Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мифы народов мира

Фото пользователя Nina Michailovna Parilova
Submitted by Nina Michailovna Parilova on вс, 08/11/2009 - 10:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Парилова Нина Михайловна
Место работы, должность: 
МБОУ "СОШ№36" г.Норильск заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Красноярский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Представленный материал можно использовать как иллюстративный на уроке литературы (по программе Т.Ф. Курдюмовой) или факультативном занятии, посвященном мифологии в 5-6 классах. К презентации прилагается дополнительный материал, который учитель может ис-пользовать при подготовке к уроку.

 

Парилова Н.М.,
учитель литературы
МБОУ «СОШ №36» г.Норильска
 
МИФЫ   НАРОДОВ    МИРА
Пояснительная записка.
Представленный материал можно использовать как иллюстративный на уроке литературы (по программе Т.Ф. Курдюмовой) или факультативном занятии, посвященном мифологии в 5-6 классах. К презентации прилагается дополнительный материал, который учитель может использовать при подготовке к уроку.
 
Дополнительный материал
Мифология в будущем
Мифология служит важной пищей для общественного сознания и является связующим звеном в цепи поколений. Каждая культура, так или иначе, нуждается в этих жиз­ненно важных мифах и преданиях, причем не только чтобы передавать по­томкам ценности прошлого, но и ради создания жизненных принципов бу­дущего. В своей основе мифы содержат объяснение жизни. Они пы­таются ответить на важные вопросы: почему люди умирают? почему существует зло? почему у нас неурожай?
Мифы и мифология пытаются найти ответы на эти вечные вопросы, а че­ловечество непреклонно ищет смысл бытия — вот почему мифологию ожидает светлое будущее. Люди не только будут жаждать ответов на суровые вопросы, поставленные жизнью, но им всегда потребуется уверенность, что события повседневной жизни не лишены смысла и что их жизнь не напрасна
Мифологические образы и идеи находят все большее признание общественности, потому что в основном мифология обращается к глубинным потреб­ностям человека, является духовным наследием, нравственным багажом, передаваемым по наследству от поколения к поколению.
 
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с космосом. Большинство из них могли приобретать разные обличья в зависимости от представления о том или ином божестве в этой местности и от того, какими силами оно наделялось. В мифах описываются роли, которые играют боги в разном обличье, и их отношения между собой.
Вырезанный в скале фасад большого храма Абу-Симбел украшают гигантские статуи фа­раона Рамсеса П.             В храме изображены сцены из жизни многих богов и богинь, а также сам фараон, исполняющий различные священные ритуалы, не раз описанные в мифах.
Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с космосом. Большинство из них могли приобретать разные обличья в зависимости от представления о том или ином божестве в этой местности и от того, какими силами оно наделялось. В мифах описываются роли, которые играют боги в разном обличье, и их отношения между собой.
 
 
Сфинкс-символ власти фараона и воплощение
     Бога-Солнца уже 4500 лет охраняет
     в пирамиды Хизы
 
 
               
 
 
Мифы, боги и политика. Как и пантеон богов, еги­петские мифы отражали две глав­ные сферы: во-первых, сотворение и обустройство космоса и, во-вторых, социально-политические от­ношения, особенно касающиеся наследования царской власти. В этих преданиях рассказывает­ся, как дали имена богам и местам культа, какими силами наделяли богов и как пришли к власти те или иные фараоны. Космическая и политическая сферы нередко пересекались. Вопросы управле­ния Египтом нередко переноси­лись в небесную сферу, в которой лунный бог Тот мог выступать «визирем» бога солнца Ра. Еги­петский фараон также наделялся некоторыми «космическими» ка­чествами и считался «заместите­лем», или «местоблюстителем» (seti), бога Ра на земле.
 
Обращения к богам. Египтяне почитали силы, пред­ставлявшие для них опасность. Относясь с осторожностью к окру­жавшим их существам, они представляли их в человеческом об­личье и молили их о благосклонности и защите. Однако многие бо­жества продолжали изображаться с головами животных в знак символического напоминания об их природе и власти, а боги с че­ловеческими головами в качестве украшения или вместо короны носили на голове свой зооморфный символ. Боги жили на небе и в подземном царстве. С помощью молитв и ритуалов египтяне могли пригласить их поселиться в храме, статуе или священном животном. Поэтому египтяне обожествляли некоторых животных и бальзамировали их после смерти. Они мумифицировали ибисов — священную птицу бога Тота, кошек, посвященных богине Хатор-Баст (Бастет), крокодилов, посвященных Себеку, и баранов, олицетворявших бога Хнума.
 
Египетский пантеон.
Пантеонсостоялизбогов,почитавшихся во всем Египте. Одни ведали космическими и небесными явлениями, другие отвечали за дела государства. Основным богом был солнечный бог Ра, или Амон-Ра, — «создатель мира», глава совета богов. Каждое утро его рождала богиня неба Нут, и он плыл в своей барке через ее живот.
Некоторые боги, тоже почитавшиеся во всем Египте, не занимали оп­ределенного места в пантеоне и не имели близких родственных связей с его богами. Главным среди них был Хапи, который олицетворял «ключи Ни­ла», жизненно важные для процветания сельского хозяйства.
В разные периоды истории состав пантеона немного изменялся. Однако в основном это относилось к именам богов или принимаемому ими облику, нежели к их сущности и сфере влияния.
 
Рождение порядка из Хаоса. В Египте знали несколько ми­фов о сотворении мира, но все они были схожи по содержанию. Различия объяснялись местным колоритом.
В своем большинстве мифы повествовали о сотворении порядка из ха­оса первозданной пучины вод и появлении отдельных существ. Космиче­ский порядок начался с первым восходом солнца. Рождение солнца пред­ставлялось ритуально повторяющимся событием, и египтяне отмечали завершение каждого цикла движения Солнца – дневного, месячного, годового. Сотворение – смерть - возрождение – вечно повторяющийся цикл.
 
Бог солнца и его семья.
Бог солнца принимал три обличья — утреннего бога Хепри в облике ска­рабея (с эпитетом «возникший»), дневного бога Ра с головой сокола и бога заходящего солнца с головой человека или барана А/пуна («создав­ший сам себя»). Каждое утро он должен был побеждать бога Апопа, принимавшего облик змеи и олицетворявшего собой силы хаоса. Ночью солнце спускалось в подземное царство через чрево богини неба Нут, которая вечером проглатывала Атума.
Иначе происходило со многими богами-звездами. Они рождались ночью и проглатывались богиней неба каждое утро. В коротком ми­фе рассказывается, как бог земли Геб поссорился с Нут из-за того, что она проглатывала собственных детей. Гебу посоветовали не бес­покоиться, так как все их дети вновь появятся живыми и невреди­мыми следующим вечером.
Лунный бог Тот являлся заместителем, или визирем, бога солнца, а также вестником богов. Он мог принимать обличья ибиса или бабуина. В мифе о ссоре между братьями-богами Гором и Сетом Тот выступал в качестве судьи.
 
               Дочери Солнца. Другим важным космическим божеством была дочь и око Ра. Она олицетворяла солнечный диск, как и богиня-львица Хатор-Теф-нут, которую, когда она гневалась, называли Сехмет («могучая»), а когда при­нимала дружелюбный вид кошки — Бастет («женщина из Бубастиса»). Хатор также была богиней любви и музыки. Она родила сына — лунного бога-ребенка Ихи. Она стала одной из самых важных богинь египетского пантеона, вопло­щалась во многих ипостасях, и ей было посвящено немало храмов Египта.
Другую дочь солнца звали Маат. Она воплощала справедливость — жизнен­но важное для существования египетского космоса и государства понятие.
 
МИФ О ПОТЕРЯННОМ СОЛНЦЕ.
Дочь солнца и око бога солнца (также называемая Сехмет) поссорилась с отцом и в гневе покинула Египет. Для Египта утрата солнца было настоящим несчастьем, поэтому следовало убедить богиню вернуться. Хатор-Тефнут удалилась в Нубию, и на поиски послали её брата Шу, бога света и воздуха, и лунного бога Тота. Когда им удалось разыскать разгневанную богиню, они использовали систр (трещетки) и другие музыкальные инструменты, чтобы обратить вирепую львицу Хатор-Тефнут в миролюбивую кошечку Хатор-Баст. Это удалось и возвращение Хатор в Енипет сопровождалось музыкой, танцами, всеобщим ликованием. С тех пор культ Хатор ассоциируется с музыкой и танцами.
 
