Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проект «Патриотическое воспитание дошкольников» Заведующая МДОУ «Ромашка» - руководитель 1 категории Халитова Л.Х.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ромашка» г. Буинска Республики Татарстан»

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников»

Заведующая МДОУ «Ромашка» - руководитель 1 категории Халитова Л.Х.

Воспитатель 1 категории по обучению детей татарскому языку Каримова Р.А.

Воспитатель 2 категории по обучению детей татарскому языку Хайбуллина Г.М.

Срок реализации проекта – 4 года

Возраст детей – от 3 лет до 7 лет

window.google_render_ad(); Без прошлого нет настоящего и будущего”

Народная мудрость

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности.

Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проведенные среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ исследования показывают:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  • 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта “Лабиринты времени”.

Данный проект ориентирован на:

  1. Воспитание любви к малой родине, чувство гордости за наследие предков;
  2. Осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
  3. Приобретение, детьми опыта исследовательской деятельности, включая умение ее планировать;
  4. Применение и приобретение детьми новых знаний путем собственной деятельности;
  5. Развитие творческой личности ребенка.

Активная познавательная деятельность позволяет дошкольникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности.

При организации проектной деятельности акцентируем внимание:

  1. на изучение возможности, потребности и прошлый опыт детей;
  2. на внесение предложений, которые являются отправной идеей для совместного обсуждения с детьми, дети дополняют или изменяют предложения взрослого, предлагают новые идеи. Результатом совместного обсуждения является план работы, затем проект – как последовательность действий;
  3. на реализацию проекта совместно с детьми, родителями;
  4. на анализ результатов.

Реализацией проекта руководят воспитатели по обучению детей татарскому языку Каримова Р.А. и Хайбуллина Г.М.  Участниками и исполнителями проекта являются сотрудники ДОУ,  Краеведческого музея, родители и жители микрорайона.

В группах ДОУ функционируют мини-музеи “Культуры и быта татарского народа”. В них собираются как предметы быта прошлых лет, так и настоящего времени. Экспонаты собираются, и пополняются родителями. администрацией ДОУ заключен договор о сотрудничестве с Краеведческим музеем на цикл выездных занятий , дополнительный договор на сменные экспозиции Краеведческого музея по истории города, края на базе нашего сада. Экспозиции меняются раз в квартал.

Совместно с Краеведческим музеем города Буинска  создадим базовую  площадку, что позволит эффективно проводить работу в ДОУ по приобщению воспитанников к культурным и историческим ценностям города, края.

Для оказания информационных услуг населению ДОУ печатает интересные факты об истории города на родительских собраниях.

Результатом реализации проекта стали:

  1. Повышение уровня знаний детьми истории своего города, края;
  2. Заинтересованность родителей к проекту, истории города, края;
  3. Работа мини-музея; 
  4. Информационные услуги населению: печать интересных фактов об истории города на родительских квитанциях, выпуск и распространение брошюр,
  5. Система эффективной работы в ДОУ по приобщению воспитанников к культурным и историческим ценностям города и края;
  6. Сотрудничество с общественными организациями

 «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. К.Паустовский

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы, которая ведется по трем направлениям:

1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и написание познавательных рассказов для детей.

2. Технологический блок – разработка конспектов занятий с использованием методов развивающего обучения.

3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды.

Одним, из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении, является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом)

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.

Проводя анкетирование с воспитателями по данному вопросу, мы выяснили, что наибольшую трудность у них вызвала работа по знакомству дошкольников с историей родного города, его достопримечательностями. Поэтому возникла необходимость в разработке системы семинарских занятий по “Историческому краеведению”, в которую вошли такие темы, как: “История Буинской земли”, “Памятники природы г. Буинска”, “Знаменитые люди г. Буинска.

 Посетив Краеведческий музей  педагоги и дети почерпнули для себя много полезной и интересной информации.

Такая форма работы с педагогами принесла ожидаемые, положительные результаты. Итогом семинарских занятий стала презентация воспитателями: дидактических игр, представление макетов: детского сада, улиц и достопримечательностей города , а также разработка конспектов познавательных занятий.

Учитывая все вышесказанное, постепенно в детском саду стала складываться определенная система по ознакомлению детей с родным краем. Нами разработаны: тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста и система эколого-краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, исторических и современный город ; а так же природное окружение: “зеленая зона” детского сада – это объекты экологической тропы, живого уголка, комнаты природы; реки г. Буинска , лесная зона, памятники  г. Буинска. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.

В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение , местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то ,что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем город отличается от села.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Детей знакомим с промышленностью, с историей г. Буинска и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение воинской части ребятами старшего дошкольного возраста, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).

Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.  Налажена связь с социумом, по вопросам природоохранной деятельности: городским лесхозом, детской библиотекой, музеями , а также плодотворно сотрудничаем с отделом по экологии и рациональному природопользованию г. Буинска. Постепенно воспитатели подводят детей к пониманию того, что все жители любят свой город и многое делают для того, чтобы он был чище и краше.

Организованная кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста формирует у них не только устойчивый интерес к своему городу, но и близлежащему окружению. Так мы от знакомства с городом постепенно переходим к знакомству с родным краем – Буинским районом, Татарстаном и с Россией, тем самым, расширяя и углубляя знания детей о своей стране. В процессе этой работы мы воспитываем у дошкольников чувства восхищения, гордости за свой город, свой народ, свою страну.

Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка сотрудники МДОУ уделяют большое внимание созданию, как в группах, так и в помещении ДОУ “краеведческих центров”, которые способствуют формированию патриотизма и гражданственности у воспитателей, дошкольников и их родителей. Так в ДОУ функционируют: площадка природы, живой уголок, экологическая комната – где знакомят детей с природными объектами родного края ; комната “Татарская изба” - где знакомят детей с бытом татарского человека, рассказывают о его устройстве, воспитывают интерес к особенностям татарского характера, к традициям ; мини-музей “Жилища человека” - где даются детям общие представления о доме, знакомят дошкольников с национальными жилищами ; оформлен патриотический уголок с Российской символикой

Работа ДОУ по краеведческому образованию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Так в детском саду была проведена детско-родительская конференция “Мой город”. С привлечением родителей создаются мини-музеи разной тематики, организуются выставки семейных коллекций, изготовляются различные макеты , проводятся совместные праздники, походы выходного дня в памятники природы . Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями города: “Мы за чистоту города,  “Мы рисуем мир” и т.д.

Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!

Методическая работа

Педсовет

window.google_render_ad(); «Гражданско-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста»

План.

1.      Актуальность темы педсовета

2.      Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию

3.      Патриотическое воспитание в программе «Радуга»

4.      Отчёт воспитателей по патриотическому воспитанию детей в своей группе

5.      Анализ планирования работы по патриотическому воспитании

6.      Обзор программ патриотического воспитания детей

7.      Итоги смотра-конкурса «Уголок краеведения Юный костромич»

8.      Решение

Ход педсовета

1. Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

2. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г.
Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
На основе федерального документа были разработаны региональные: закон Костромской области об областной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Костромской области», от 27.06.2002 г.; областная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Костромской области»

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

3. Что такое патриотическое воспитание?

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

В программе «Радуга» раздела по патриотическому воспитанию нет.

Формирование любви к Родине:

  • в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира
  • в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка
  • в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

  • «Наследие» М.Ю.Новицкой
  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
  • система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
  • «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
  • «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
  • «Мир детства» г. Оренбург
  • «Росток» г. Челябинск
  • «Живой родник» г. Северск и др.

4. Что включает в себя работа по патриотическому воспитанию. Как эта работа проходит в вашей группе (пути решения задач по патриотическому воспитанию, формы работы с детьми)
Отчёт воспитателей о проделанной за учебный год работе.

5. Анализ календарного и перспективного планирования работы по патриотическому воспитанию детей.
(Прилагается)

6. Но чтобы правильно спланировать работу на перспективу, нужно, конечно же, выбрать программу, по которой наш детский сад будет работать в дальнейшем.

Сейчас познакомимся с некоторыми из них.

1.      Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России» (воспитатель Н.Н.Щербакова)

2.      Программа нравственно-патриотического воспитания «Мой родной дом» (воспитатель Зверева М.И.)

3.      Н. В. Алёшина. Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников» (воспитатель Е. Н. Алаева)

Но патриотическое воспитание – это, конечно же, и региональный компонент. Все представленные выше программы предполагают занятия с детьми, которые включают разную по объёму информацию о народах стран и мира, знакомят с проблемами национального и межнационального воспитания.
Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. Поэтому мы сейчас познакомимся с ещё одной программой:

4.      Региональная программа «Юный костромич» (ст. воспитатель О. В. Матросова)

7. Итоги смотра-конкурса уголков краеведения

8. Решение

1.      Внедрить в воспитательно-образовательный процесс программы:
• «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
• Региональную программу «Юный костромич»

2.      Пересмотреть перспективное планирование на 2008-2009 уч. год, включить в план занятия по краеведении согласно возрастной группы
срок: к 01.08.08
ответственные: ст. воспитатель

3.      Обобщить практический материал по краеведению для работы педагогам
срок: к 01.08.08
ответственные: ст. воспитатель

4.      Вернисаж детского рисунка «Город, в котором я живу»
срок: 02.06.08
ответственные: воспитатели старших и подготовительной групп;
ст. воспитатель

5.      Оформление «Комнаты русского быта»
срок: 01.09.08
ответственные: ст. воспитатель
муз. руководитель

Анализ календарного и перспективного планирования работы по патриотическому воспитанию детей.

1. Ранний возраст (группы № 1, 7, 8, 12)

Патриотическое воспитание идёт через ознакомление с ближайшим окружением, т.е. с теми предметами, что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные. Во всех группах планируется работа по приобщению детей к народному фольклору. Детей знакомят с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками. Планируются дидактические игры с целью закрепления понятий овощи-фрукты, домашние, дикие животные. Ознакомление детей с домашними, дикими животными происходит через рассматривание картин, иллюстраций. В группе № 1 планируются народные игры.
Сравнивая календарный и перспективный планы можно заметить, что не все запланированные в перспективном плане занятия планировались в календарном плане. Так, например, в группе № 8 занятия по ознакомлению детей с фольклором заменялись на занятия с другой тематикой.

2. Младший дошкольный возраст (группы № 4, 11)

В перспективном плане запланированы занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Но не всегда совпадают занятия перспективного и календарного планов. Так, в группе № 11, вместо 4 занятий по перспективному плану запланировано в календарном плане 1 занятие. И такая нестыковка происходит ежемесячно. Занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры заменяются на занятия с другой тематикой.
Большая работа планируется по ознакомлению детей с народным фольклором: потешки, русские народные песенки, русские народные сказки, загадки; по ознакомлению детей с природой родного края (занятия по экологии), с животными домашними и дикими лесными; народными играми.

3. Средний дошкольный возраст (группы № 3, 10)
В перспективном плане отражена работа по приобщению детей к истокам народной культуры, по ознакомлению детей с родной природой, с домашними и дикими животными (занятия по экологии). Не отражена работа по ознакомлению детей с родным городом, страной, с символикой. Этого нет и в календарном плане.
Но всё же воспитатели групп иногда планировали ознакомление детей со своей семьёй («Сладкие вечера», Утро радостных встреч)

4. Старшие группы (№ 5, 6)
Согласно перспективному плану занятий по краеведению запланировано всего 4. Все они отражены и в календарных планах воспитателей. Так же в совместной деятельности планировалась индивидуальная работа с детьми (например, беседа «Расскажи о своей семье»); знакомство с костромским поэтом Кодряном, с его стихами; ознакомление детей с русским фольклором, народными играми; проводилась выставка рисунков о Костроме.

5. Подготовительная к школе группа № 2.
В перспективном плане запланирована работа по ознакомлению детей с родным городом, страной. Всё это отражено и в календарном плане. Планируются как специально организованные занятия, так и работа самостоятельная детей и совместная воспитателей и детей. Детей знакомили с родной семьёй, составлялось генеалогическое дерево семьи, составлялась книга своей семьи, фотоальбомы «Моя семья».

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по патриотическому воспитанию в планах отражена однобоко, не систематически, т.е. нарушены дидактические принципы (поэтапность, систематичность, последовательность и др.) Краеведение практически отсутствует. Работа по краеведению носит не целостный характер, а представляет собой эпизодические включения в воспитательно-образовательный процесс.

Причины:

1.      Недостаточно правильно составлен план (отсутствует региональный компонент)

2.      Недостаточность систематизированного материала по ознакомлению детей с родным краем

3.      Недостаточность знаний у самих педагогов по истории и развитию Костромы и Костромской области.

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн