На сегодняшний день в Новгородской области педагогические работники во всех образовательных учреждениях в той или иной форме включаются в единое информационное пространство, строящееся на основе современных информационно-коммуникационных технологий. В определенной степени этому способствует обучение их по образовательным программам «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника», «ИКТ в деятельности библиотеки образовательного учреждения», «Автоматизация работы библиотеки образовательного учреждения» и «Информационные технологии в управлении образованием», реализуемых в рамках проекта ИСО учебными площадками дистанционного обучения НРЦРО.
На новом этапе внедрения в образовательный процесс ИК-технологий на одно из ведущих мест выходит организация межсетевого взаимодействия педагогического сообщества средствами Интернет. Сетевое взаимодействие направлено в первую очередь на профессиональное общение. Специфика такого общения состоит в том, что специалисты обмениваются именно теми знаниями, которые смогут быть использованы в профессиональной деятельности. Для него характерен неформальный стиль коммуникаций.
Исходя из основных характеристик сетевого взаимодействия можно выделить следующие характеристики:
1) независимость и равноправие взаимодействующих субъектов;
2) объединение целью;
3) инициатива и творческая позиция каждого из них;
4) добровольность сетевого общения;
5) множественность уровней взаимодействия;
6) возможность предоставления и получения информации о деятельности участников сетевого пространства.
Целями сетевого взаимодействия в процессе построения единого информационного пространства, включающего в себя все образовательные учреждения различных типов являются:
§ трансляция опыта;
§ получение консультации;
§ обмен мнениями;
§ обмен методиками;
§ анализ и самоанализ деятельности;
§ выработка единого понимания проблемы и др.
Общение педагогических работников в сети Интернет происходит в режиме форумов, чатов, видеоконференций. Законы и правила такого общения отличаются от реальной жизни. Основное его отличие от реального общения - физическая отстраненность от своих собеседников. В сетевом общении можно хорошо обдумать прочитанное/услышанное и свои дальнейшие слова (в режиме чата или форума). В режиме видеоконференции общение происходит в режиме реального времени, но с некоторой технической задержкой во времени.
Подключение всех школ области к сети Интернет предоставляет много сервисов общения: чаты, службы мгновенного обмена сообщениями - интернет-пейджеры, (например, ICQ), гостевые книги, форумы и собственно электронная почта, но наиболее интересным является – организация видеоконференций.
На настоящий момент были организованы и проведены телеконференции, в которых организовано было взаимодействие
слушатель слушатель,
слушатель методист,
слушатель преподаватель,
преподаватель преподаватель,
преподаватель методист и т.д.
Таким образом, уже складываются основные формы сетевого взаимодействия слушателей курсов повышения квалификации и преподавателей:
§ публикация новостей, анонсов предстоящих сетевых событий,
§ общая рассылка информации,
§ видеотелеконференции,
§ обмен письмами,
§ виртуальное консультирование,
§ публикация авторских материалов.
Несмотря на становление процессов сетевого взаимодействия, существует ряд нерешенных проблем:
Ø низкая мотивации к профессиональному общению через Интернет. Педагогу «легче позвонить».
Ø не сформирована общая культура сетевого общения и взаимодействия.
Ø недостаточное число инициативных групп из числа слушателей курсов, готовых транслировать свой опыт в режиме on-line.
Ø ключевым моментом в становлении и успешном функционировании профессиональных телеконференций является появление лидеров. В настоящий момент лидерами (инициаторами) общения являются чаще всего организаторы курсов.
Ø техническое состояние сетей, наличие веб-камер у абонентов.
Для повышения информационной компетентности слушателей на учебных площадках используется на ряду с общепринятыми формами видеотелеконференции. Это позволяет организовать работу слушателей с новой для них информационной средой в новых условиях. Такая форма работы слушателей в период обучения формирует навык интерактивного общения с собеседником, навык презентации своего выступления или доклада. Кроме того данная форма ориентирована на организацию личностного общения педагогов между собой на расстоянии, объединение их в профессиональные сообщества.
Внедрение видеотелеконференций в процесс обучения строится включением их в занятия. Так как учебные площадки находятся на большом удалении от центра, то начало обучения группы организуется в виде интерактивного общения.
Для организации телемостов в качестве бюджетного малозатратного решения на наших учебных площадках принято использование программ Skype и ooVoo. Программа Skype позволяет организовать аудио и видео связь для двух клиентов, аудио связь для нескольких; ooVoo – является наиболее приемлемой для проведения телеконференций для 2-6 абонентов. Достоинством такой связи является конфиденциальность общения. Возможный недостаток – скоростной режим передачи сигнала.
На этапе очного обучения телеконференции применяются на этапах:
· Открытия группы,
· Проведение перекрестных занятий – когда одновременно организуется занятие на двух или более удаленных учебных площадках по одной теме,
· Круглые столы для слушателей по наиболее востребованным методическим вопросам, вопросам примения информационно-коммуникационных технологий в собственной педагогической деятельности,
· Тренинг, на котором слушатели обучаются самостоятельно организовывать телеконфернции в рамках образовательного процесса,
· Тренинг по формированию и включению в педагогическое профессиональное сообщество,
· Защита выпускных работ слушателями в режиме on-line.
Модели организации таких занятий рассматриваются на курсах и семинарах, организованных для методистов и преподавателей, участников проекта ИСО.
Выбор той или иной модели проведения занятий на учебных площадках зависит от профессиональных интересов и уровня подготовки слушателей и направлен на формирование как базовой, так и предметно-ориентированной ИКТ-компетентности.
Практика проведения занятий показывает, что наиболее востребованными и актуальными для слушателей являются видеотелеконфернеции в виде круглых столов, где они имеют возможность очного знакомства с опытом коллег, его обсуждение и анализ; моделирование профессиональной ситуации; моделирование урока, занятия; решение проблемной ситуаций, общепедагогических задач. Целью таких занятий является выработка мотивации к дальнейшему использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности для трансляции педагогического опыта, общения в профессиональных сообществах.
Использование интерактивной формы обучения в процессе повышения квалификации педагогов, руководителей и библиотекарей ОУ позволяет говорить о реализации идеи контекстного обучения в ходе подготовки слушателей по образовательным программам ИСО.
Заочное обучение реализуется в рамках специально организованной самостоятельной работы и индивидуальных консультаций под руководством преподавателя.
Для проведения заочных занятий используются «Задания для самостоятельной работы слушателей курсов «Информационные технологии в управлении образованием» и «Задания для самостоятельной работы слушателей курсов «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника».
На этапе заочного обучения слушатели имеют возможность получать консультации не только в режиме очного консультирования индивидуального или группового, но и отрабатывая навык ведения и участия в телеконференциях.
Опыт использования очно-заочной формы обучения для реализации образовательных программ, направленных на формирование ИКТ-компетентности педагогов, библиотекарей и администраторов позволяет выделить в качестве основного направления для ее совершенствования разработку эффективной модели сетевого взаимодействия слушателей, преподавателей и методистов в процессе обучения.
Сетевое взаимодействие в процессе курсовой подготовки направлено в первую очередь на профессиональное общение. Специфика такого общения состоит в том, что специалисты обмениваются именно теми знаниями, которые смогут быть использованы в профессиональной деятельности. Для него характерен неформальный стиль коммуникаций.
Сетевое взаимодействие преподавателей, методистов и слушателей характеризуется:
7) независимостью и равноправием взаимодействующих субъектов;
8) объединяющей целью;
9) инициативой и творческой позицией каждого из них;
10) добровольностью сетевого общения;
11) множественностью уровней взаимодействия;
12) возможностью предоставления и получения информации о деятельности участников сетевого пространства.
Целями сетевого взаимодействия в процессе повышения квалификации по программам ИСО являются:
§ получение консультации;
§ получение индивидуальных и самостоятельных заданий;
§ обмен мнениями;
§ обмен методиками;
§ анализ и самоанализ деятельности;
§ выработка единого понимания проблемы и др.
Общение со слушателями в сети происходит в режиме форумов, чатов, видеоконференций. Законы и правила такого общения отличаются от реальной жизни. Основное его отличие от реального общения - физическая отстраненность от своих собеседников. В сетевом общении можно хорошо обдумать прочитанное/услышанное и свои дальнейшие слова (в режиме чата или форума). В режиме видеоконференции общение происходит в режиме реального времени, но с некоторой технической задержкой во времени.
Подключение всех школ области к сети Интернет предоставляет много сервисов общения: чаты, службы мгновенного обмена сообщениями - интернет-пейджеры, например ICQ, гостевые книги, форумы и собственно электронная почта, но наиболее интересным является – организация видеоконференций.
Наиболее оптимальными сервисами общения (способами взаимодействия) со слушателями курсов были выбраны и активно используются (по степени значимости):
1. Форумы, которые изначально создавались для совместного обсуждения тематических вопросов. Одна из ведущих тем форума «Проект ИСО в Новгородской области», где идет обсуждение образовательных программ, тем, организации процесса обучения и др. Важным для выбора форумов в качестве основного сервиса общения стала возможность совместного обсуждения, что достигается древовидной структурой, встроенными системами цитирования и перекрестных ссылок, и модерирования.
2. Электронная почта также дает возможность свободного использования цитирования, для того, чтобы обсуждаемая мысль не терялась и всегда была возможность просмотреть полную историю диалога. Электронная почта, как правило, не предполагает участия в обсуждении нескольких человек одновременно, но позволяет получать слушателю более детальную консультацию в индивидуальном режиме.
Благодаря возможности прикрепления файлов слушатели имеют возможность прислать разработку на рецензию преподавателю, методисту или сокурснику.
Еще одной задачей, которую позволяет решать электронная почта является пересылка различных учебных материалов. Для этого составлены списки рассылок.
3. Интернет-пейджеры (ICQ) тоже созданы для общения двух людей, т.е. диалога. Так сложилось, что чаще всего такой способ общения используется при обсуждении организационных вопросов.
4. Видеотелеконференции.
На настоящий момент были организованы и проведены телеконференции, в которых организовано было взаимодействие
слушатель - слушатель,
слушатель - методист,
слушатель - преподаватель,
преподаватель - преподаватель,
преподаватель - методист и т.д.
Таким образом, уже складываются основные формы сетевого взаимодействия слушателей курсов повышения квалификации и преподавателей:
§ публикация новостей, анонсов предстоящих сетевых событий,
§ общая рассылка информации,
§ видеотелеконференции,
§ обмен письмами,
§ виртуальное консультирование,
§ публикация авторских материалов.
Несмотря на становление процессов сетевого взаимодействия, существует ряд нерешенных проблем:
Ø низкая мотивации к профессиональному общению через Интернет. Педагогу «легче позвонить».
Ø не сформирована общая культура сетевого общения и взаимодействия.
Ø недостаточное число инициативных групп из числа слушателей курсов, готовых транслировать свой опыт в режиме on-line.
Ø ключевым моментом в становлении и успешном функционировании профессиональных телеконференций является появление лидеров. В настоящий момент лидерами (инициаторами) общения являются чаще всего организаторы курсов.
Ø техническое состояние сетей, наличие веб-камер у абонентов.
Таким образом, предложения по трансформации форм учебной работы и ее методической поддержке связано, главным образом, с дополнением содержания образовательных программ различных категорий слушателей изучением вопросов технологии сетевого общения, формированию культуры организации, участия и ведения видеотелеконференций и разработкой методики преподавания данного раздела для слушателей курсов повышения квалификации (дополнительный модуль).
Приложение
В качестве опыта проведения видеотелеконфернций предлагаем программы и отчеты по двум открытым для педагогов телеконференциям. В работе их активное участие принимали педагоги, обучающиеся и прошедшие обучение на базе учебных площадок области.
Учебно-консультативный центр № 1 п. Хвойная
ПРОГРАММА ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИИ
«Дистанционное образование как фактор повышения ИКТ-компетенции педагогов»
п. Хвойная
26 декабря 2007 года
Выступающие и преподаватели:
Федорова Елена Алексеевна, директор Регионального центра дистанционного образования
Колодин Сергей Александрович, руководитель учебно-консультативного центра № 1 п. Хвойная
Королева Ольга Владимировна, руководитель учебно-консультативного центра на базе СОШ «Комплекс «Гармония» с углублённым изучением языков»
Карпова Елена Юрьевна, учитель информатики и математики гимназии № 2 г. Великий Новгород
(заочно) Третьяк Татьяна Михайловна, преподаватель Академии повышения квалификации педагогических работников, Москва
Воютский Александр Валерьевич, директор филиала СГА, г.Черкесск
Безменов Константин Михайлович, преподаватель Современной гуманитарной академии
Рыбалкин Дмитрий Викторович, учитель информатики МОУ СОШ № 6 г. Черкесск
Третьяк Татьяна Михайловна, методист АПКиПРО, Москва
Участники телеконференции:
Руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, ответственные за информатизацию в муниципальных округах и ОУ, методисты, руководители муниципальных учебно-консультативных центров, педагоги.
График работы
9.00 – 9.15 Регистрация участников телеконференции
9.15 – 9.35 Колодин Сергей Александрович «История развития дистанционного образования»
9.35 – 9.55 Карпова Елена Юрьевна «Гимназический союз России: перспективы взаимодействия» Сайт фонда поддержки образования www.fobr.ru
10.15 – 10.35 Воютский Александр Валерьевич «Повышение квалификации педагогов дистанционным методом: технологии Современного Гуманитарной Академии».
10.35 – 10.55 Федорова Елена Алексеевна Дистанционное образование в Новгородской области
10.55 – 11.30 Обсуждение темы
К сожалению, нам не удалось наладить связь с Москвой, но Третьяк Т.М. представила свои материалы для обсуждения по теме «Обучающие сетевые олимпиады» как информационно-образовательная среда предпрофильной подготовки учащихся»
В работе конференции приняли участие педагоги Великого Новгорода, Черкесска (Южный федеральный округ), посёлка Хвойная, Хвойнинского и Новгородского районов, методисты областного и районных Комитетов образования, а также ответственные за информатизацию и преподаватели Современной гуманитарной академии.
Конференция начала свою работу в 9.00 с приветственного слова, с которым обратился к присутствующим руководитель УКЦ № 1 п. Хвойная С.А. Колодин. Он представил собравшимся педагогов Хвойнинского района и посёлка Хвойная, присутствующих на телеконференции, а также познакомил их с собравшимися гостями: директором Регионального центра дистанционного образования (РЦДО) Е.А. Фёдоровой, педагогами и методистами Великого Новгорода и Черкесска. Затем слово было предоставлено руководителю учебно-консультативного центра на базе СОШ «Комплекс «Гармония» с углублённым изучением языков» О.В. Королевой. Она представила собравшимся педагогов Великого Новгорода, а также специалистов областного Комитета образования, принимающих участие в работе телеконференции.
В своём выступлении директор РЦДО Е.А. Фёдорова обозначила суть рассматриваемого вопроса и коротко охарактеризовала положение с дистанционным образованием в Новгородской области. Она рассказала собравшимся о той работе, которую проводят методисты РЦДО в рамках проекта информатизации образования и подвела итоги Конкурса педагогических инициатив в сфере ИКТ, который завершился на прошлой неделе.
В своём выступлении, посвящённом истории развития дистанционного образования, С.А. Колодин рассказал о предтече дистанционного образования в мире, а также о тех факторах, которые способствуют развитию дистанционного образования (ДО) и о причинах популярности ДО. Среди основных были названы следующие:
для обучения не нужно покидать свое местожительство, дом, семью, родных, друзей, работу, а также оплачивать связанные с этим денежные расходы на дорогу, на проживание и прочее;
эта форма обучения уникальна для удалённых от центральных районов городов, где другие возможности обучения практически отсутствуют. Этот фактор часто имеет решающее значение для таких масштабных стран, как Россия или Украина;
ярко выраженная практичность обучения. Она достигается благодаря тому, что ученикам предоставляется больше выбора в последовательности изучения предметов, гибком темпе обучения, прямом общении с конкретным преподавателем, которому можно задавать вопросы именно о том, что интересует больше всего самого обучаемого;
высокая мобильность. Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение менее консервативно по отношению к вновь возникшим направлениям деятельности человека, нежели очное.
В ходе выступления С.А. Колодин отметил возросшую роль государства в развитии высшего образования в нашей стране, а также доступность высшего образования для широких масс, расширение программ непрерывного образования, улучшение профессиональных навыков и подготовки специалистов. В заключение были сделаны выводы об адекватности и востребованности ДО в современном мире и России в частности.
Руководитель УКЦ на базе гимназии № 2 Великого Новгорода Е.Ю. Карпова рассказала о Гимназическом союзе России, о перспективах взаимодействия между различными формами ДО.
Руководитель учебно-консультативного центра на базе СОШ «Комплекс «Гармония» с углублённым изучением языков» О.В. Королева поделилась опытом работы с сетевыми проектами, отметила возрастающую роль сетевых олимпиад и разнообразных конкурсов и викторин, проводящихся для школьников и преподавателей.
Новгородский региональный центр развития образования
Региональный центр дистанционного образования
Учебно-консультативный центр
на базе МОУ СОШ "Комплекс "Гармония" Великого Новгорода
ПРОГРАММА ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИИ
«Дистанционное образование как фактор повышения ИКТ-компетенции педагогов»
Великий Новгород
27 февраля 2008 года
Программа телеконференции
9-00...9-10 Регистрация участников
Регламент выступления 10 минут + 5 минут на вопросы аудитории.
1. Г.В. Смирнова, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Денисова п.Хвойная Новгородской области. «Создание условий для реализации детской одарённости в ОУ».
2. Г.В. Кривенцова, заместитель директора по ВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Денисова п.Хвойная Новгородской области. «Развитие творческих способностей учащихся в условиях школы»
3. А.А. Иванов, заместитель директора по ГО и ЧС, учитель физкультуры МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Денисова п.Хвойная Новгородской области. «Диагностика и развитие спортивно одарённых детей».
4. Ермолаева К.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ «Комплекс «Гармония» Великого Новгорода. «Исследовательская деятельность как способ формирования академической одаренности»
5. Тихонова И.В., учитель физики, Мухина С.Н., учитель математики МОУ Гимназия «Исток». «Организация научного общества учащихся»
6. Комогорцева Т.В., учитель информатики МОУ СОШ №6 Великого Новгорода. «Уроки с дистанционной поддержкой»
7. Григорьева Н.П., зам.директора по научной работе Гимназии «Логос» г.Чудово «Опыт гимназии «Логос» по работе с одаренными детьми»
8. Колесник И.А. , зам. директора по УВР Гимназии №2 Великого Новгорода
9. Иванов А.Н., учитель информатики Гимназии «Эврика» Великого Новгорода «Компьютерная школа как форма работы с одаренными детьми»
В работе конференции приняли участие педагоги из Великого Новгорода, Новгородского, Чудовского и Хвойнинского районов. Основной темой, которую обсудили собравшиеся, было становление и развитие системной работы с одарёнными детьми.
С докладами на эту тему выступили педагоги МОУ СОШ "Комплекс "Гармония" с углублённым изучением иностранных языков". Выступавшие подчеркнули значимость и необходимость работы с одарёнными детьми, причём работа эта должна носить не периодический, а системный характер.
Коллеги из новгородской гимназии № 2 поделились опытом своей работы с этой категорией детей, рассказали о проблемах и трудностях, с которыми они столкнулись на начальном этапе работы. Педагоги из гимназии "Исток" рассказали о том, как учащиеся гимназии принимают участие в разнообразных дистанционных конкурсах и занятиях.
Положительным моментом является то, что в этих телеконференциях принимали участие учителя, прошедшие обучение в рамках ИСО, в ходе обучения которых использовались видеоконференции.
Хотелось бы, чтобы в наших телеконференциях принимали участие как можно больше педагогов со всей страны, тем более, что технические возможности для этого есть почти во всех школах России.
|