Submitted by Ильшат Хабиров on Tue, 10/11/2009 - 13:56
План интегрированного мероприятия
(из опыта работы)
Выполнил: учитель физической культуры
Старо-Уруссинской СОШ
Ютазинского района
Хабиров Ильшат Насыхович.
Старые Уруссу 2009
Люди, бывавшие в походах, убеждены в пользе туризма. Туризм – эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. В походах у школьников оживают многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, которые в другое время часто остаются теорией, балластом для памяти, негодным к употреблению. В походах же любому человеку приходится применять на практике и знания и физические способности .
Походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и туристские экспедиции. Подходящей формой для учащихся являются учебно-тренировочные, которые могут иметь разные цели:
·оздоровительные
·учебные
·спортивные и другие.
Перед походом также проводится беседа о цели и маршруте похода и инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в природе. Так как поход в отличие от экскурсии гораздо более длителен, у него есть небольшие особенности. Требуется хотя бы минимальное снаряжение для автономного существования. Распределяются обязанности и групповое снаряжение, в зависимости от здоровья учащихся. Совместно с детьми разрабатывается меню и на его основе закупается продукция. Определяются ориентировочные места ночевок, разрабатываются запасные варианты, составляется график движения. Кроме того, перед походом необходимо ознакомить учащихся хотя бы с элементарными правилами по преодолению различных препятствий: оврага, болота, водной преграды и т.д. и подготовить нужное снаряжение. Перед длительным походом проводится родительское собрание, где сообщается вся информация о походе. Но поход это не только постоянная работа, но и отдых. Поэтому нужно предусмотреть и развлекательную часть, время для игр или рыбалки. В нашей школе ежегодно проводятся одно- и многодневные походы и план одного из них приведен ниже.
Планоднодневного учебно-тренировочного похода.
Интегрированное мероприятие с участием учителя физической культуры, географии, ОБЖ.
Прохождение естественных препятствий, автономное существование группы, изучение и характеристика выхода грунтовых вод.
Цель: совершенствование прохожденияестественных препятствий, накопление фактических знаний об особенностях и размещении родников своей местности.
Задачи:
1) сформировать и закрепить на местном материале понятия и представления о родниках своей местности;
2) познакомить учащихся с приёмами определения глубины, скорости течения родника и объема выхода воды;
3) прохождение естественных препятствий по правилам техники пешеходного туризма;
4) действия группы при автономном существовании.
Поход провели 27 мая 2008 года.
Оборудование и снаряжение: 10-ти метровая измерительная лента, тетрадь, ручка, карандаш, секундомер, хозяйственная мерная кружка, спассистема типа «парашют», 6 карабинов «Иремель», 2 основные веревки 80-ти и 40-а метров, костровые и кухонные принадлежности, топор, лопата, продукты питания, 3 рюкзака куда и сложили все снаряжение.
Ход работы: Проведение инструктажа по ТБ при обращении с турснаряжением, открытым огнем и бытовыми инструментами, а также по правилам дорожного движения, так как часть пути проходит по автодороге. Перед началом похода определяем точки наблюдений.Исходя из их расположения, наметили следующие основные остановки:
1) родник №1, в начале села Старые Уруссу;
2) родник №2, в овраге у подножья горы «Караульная»;
3) родник №3, склон горы «Байракинка» ;
4) родник №4, в овраге у лесного массива,
и прочерчиваем маршрут движения. Передвижение осуществлялось строем. Так как шли по автодороге спереди и сзади колонны выставили по одному человеку с красными сигнальными флажками. По достижении точки наблюдения родник№1 класс делится на три группы.
Задание для первой: описание места выхода грунтовых вод и близлежащей территории. Группа записывает особенности изучаемого родника, где расположен, что находится рядом, растительность, удаленность от других родников и другие особенности.
Задание для второй группы: провести измерительные работы (скорость течения, объем выхода воды).
Для измерения скорости отмеряем два-три участка, в зависимости от протяженности родника. Опускаем простое перышко в воду и по секундомеру засекаем время прохождения этих участков. Пройденное расстояние делим на время прохождения и получаем скорость течения. Суммируем скорости всех участков и выводим среднюю скорость. Для измерения объема выхода воды взяли хозяйственную мерную кружку с разметкой до одного литра, подставляем ее к месту выхода воды и засекаем время заполнения по секундомеру. Все записи ведутся в тетрадь. Третья группа составляет схемы изучаемых участков.
Рис. 1 Родник№1.
Кроме того после окончания измерений группы собираются и проводят очистку родника и близлежащей территории от бытового мусора, старой травы, соломы. Закончив, передвигаемся к следующей точке вдоль подножья горы «Караульная».
Рис. 2 Родник№2
Родник №2 находится в овраге почти у самой его вершины, но он является не единственным. На протяжении всего оврага вдоль русла родника во множестве встречаются участки выхода грунтовых вод, местами дно оврага заболочено осыпавшимся со склонов черноземом и глиной, местами встречаются каменистые участки. У родника№2 проводим те же измерения по определению скорости течения и объема выхода воды.
После работы устраиваем привал для отдыха и обеда. На привале проводится опрос учащихся об их самочувствии, настроении, а также о том, что интересного они заметили по дороге. Рядом с оврагом находится большой, почти равнинный участок, где часть ребят играет с мячом. В самом овраге проводим небольшую тренировку по прохождению спуска-подъема с турснаряжением.
Рис. 3 На подъеме
К третьему роднику движемся вдоль склона горы «Байракинка», где проводим те же измерения, отдых не устраиваем. Особенность этого родника в том, что он берет начало из бетонной коробки, которую установили в склон горы «Байракинка» еще в 60-е годы ХХ века. А на вершине горы была установлена система подачи воды в нефтяные пласты (в настоящее время не действующая), и возможно эта система и явилась причиной загрязнения родника в середине 80-х годов прошлого века. В одно время вода вдруг стала горько-соленой, с радужными пятнами и запахом нефти. В воде до сих пор ощущается неприятный запах.
К роднику №4 также двигаемся вдоль склона горы «Байракинка», по левому берегу ручья «Уруссинка». Так как сам родник находится на правом берегу, дойдя до нужной точки, проводим тренировку по прохождению этапа «болото», чтобы перейти на другой берег. На южном склоне оврага почти до середины лета держится снег, хотя вдоль русла родника уже с марта зеленеют заросли ивы. После проведенных измерений у родника №4 устраиваем долговременный привал. Обязательное условие в походе с детьми, хотя бы раз в день должно быть горячее питание. Поэтому пищу готовим на костре, с соблюдением правил противопожарной безопасности.
Рис. 4 На привале.
Недалеко от родника начинается лесной массив, пруд и после еды, отдыха проводим там тренировку по прохождению этапа «навесная переправа» с турснаряжением. Работают все желающие, участники прошедшего турслета показывают и помогают тем, кто впервые проходит такую тренировку.
Рис.14 Навесная переправа
К вечеру собираем все снаряжение, приводим в порядок место привала, разбираем и сортируем записи. Построив группу, переходим через поле и колонной по автодороге возвращаемся к началу маршрута. Поход закончен, разбираем и раскладываем все снаряжение для просушки и проветривания.