;

·      создание условий для освоения обучающимся рефлексивных навыков и умений «пользоваться принципом самоопределения или рамкой самоопределения в выстраивании представлений о мире, о себе и о планировании своих действий» [3, С. 14].

 

Принципы информационно-образовательной интернет-среды

Основополагающее значение для эффективности дистанционного образования имеет то, каким образом организована информационно-образовательная интернет-среда. Под информационно-образовательной интернет-средой понимается комплекс информационного, технического и учебно-методического обеспечения, направленный на достижение обучающимся его образовательных целей.  Организация тьюторского сопровождения в данной среде должна соответствовать следующим принципам:

1.        Интерактивность (взаимодействие с тьюторами и экспертами в узких областях знания, взаимодействие с другими участниками).

2.        Избыточность форм и методов обучения (дельностно-рефлексивный характер организации учебного процесса, активные методы, образовательные события).

3.        Разнообразие оригинальных учебно-методических материалов.

4.        Планирование содержания обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории — модулей из системы учебных курсов, образовательных событий и т. д.).

5.        Самоорганизация и самообучение (свобода выбора заданий и способов их выполнения или представления, ответственность за выбор).

6.        Практикоориентированность, «опытное размышление», «обучение в деятельности» (т. е. такое обучение, когда получение знаний связано с решением задач, имеющих практическое значение для обучающегося).

7.        Развитая виртуальная инфраструктура, включающая инструменты для планирования, коммуникации, презентации достижений, саморефлексии и т. д.

8.        Целостность и одновременно использование принципа «спагетти» (видимый хаос, в котором всегда можно найти конец и начало любой деятельности, единая стратегия и взаимосвязь всех частей).

9.        Принцип «репейника», когда совершение какого-либо действия открывает новые возможности, автоматически подталкивая на новые, более сложные действия.

10.    Принцип развития компетентностей (модель «Знать, Уметь, Владеть и Быть»).

Информационно-образовательная интернет-среда, помимо привычных инструментов, обеспечивающих учебный процесс (библиотека учебных материалов, консультации, тестирование и т. д.), должна обязательно содержать следующие инструменты:

­       личная страница;

­       блог, портфолио (для саморефлексии, для сбора достижений);

­       форум, пейджер (для коммуникации);

­       личный календарь (для планирования);

­       галерея (для презентации достижений).

 

В заключение отметим, что модель тьюторского сопровождения в дистанционном образовании школьников, которая заключается в обязательном наличии особой ценностной позиции и средств деятельности тьютора, а также принципов и инструментов информационно-образовательной интернет-среды, является открытой и проектируемой в процессе практической деятельности НОУ «Ведущий институт развивающих технологий».

 

 

Литература:

1.    Корнеева Т. Б. ОЦ «Школьный университет»: дистанционное образование в сфере ИТ и место в нём тьюторской позиции» // Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. — Томск, 2009. — С. 44—48.

2.    Петрова Г. И. Педагог-тьютор — новая профессия в сфере образования // Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. — Томск, 2009. — С. 12—15.

3.    Рыбалкина Н. В. Проблема самоопределения и модальная педагогика // Педагогика самоопределения и проблемный поиск свободы. — Барнаул, 1997. — С. 14.

4.    Суханова Е. А. Тьюторство как ресурс развития практики образования (презентация) // Материалы XIV Всероссийской тьюторской конференции «Тьюторство и образовательный стандарт». — Томск, 2009.

5.    Каспржак А. Г., Митрофанов К. Г., Поливанова К. Н. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000—2005. — С. 128.

URL: http://www.orenipk.ru/seminar/trebov.htm

6.    Корнеева Т. Б. Настоящие и перспективные задачи тьюторского сопровождения в проекте «ИТ-профи» образовательного портала ОЦ «Школьный университет».
URL: http://www.thetutor.ru/distance/article001.html.

7.    Чернявская А. Г. Методические основы деятельности тьютора. — МИМ ЛИНК, 2006. URL: http://edu.of.ru/attach/17/18185.pdf


Поиск

Loading

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн