Цели:закрепить и расширить знания учащихся о фразеологизмах; показать многообразие, разнородность фразеологизмов и определить возможные пути их классификации; содействовать более глубокому осмыслению истоков, корней фразеологизмов.
I. Вступительное слово учителя: эмоциональный настрой учащихся.
– Однажды 5-летний Дима услышал, что пришедший в гости сосед собаку съел в каких-то делах. Мальчик поспешил спрятать от него своего любимого щенка.
– Может быть, мальчик испугался напрасно? Докажите. (Ребенок воспринял фразеологизм собаку съел в буквальном смысле. А фразеологизмы всегда выступают в переносном, образном значении. Фразеологизм собаку съесть означает «приобрести большой опыт, основательные знания в чем-либо; быть мастером в чем-либо».)
II. Слово учителя: сообщение целей урока.
III. Возможные пути классификации фразеологических средств русского языка (обзор).
– Фразеологизмы – удивительные и сложные явления языка. Фразеология, изучающая устойчивые обороты речи, еще не в полной мере исследована. Нет и среди ученых единого взгляда на фразеологию. Среди ученых нет единого мнения о классификации различных групп фразеологизмов. По-разному можно классифицировать фразеологические единицы языка.
1.По происхождению: «исконно русские» фразеологизмы противостоят «иностранным». Первые родились благодаря творчеству русского народа, русских писателей, вторые – это творения других народов, других литератур. Иногда выделяют третью группу устойчивых выражений, называя их «интернациональными». Это крылатые выражения, возникшие на основе библейских легенд и античных литератур и вошедшие в фонд многих языков мира, сохраняя при этом в любых языках устойчивый смысл, образ. Они являются достоянием всего человечества: таково, например, выражение как собака на сене в значении «сам не пользуется и другим не дает», возникшее на основе басни древнегреческого баснописца Эзопа. Знать, гений какого народа создал то или иное яркое, образное, меткое речение, интересно и важно, потому что иногда от этого зависит полнота понимания выражения.
2.Фразеологические единицы языка можно классифицировать по «возрасту».
Первоначальный смысл многих устойчивых оборотов связан с историей нашей страны, с обычаями предков, их работой. В связи с этим интересно заглянуть в «биографию» того или иного фразеологизма, изучить его «родословную». С этой позиции фразеологизмы привлекательны не только для лингвистов, но и для историков, этнографов, правоведов.
3.Можно классифицировать фразеологизмы по степени спаянности составляющих их компонентов. С этой точки зрения все фразеологические ресурсы языка разделяют на четыре группы: фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения (см. таблицу выше). О них мы подробнее поговорим позже. А сегодня мы заглянем в прошлое: проследим, каковы мотивы создания того или иного устойчивого оборота, каков был его первоначальный смысл.
IV. Экскурс в историю устойчивых оборотов речи.
1. Выступления учащихся(подготовлены по книге: Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения (8–10-е кл.). 3-е изд. М.: Просвещение, 1987. С. 116–129).
2. Слово учителя.– Интересно было вам заглянуть в историю того или иного фразеологизма, узнать его происхождение? Подобно пословицам, поговоркам, фразеологические единицы отражают реалии быта русского народа, обычаи, традиции, работу, мышление наших предков, историю страны.
V. Практическая работа учащихся.
Задание 1.Прочитайте. Определите значение устойчивых оборотов. Какие исторические условия сопутствовали появлению данных фразеологических единиц?
на лбу (на лице) написано– так говорится о человеке, по внешнему виду, выражению лица которого можно определить его физическое и душевное состояние, некоторые черты характера, намерения. Возникло в результате метафоризации свободного сочетания, отражающего жестокие обычаи XVII века: клеймение на лице, позже – на лбу каленым железом название буквы б (так расправлялись с бунтовщиками, ставя им отличительный знак «от прочих добрых и неподозрительных людей»).
– Какие другие устойчивые обороты речи образованы в связи с этим варварским актом клеймения? (Заклеймить позором (презрением), клеймо негде ставить)
знать назубокНа основе давнишнего обычая проверять подлинность золотых монет зубами (у настоящей монеты после прикуса не должно остаться вмятины) возникло устойчивое выражение знать назубок, означающее «знать что-либо досконально, отменно выучить».
– На основе этого обычая возникло и еще одно образное выражение: раскусить человека. Как вы можете объяснить его значение? (Раскусить человека – «досконально узнать человека, его достоинства, недостатки, намерения».)
Задание 2. Попробуйте определить, в какой примерно исторический период возникли следующие устойчивые выражения и что они означают.
путеводная звезда;
отложить в долгий ящик (при царе Алексее Михайловиче был длинный, т.е. долгий ящик, чтобы опускать в него бумаги с просьбами);
кричать во всю ивановскую;
играть в бирюльки (бирюлька - маленькая точёная фигурка, применяемая в игре, в которой из кучки таких фигурок достают крючком одну за другой, не шевеля остальных);
нить Ариадны;
прокрустово ложе.
Задание 3. Определите, в какой профессиональной среде могли возникнуть следующие фразеологизмы: в подметки не годится; сесть на мель; топорная работа; шито белыми нитками; закинуть удочку; заговаривать зубы; в час по чайной ложке.
Задание 4. Определите литер. источник: блоху подковать; человек в футляре; на деревню дедушке; темное царство; быть или не быть; рыцарь печального образа.
Стр. 43 §36 – чтение вслух с комментированием
Диктант с грамм. заданием: Выделить фразеологизм, объяснить его значение, определить синтаксическую функцию.
Оставшийся овес хранили к началу весенних работ как зеницу ока.
У моей бабушки золотые руки, золотое сердце и золотой характер.
После приезда барина жизнь в доме стала бить ключом.
Еще одно белое пятно было стерто с карты Южной Америки.
Иванушка отпил молока из кувшина, заморил червячка.
Наше дело – работать не покладая рук.
VI. Подведение итогов работы на уроке. Заключительное слово учителя.
VII. Д/З
1.упр.42 (13-16) - Земский
2.Подготовить сообщение «История одного фразеологизма»
мини-сообщения
1)круговая порука. Это выражение сформировалось в XI веке на Руси, когда вся община, облагавшаяся какой-либо податью, отвечала перед властями за ее выплату независимо от того, уклонился ли кто от внесения своей доли. Таким образом, каждый чувствовал свою ответственность за всех, и все отвечали за одного. С течением времени это выражение стало выступать в ином качестве, с оттенком неодобрительным. Сейчас обычно так говорят в ситуации, где нарушители закона покрывают друг друга (круговая порука) из страха перед соучастниками, судом, наказанием.
2) стоять как вкопанный, «застыть на месте; стать неподвижным», восходит к жестокому акту возмездия, имевшему место во время правления на Руси царя Алексея Михайловича (XVII в.): женщину, посягнувшую на жизнь мужа, живой закапывали в землю по самые уши и оставляли на мучительную смерть.
3) Делу время, потехе час – автор этого выражения царь Алексей Михайлович. В XVII веке была широко распространена соколиная охота – «потеха». По указанию царя был составлен свод правил соколиной охоты, где он также сделал приписку, оканчивающуюся словами ...делу время и потехе час, которые бы напоминали о том, чтобы за потехой (охотой) не забывали о деле – государственной службе. Позже смысл этих слов расширился, афоризм царя Алексея Михайловича стал пословицей, означающей «всему свое время».
Размещено Fri, 18/01/2013 - 22:39 пользователем Елена Мухина.
Большое спасибо за интересный материал! Очень понравилось то, что в конспекте есть исторические сведения о происхождении того или иного фразеологизма, ведь дети очень часто задают вопрос: "А почему мы так говорим?" Указанная литература для самостоятельной работы ученика по данной теме поможет им ответить на этот вопрос.
Размещено Fri, 07/01/2011 - 22:36 пользователем Людмила Кодынева.
Ваш материал интересен мне как соискателю кафедры русского языка Гуманитарного института Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.
Вами собран и стройно оформлен материал, посвящённый вопросу происхождения фразеологизмов русского языка. Он играет роь познавательную, развивающую воображение и мышление учащихся разного возраста.
Размещено Fri, 12/02/2010 - 22:16 пользователем Ирина Николаевна Новикова.
Конспект урока содержит не только интересный дидактический материал, исторические сведения о происхождении того или иного фразеологизма, но также в нем указана литература, которую можно предложить ученику для самостоятельной работы в освоении темы. Спасибо за материал.
На: происхождение фразеологизмов
Большое спасибо за интересный материал! Очень понравилось то, что в конспекте есть исторические сведения о происхождении того или иного фразеологизма, ведь дети очень часто задают вопрос: "А почему мы так говорим?" Указанная литература для самостоятельной работы ученика по данной теме поможет им ответить на этот вопрос.
На: происхождение фразеологизмов
Материал очень интересный, особенно для начинающих учителей. Спасибо.
На: происхождение фразеологизмов
Ваш материал интересен мне как соискателю кафедры русского языка Гуманитарного института Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.
Вами собран и стройно оформлен материал, посвящённый вопросу происхождения фразеологизмов русского языка. Он играет роь познавательную, развивающую воображение и мышление учащихся разного возраста.
Кодынева Людмила
На: происхождение фразеологизмов
Всем спасибо!
с уважением, Наталия Борисовна
На: происхождение фразеологизмов
Конспект урока содержит не только интересный дидактический материал, исторические сведения о происхождении того или иного фразеологизма, но также в нем указана литература, которую можно предложить ученику для самостоятельной работы в освоении темы. Спасибо за материал.
Новикова Ирина