Submitted by Нина Васильевна Зорькина on вс, 08/11/2009 - 19:10
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
по русскому языку в 5-6 классах
учитель МОУ гимназии №5 г. Сочи Зорькина Нина Васильевна
Устный журнал «Язык мой - друг мой»
Страницы журнала:
1 . Учись говорить правильно.
2. Биография слов.
3. В мире мудрых мыслей.
4. Занимательно о русском языке.
Первая страница: «Учись говорить правильно»
Великий и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Но всегда ли мы обращаемся с ним так, как он этого заслуживает? К сожалению, не всегда. Не сразу мы приобретаем умение пользоваться словарным богатством языка. А именно словоупотребление занимает особое место среди других вопросов культуры речи. Словарный запас каждого человека никогда не устанавливается окончательно и колеблется в значительных пределах в течение жизни. В личном образованного , много и вдумчиво читающего человека десятки тысяч слов. Между тем в повседневных наших беседах мы не употребляем обычно более 2-3 тысяч слов.
Когда у нас возникают трудности в употреблении слов, мы обращаемся к специальным справочникам- различным словарям. Из них мы узнаём о происхождении слов, их «возрасте», об их стилистической окраске.
В современном русском языке идёт закономерный процесс обогащения, пополнения словарного состава. Вместе с тем происходит и некоторое засорение, обеднение или искажение языка, которое проявляется и в словоупотреблении. Элементарные ошибки и грубые оговорки заметны всякому грамотному человеку и обычно встречают дружный отпор. Но гораздо опаснее для языка малозаметные, но распространённые и типичные ошибки словоупотребления, которые искажают смысл слов. Приведём некоторые примеры.
«Встаёте»- значит поднимаетесь с места. В автобусе часто спрашивают: «Вы встаёте сейчас?» Нужно говорить: «Вы сейчас выходите?»
«Обратно» - значит назад, а кое-кто употребляет это слово в смысле «опять», «снова». Например: «Этим летом ты обратно поедешь в лагерь?» Получается бессмыслица. Можно подумать, что всё прошлое лето он ехал из лагеря.
«Крайний» - это находящийся с краю. Иногда крайним называют того, кто после всех стал в очередь. Но ведь у очереди два края, выходит, что стоящий впереди тоже крайний. В очереди надо спрашивать: «Кто последний?»
Об этих словах написал Ю. Благов стихотворение «Тонкость выражений»:
Я в автобусе стоял,
Вдруг на повороте
Кто-то сзади мне сказал:
- Вы сейчас встаёте?
Нам к ответу бы призвать
Этого героя:
«Объясни, как может встать
Тот, кто едет стоя?»
Но автобус не привык
Видеть суть ошибок,
Да к тому же наш язык
Беспредельно гибок.
И стараются в пути
Дяди или тёти
Всех стоящих впереди
Спрашивать: «Встаёте?»
Двух гражданок городских
Слушал я при встрече.
Заурядные у них обороты речи,
Никаких таких примет,
Только многократно
Там, где надо, там, где нет,
Слышится «обратно»:
- Главк обратно ордер дал
Нашему соседу.
- А у нас большой скандал
Был обратно в среду.
- Я обратно плащ взяла.
Там обратно пятна.
Я, бодрясь по мере сил,
У врача в передней
Ожидающих спросил:
- Кто из вас последний?
И сейчас же был ответ
Выдан громогласно:
- В наши дни последних нет.
Я здесь крайний… Ясно?
Так сострил какой-то бас,
И не без успеха.
Ожидающие враз
Взвизгнули от смеха.
Но сказал я в свой черёд
Со злорадством тайным:
- Хорошо смеётся тот,
Кто смеётся… крайним!
Вторая страница: «Биография слов и выражений»
Богатство языка – это и богатство его фразеологии, то есть выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов. Очень часто за такими словами и оборотами лежит целый мир, историческая эпоха - факты ушедшего быта, представлений и верований наших предков, реальные события далёкого прошлого. Сегодня мы познакомимся с некоторыми образными выражениями, то есть фразеологизмами, с их историей происхождения и значением.
Колумбово яйцо – остроумное решение трудной задачи, неожиданно простой и смелый выход из затруднительного положения ( Из рассказа о том, как Христофор Колумб в ответ на безуспешные попытки присутствующих поставить на столе яйцо сам сделал это: разбив яйцо с тупого конца, он укрепил его стоймя.)
Гол как сокол – страшно беден, ничего не имеет. ( От сравнения со старинным стенобитным орудием «сокол», представлявшим собой совершенно гладкую чугунную болванку, закреплённую на цепях.)
Крокодиловы слёзы– лицемерная, притворная жалость, сострадание, неискреннее сожаление ( От поверья, будто крокодил, съедая свою жертву, плачет.)
Эзоповский язык – иносказательное выражение мыслей ( Выражение связано с именем древнегреческого баснописца Эзопа, жившего по преданию в 6 веке до н. эры. Эзоп, будучи рабом, вынужден был прибегать к аллегорической форме выражения своих мыслей. Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли обиняками, притчами, прибегая к аллегорической форме, получило название эзоповского языка. Это выражение в русском языке было введено в широкий оборот М.Е.Салтыковым – Щедриным.)
Третья страница: « В мире мудрых мыслей»
Многие мудрецы, видные государственные деятели, писатели любили свой родной язык, изучали его и способствовали сохранению его красоты и богатства.
«…сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах», - говорил Плутарх, древнегреческий писатель, философ.
Паустовский писал о языке: « Главный и неиссякаемый источник языка – язык народа, язык… людей, у которых что ни слово- то золото».
Рассказывают, что к коменданту оккупированного города Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднималась голова.
Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность и силу. Комендант решил посмотреть сам. Вошёл в музей и всё понял… Первое, что видел каждый вошедший, были слова:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего , что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
И.С.Тургенев призывал и своих современников, и будущие поколения, то есть нас с вами: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Четвёртая страница: «Занимательно о русском языке»
Русский язык- это не сухая наука, хотя и серьёзная. Однако и о серьёзном можно говорить с элементами шутки, занимательности. Предлагаем вам различные загадки, которые продемонстрируют вам, как богат, выразителен и интересен русский язык.
Отгадайте шуточные загадки:
Что стоит посредине земли? ( буква «м»)
Что находится в начале книги? ( Буква «к»)
Что мы слышим в начале урока? ( Букву «у»)
В каком слове буква «я» находится 7 раз? («семья)
В каком слове 40 гласных? (сорока)
Какие два местоимения мешают движению транспорта? (я-мы)
Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
Какой корень в слове «вынуть» (нет корня)
А теперь предлагаем отгадать метаграммы. Метаграмма – это загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.
Меня в сказке вы отыщите,
Я в сказке Пушкина герой.
Но Л на Н лишь замените,-
Сибирской стану я рекой. ( Елисей – Енисей)
Когда я с Т, на мне плывут.
Когда я с Д, меня сорвут. ( Плот – плод)
С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С П – от вас не утаю-
Тоже в школе я стою. ( Карта- парта)
А сейчас попробуйте отгадать шарады. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
На первом стоит часовой
Второе в лесу зеленеет.
На целое, только стемнеет,
Ты ляжешь – и кончен твой день трудовой. (Пост- ель)
Первое –нота, второе – тоже,
А целое- на горох похоже. (фа- соль)
Первый слог – китайский напиток,
Второй – название буквы,
А целое – птица.( Чай-ка)
Теперь сыграем в такую игру: я буду показывать вам слово, записанное на табличке, а вы прибавьте к каждому слову слева по одной букве, чтобы получилось новое слово, например: Анна –ванна.
Рот ( крот)
Ель (мель)
Вал (овал)
Игры ( тигры)
Лён ( клён)
Ров( кров)
Том(атом)
Лень( олень)
Рубка ( трубка)
Кол (укол)
Овцы ( ловцы)
И наконец последнее задание: назвать пословицы и поговорки о языке.
Что написано пером- не вырубишь топором.
Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.
Живое слово дороже мёртвой буквы.
Лучше ногой запнуться, чем языком.
Язык до Киева доведёт.
Хорошо говоришь, да было бы что слушать.
Язык мой- враг мой: прежде ума ( наперёд ума) глаголет.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Много говорено, да мало сказано.
Твоими бы устами да мёд пить.
Итог:Надеемся, что сегодняшняя встреча с «великим и могучим» русским языком подтолкнёт нас к серьёзному изучению родного языка, чтобы в наших «умелых руках» он был в «состоянии совершать чудеса».