Обращения К богам. Египтяне почитали силы, пред­ставлявшие для них опасность. Относясь с осторожностью к окру­жавшим их существам, они представляли их в человеческом об­личье и молили их о благосклонности и защите. Однако многие бо­жества продолжали изображаться с головами животных в знак символического напоминания об их природе и власти, а боги с че­ловеческими головами в качестве украшения или вместо короны носили на голове свой зооморфный символ.
Боги жили на небе и в подземном царстве. С помощью молитв и ритуалов египтяне могли пригласить их поселиться в храме, статуе или
священном животном. Поэтому египтяне обожествляли некоторых животных и бальзамировали их после смерти. Они мумифицировали ибисов — священную птицу бога Тота, кошек, посвященных богине Хатор-Баст (Бастет), крокодилов, посвященных Себеку, и баранов, олицетворявших бога Хнума.
 
Местные боги.Нарядусбогамигосударственногопантеоналюди поклонялись и традиционным местным божествам, или «номовым богам», важным для той или иной области, учитывая ее природу, историю или мест­ные потребности ее жителей.
Итак, в деревнях, вблизи пустынных низин местные боги обычно изобража­лись в облике львов, как Пахет («разрывающая на части»), или в виде шакала, как Вепуат («открыватель путей», «вожатый»), поскольку этих животных считали опас­ными. Боги-шакалы традиционно покровительствовали некрополям, «городам мертвых», расположенным в пустынных районах. Как главные боги «подземного царства» почитались Хонтаменти и Анубис, подготавливавший тело покойного к бальзамированию или превращению в мумию. Их изобра­жали в виде шакалов.
Среди других почитаемых богов были змея Ренену-тет («владычица плодородия», «управительница закро­мов»), охранявшая собранный урожай, бык, облик ко­торого принимали бог войны и плодородия Кем-Вер («тот, кто большой и черный») из Атрибиса, а также крокодил Собек («крокодил») из Файюмского оазиса. Точное число богов, почитавшихся в Египте за всю его историю, назвать трудно
 
Сначала богов и богинь представляли в образе жи­вотных. Позднее они приобрели человеческий облик, а от живот­ных сохранили только голову. Го­лову бога изображали с ушами и носом животного, но с волосами человека и соответствующим символом на голове солнцем, луной и др. 1Осирис; 2 — Неф-тида; 3 — Сожмет; 4 — Мневис; 5 — Хнум; 6Ра.
 
Боги домашнего очага. Мес­том почитания богов были не только храмы, но и дома гре­ков. Богиня домашнего очага Гестия считалась хранительни­цей дома. Ее имя связано с немногими мифами, посколь­ку ее место в греческой религии было скорее частным, нежели публичным, но она играла важ­ную роль в семейных (домаш­них) церемониях. Гермес, по­средник между богами и людь­ми, также покровительствовал домам и улицам. Широкое рас­пространение получили колон­ны с головой бога наверху, на­зываемые «гермами».
 
 
 
 
ГРЕЦИЯ
 
Парфенон на афинском Акрополе. Великий храм был посвящен богине Афи­не, в честь которой на­зван и сам город. Назва­ние «Парфенон» происхо­дит от эпитета богини «парфенос», что по-гре­чески означает «девст­венная». Храм был построен между 447 и 432 гг.до н.э.
 
Древнегреческие Храмы. Храмы - величайшее творение древнегреческой архитектуры и искусства, называемые vaoo(naos). Подоб­но Парфенону, на фронтонах и фризах монументальных храмов изобража­лись сцены битв богов и героев (представлявших силы цивилизации) с од­ной стороны, с чудовищами и гигантами (силы хаоса и беспорядка) — с другой.
 
Тенемос. Священное место, где строился храм, у греков называлось «тенемос». Оно обычно отмечалось стеной тенемос, камнем или деревом. Священными в представлении греков были те места, откуда проистекали священные силы, — колодец или источник. Оливковое дерево — дар Афи­ны, покровительницы Афин, возвышалось над Акрополем. Своими раски­дистыми ветвями оно давало широкую тень, а его красота подчеркивала сакральность места. И
 
Зевс и Олимпийские боги. Двенадцать главных богов греческого пантеона во главе с Зевсом жили на горе Олимп, высочайшей горе на севере Греции. Их называли олимпийскими богами. Еще один могущественный бог, Аид, брат Зевса, правил подземным царством и жил там.
Зевс. Поэт Гесиод назвал его «отцом богов и людей, под громом которого трепещет вся земля».
Гера — богиня брака и семьи, жена и сестра Зевса.
Аполлон — бог музыки, поэзии, медицины, сын Зевса и дочери титана Лето.
Афина — рожденная из головы Зевса, богиня мудрости — воплощала в себе как военную стратегию, так и искусство управления государством.
Гермес — посланец богов, сын Зевса и Майи, малой богини, покровитель дорог и торговли, защитник путешественников.
Посейдон — властелин океанов. Его страшились как бога, насылавшего землетрясения.
Артемида — сестра-близнец Аполлона, богиня-девственница, покровитель­ствующая охоте и помогающая роженицам.
Арес — бог войны, сын Зевса и Геры.
Афродита — богиня любви, браков и родов, богиня, дарующая земле изо­билие, жена Гефеста, вышедшая из морской пены.
Гефест — хромой бог-кузнец, сын Зевса и Геры.
Деметра — богиня плодородия и сельского хозяйства.
Гестия — богиня домашнего очага.
Аид — бог подземного царства.
 
 
 
Смертные боги
Геракл сражается с кентавром
 Эвритом. Геракл считается
 основателем Олимпийских игр.
Геракл (называемый римлянами Геркулесом) был величайшим из героев Греции из числа смертных и единственным, занявшим мес­то среди богов-олимпийцев после смерти. Он стал одним из пер­вых мифологических персонажей, изображаемых в древнегрече­ском искусстве с VIIIв. до н.э., и единственным героем, почитае­мым во всей Греции. Это был человек, склонный к крайностям, необычайно сильный, храбрый и обладавший огромным аппети­том. Однажды он убил свирепого льва, уничтожавшего стада ца­ря Теспия, и царь наградил его: подарил своих 50 дочерей.
 
 
Миф о Геракле.
ГераклнезаконныйсынЗевсаисмертнойжен­щины Алкмены. Когда Гера, всегда ревниво относившаяся к изменам мужа, послала чудовищных змей убить Геракла в колыбели, младенец, уже тогда об­ладавший нечеловеческой силой, задушил их. Затем Гера на время наслала на Геракла безумие, в припадке которого он убил свою любимую жену Мегару и детей. Чтобы загладить совершенный им страшный грех, по повелению царя Эврисфея Геракл свершает 12 сверхчеловеческих деяний (12 подвигов).
Двенадцать подвигов Геракла:
  1. убить и добыть шкуру Немейского льва,
  2. убить Лернейскую гидру,
  3. поймать Керинейскую лань,
  4. поймать Эриманфского вепря,
  5. очистить Авгиевы конюшни,
  6. изгнать Стимфалийских птиц,
  7. привести Критского быка,
  8. привести   кобылиц   фракий­ского царя Диомеда,
  9. добыть пояс царицы амазонок Ипполиты,
  10. доставить коров Гериона,
  11. добыть золотые яблоки Гесперид,
Голова Медузы.
Рисунок на вазе.
  1. привести стража преисподней пса Кербера.
 
Персей и Андромеда.
Исполь­зуя блестящий щит, пода­ренный Афиной, Персей отру­бил голову со змеями вместо волос Медузе — одной из трех чудовищ-Горгон, взгляд кото­рых обращал все живое в ка­мень. По легенде, как только кровь Медузы пролилась на землю, ожил крылатый конь Пегас.
В Эфиопии Персей разыскал красавицу Андромеду, прико­ванную к скале и ожидавшую, что ее отдадут в жертву мор­скому чудовищу за неуваже­ние к морской богине Тефиде. Персей сказал, что спасет Андромеду, если она согласит­ся стать его женой. Как только Персей убил морское чудови­ще, была отпразднована свадь­ба. После их смерти Афина об­ратила Персея и Андромеду в созвездия.
 


             Миф о Деметре и Персефоне — это предание о смене времен года. Персефона — дочь Деметры, богини плодородия, рождена от Зев­са, брата Деметры. Однажды Персефону похитил Аид, владыка преисподней, забрав её в своё царство. Девять дней убитая горем Деметра скитаась по Земле в поисках дочери. На десятый день, после того как Гелиос (бог солнца) сообщил ей, что Зевс одобрил поступок Аида, Деметра покинула гору Олимп, поклявшись вечно странствовать по земле.
Облачившись в одежды старухи, она прибыла на Элевсин, где ее приютили дочери царя Келея. Она осталась в доме воспитатель­ницей Демофонта, сына царицы Метаниры, и, пожелав сделать его бессмертным, каждый вечер закаляла его тело на огне, чтобы выжечь все присущее смертному. Случайно заметив, как Деметнтрa выполняет этот ритуал, Метанира ужаснулась. Тогда Де­метра открыла ей свое имя и сказала царице, что


теперь ее сын останется смертным.
 
Элевсинские мистерии. Преж­де чем покинуть о. Элевсин, богиня Деметра учредила в свою честь Элевсинские мис­терии. Они получили такое на­звание по ритуалам иници­ации, через которые проходили почитатели Деметры в Элевсине. Совершались они в стро­жайшей тайне, даже под стра­хом смерти участники не долж­ны были в том сознаться. О самом культе известно мало, за исключением того, что су­ществовали ритуалы в честь урожая и загробной жизни. Возможно, ритуалы служили напоминанием о похищении Персефоны Аидом, символизи­ровавшем смерть и воскреше­ние.
В мистериях могли участвовать все: мужчины, женщины, дети, свободные и рабы, граждане и иноземцы. Они праздновались в осенние месяцы сбора уро­жая. Инициацию проходили Геракл и знаменитый афин­ский полководец, ученик Со­крата — Алкивиад.
 
Наступление ЗИМЫ. Продолжая странствовать, Деметра забыла о своих обязанностях: в результате перестало давать всходы зерно и насту­пил голод. Сжалившись над голодающими людьми, Зевс решил вмешаться. Он повелел Персефоне проводить две трети года на земле с матерью, но поскольку она проглотила несколько зерен граната (символ брака), возвра­щаться в подземное царство и проводить с Аидом оставшуюся треть года. Когда Персефона оставалась в подземном царстве, Деметра ее оплакивала, земля становилась холодной и голой — наступала зима.
 
Дионис — бог вина и религиозного экстаза, ему посвятили театр. Сын Зевса и смертной женщи­ны Семелы, он был наречен Дионисом («дважды рожден­ным»), поскольку Зевс забрал его из утробы матери недоно­шенным и зашил в свое бедро. Дионис ассоциировался с воз­рождением через мистерии смерти и любви, а также с пло­дородием и экстазом (что до­словно означает «выходить из себя»), наступающим благода­ря расслабляющей силе вина. Поскольку вино нередко по­давляет сдерживающие реф­лексы, культ Диониса связы­вался и со свободой от ограни­чений, что могло приводить к проявлению страстей и без­рассудству.
Диониса нередко изображали в окружении сатиров — существ, облик которых наполовину на­поминал человеческий, напо­ловину козлиный. Сатиры пре­давались веселью и разнуздан­ным оргиям. Женщин, поклонявшихся Дионису, на­зывали менадами или вакхан­ками, в соответствии с его вто­рым именем — Вакх. Они со­вершали ритуалы в его честь, облачившись в звериные шку­ры и неистово танцуя под ак-компанимент тирсов (жезлов Вакха) и тимпанов (маленьких барабанов).
 
 
РИМ
РИМСКИЙ ПАНТЕОН
Римское имя         Греческое имя
Юпитер                       Зевс
Юнона                        Гера
Нептун                        Посейдон
Марс                            Арес
Аполлон                     Аполлон
Диана                        Артемида
Церера                       Деметра
Меркурий                 Гермес
Бахус, Либер             Дионис
Минерва                    Афина
Венера                       Афродита
Вулкан                      Гефест
Веста                        Гестия
Купидон                      Эрос
Сатурн                       Кронос
Теллус          Гея
 
Боги империи
Римское владычество распространялось на большую часть тер­ритории современной Европы и продолжалось с 27 г. до н.э., когда Август стал первым императором, до IV в. н.э. Римляне воспри­няли и приспособили большую часть греческой мифологии от эт-русков. Это древнее италийское племя с богатой культурой, в ос­новном занимавшееся войной и сельским хозяйством. Церера, богиня, аналог греческой Деметры, и Марс, римский Арес, стали важнейшими фигурами римского пантеона. По мере рас­ширения границ своего государства римляне воспринимали многие элементы религии и мифологии совершенно различных культур от Египта и Греции на юге до кельтов на севере и включали их в свою мифологию.
                                                                                              
Римская империя в прав­ление Августа (27г. до н.э.—14 г. н.э.)..                                                                                                                                                                                                                                    Рим был сакральным центром. Римляне включили в свою религию богов и бо­гинь покоренных и под­властных им народов.
 
История и легенда. В свою мифологию римляне также включили несколько легенд, ставших частью истории. Историк Тит Ли­вии (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.), поэт Вергилий (70—19 гг. до н.э.), грече­ский биограф и историк Плутарх (ок. 46—126 гг. н.э.) считали основа­телей Рима — близнецов Ромула и Рема — реальными историческими фигурами.
Марс. Хотя Марс ассоциировался с греческим богом войны Аресом, первоначально он был древним италийским богом плодородия и сельского хозяйства, охранявшим поля и границы. Кельты почитали Марса как за­щитника и целителя, равно и как бога войны.
Храмы и алтари, посвященные Марсу, возводились в Риме и по всей Италии. Алтарь Марса (AraMartis) был расположен на Марсовом поле в Риме.
Бог января. Бог римлян Янус не имел аналога у греков. Его называли «двули­ким богом», поскольку он мог смотреть одновременно и впе­ред, и назад. Он был храните­лем дверей и порогов и часто изображался на монетах. В честь Януса назвали первый месяц года — январь, который одновременно как бы «огля­дывается» на старый год и смотрит вперед, в новый год
Церера. Церера почиталась как богиня зерна и плодо­родия. Она ассоциировалась с римской богиней земли Теллус (в греческой мифологии — Гея).
Во время голода в V в. до н.э. Сивиллины книги — главный источник пророчеств для рим­лян — рекомендовали римля­нам почитать Цереру, Вакха и Прозерпину (римских анало­гов греческих богов Деметры, Диониса и Персефоны). Храм в честь этих богов находится на Авентинском холме в Риме. Римляне также приносили жертвы Церере после погребе­ния, чтобы очистить свои до­ма, поскольку ее дочь ассоци­ировалась с Аидом — царст­вом мертвых.
Плодородие и процветание. Бог Приап был известен в Греции, но его культ стал осо­бенно популярен в Риме начи­ная с III в. до н.э. Приапа чти­ли как бога плодородия и про­цветания, возможно, он был отпрыском Бахуса. Его часто изображали толстым уродли­вым старичком с огромным фаллосом. Римляне помешали статуи Приапа в своих гости­ных или садах для защиты от воров.
 


Пропавшие статуи
 Согласно мифу, когда сын Энея Асканий основал город в Альбе Лонге, он построил храм для статуй Диоскуров (Кастор и Поллукс, сыновья Зевса) и перевез их из Лавиниума в Альбу. На следующий день, несмотря на запертые двери, они пропали из храма.
Статуи обнаружили на старых пьедесталах в Лавиниуме. Совершив ри­туалы и прочитав молитвы, их водворили на прежнее место, но они вновь пропали из храма в Альбе и появились в Лавиниуме. В итоге решили, что статуи следует оставить в Лавиниуме, который сделался местом поклоне­ния Диоскурам на многие годы.
Римская мифология впитала в себя элементы многих культур и региональную символи­ку. Многие из исконно италийских богов, почитавшихся в Риме, сейчас нам совершенно неизвестны. На этой мозаике IIв. н.э изображены молящиеся римляне, желающие снис­кать благосклонность богов Нила в Египте.
 
 
 
 
 
Мифы
 «МЕСТЬ СЕСТРЫ»
   Супружество Терея и Прокны было счастливым, но Прокна соскучилась по своей сестре Филомеле, которую не видела со времени свадьбы. Она попросила мужа пригласить Филомелув гости.
Увидев Филомелу, Терей влюбился в нее. Приведя ее к себе, он стал приставать к Филомеле, а когда ему надоели ее громкие мольбы и проклятья, он вырвал ей язык. Терей заключил ее в небольшую каменную хижину неподалеку от своего дворца, сказав Прокне, что Филомела погибла в пути.
Пока Прокна оплакивала смерть сестры, Филомела коротала дни, вышивая историю о своей несчастной судьбе на ковре, который затем передала через старую служанку царице. Увидев ковер, Прокна все поняла. Она освободила сестру из заточения и, мстя неверному мужу, убила сына Итиса и подала Терею его мясо на ужин. Все трое обратились в птиц; красной грудью и красным гребешком напоминающими об их печаль­ной судьбе, полной кровопролития и насилия.
 
 
«ОБРЕЧЕННЫЕ ЛЮБОВНИКИ»
Пирам и Фисба полбили друг друга, но родители запрещали им жениться. Любовники условились ночью встретиться за городом. Фисба пришла первой, но увидела раненую львицу и спряталась, по дороге обронив белое покрывало. Львица разорвала покрывало, оставив следы крови. Пирам опоздал на свидание и, увидев   окровавленное   покрывало возлюбленной при лунном свете, решиил, что она погибла, и от горя закололся мечом. Вернувшись из укрытия, Фисба поняла, что случи-лось, и, упав на меч возлюбленного, умерла рядом с ним. От взмет-нувшегося ввысь фонтана крови белые ягоды шелковицы стали пурпурны-ми. Эта история хорошо нам из­вестна по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», а ее отзвуки заметны в сюжете «Ромео и Джульетты».
 
 
Фисба и Пирам — напольная моза­ика из храма    
Диониса в Пафосе. Кипр, II в. до н.э.
Парилова Н.М.,
учитель литературы
МБОУ «СОШ №36» г.Норильска
 
МИФЫ   НАРОДОВ    МИРА
Пояснительная записка.
Представленный материал можно использовать как иллюстративный на уроке литературы (по программе Т.Ф. Курдюмовой) или факультативном занятии, посвященном мифологии в 5-6 классах. К презентации прилагается дополнительный материал, который учитель может использовать при подготовке к уроку.
 
Дополнительный материал
Мифология в будущем
Мифология служит важной пищей для общественного сознания и является связующим звеном в цепи поколений. Каждая культура, так или иначе, нуждается в этих жиз­ненно важных мифах и преданиях, причем не только чтобы передавать по­томкам ценности прошлого, но и ради создания жизненных принципов бу­дущего. В своей основе мифы содержат объяснение жизни. Они пы­таются ответить на важные вопросы: почему люди умирают? почему существует зло? почему у нас неурожай?
Мифы и мифология пытаются найти ответы на эти вечные вопросы, а че­ловечество непреклонно ищет смысл бытия — вот почему мифологию ожидает светлое будущее. Люди не только будут жаждать ответов на суровые вопросы, поставленные жизнью, но им всегда потребуется уверенность, что события повседневной жизни не лишены смысла и что их жизнь не напрасна
Мифологические образы и идеи находят все большее признание общественности, потому что в основном мифология обращается к глубинным потреб­ностям человека, является духовным наследием, нравственным багажом, передаваемым по наследству от поколения к поколению.
 
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с космосом. Большинство из них могли приобретать разные обличья в зависимости от представления о том или ином божестве в этой местности и от того, какими силами оно наделялось. В мифах описываются роли, которые играют боги в разном обличье, и их отношения между собой.
Вырезанный в скале фасад большого храма Абу-Симбел украшают гигантские статуи фа­раона Рамсеса П.             В храме изображены сцены из жизни многих богов и богинь, а также сам фараон, исполняющий различные священные ритуалы, не раз описанные в мифах.
Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с космосом. Большинство из них могли приобретать разные обличья в зависимости от представления о том или ином божестве в этой местности и от того, какими силами оно наделялось. В мифах описываются роли, которые играют боги в разном обличье, и их отношения между собой.
 
 
Сфинкс-символ власти фараона и воплощение
     Бога-Солнца уже 4500 лет охраняет
     в пирамиды Хизы
 
 
               
 
 
Мифы, боги и политика. Как и пантеон богов, еги­петские мифы отражали две глав­ные сферы: во-первых, сотворение и обустройство космоса и, во-вторых, социально-политические от­ношения, особенно касающиеся наследования царской власти. В этих преданиях рассказывает­ся, как дали имена богам и местам культа, какими силами наделяли богов и как пришли к власти те или иные фараоны. Космическая и политическая сферы нередко пересекались. Вопросы управле­ния Египтом нередко переноси­лись в небесную сферу, в которой лунный бог Тот мог выступать «визирем» бога солнца Ра. Еги­петский фараон также наделялся некоторыми «космическими» ка­чествами и считался «заместите­лем», или «местоблюстителем» (seti), бога Ра на земле.
 
Обращения к богам. Египтяне почитали силы, пред­ставлявшие для них опасность. Относясь с осторожностью к окру­жавшим их существам, они представляли их в человеческом об­личье и молили их о благосклонности и защите. Однако многие бо­жества продолжали изображаться с головами животных в знак символического напоминания об их природе и власти, а боги с че­ловеческими головами в качестве украшения или вместо короны носили на голове свой зооморфный символ. Боги жили на небе и в подземном царстве. С помощью молитв и ритуалов египтяне могли пригласить их поселиться в храме, статуе или священном животном. Поэтому египтяне обожествляли некоторых животных и бальзамировали их после смерти. Они мумифицировали ибисов — священную птицу бога Тота, кошек, посвященных богине Хатор-Баст (Бастет), крокодилов, посвященных Себеку, и баранов, олицетворявших бога Хнума.
 
Египетский пантеон.
Пантеонсостоялизбогов,почитавшихся во всем Египте. Одни ведали космическими и небесными явлениями, другие отвечали за дела государства. Основным богом был солнечный бог Ра, или Амон-Ра, — «создатель мира», глава совета богов. Каждое утро его рождала богиня неба Нут, и он плыл в своей барке через ее живот.
Некоторые боги, тоже почитавшиеся во всем Египте, не занимали оп­ределенного места в пантеоне и не имели близких родственных связей с его богами. Главным среди них был Хапи, который олицетворял «ключи Ни­ла», жизненно важные для процветания сельского хозяйства.
В разные периоды истории состав пантеона немного изменялся. Однако в основном это относилось к именам богов или принимаемому ими облику, нежели к их сущности и сфере влияния.
 
Рождение порядка из Хаоса. В Египте знали несколько ми­фов о сотворении мира, но все они были схожи по содержанию. Различия объяснялись местным колоритом.
В своем большинстве мифы повествовали о сотворении порядка из ха­оса первозданной пучины вод и появлении отдельных существ. Космиче­ский порядок начался с первым восходом солнца. Рождение солнца пред­ставлялось ритуально повторяющимся событием, и египтяне отмечали завершение каждого цикла движения Солнца – дневного, месячного, годового. Сотворение – смерть - возрождение – вечно повторяющийся цикл.
 
Бог солнца и его семья.
Бог солнца принимал три обличья — утреннего бога Хепри в облике ска­рабея (с эпитетом «возникший»), дневного бога Ра с головой сокола и бога заходящего солнца с головой человека или барана А/пуна («создав­ший сам себя»). Каждое утро он должен был побеждать бога Апопа, принимавшего облик змеи и олицетворявшего собой силы хаоса. Ночью солнце спускалось в подземное царство через чрево богини неба Нут, которая вечером проглатывала Атума.
Иначе происходило со многими богами-звездами. Они рождались ночью и проглатывались богиней неба каждое утро. В коротком ми­фе рассказывается, как бог земли Геб поссорился с Нут из-за того, что она проглатывала собственных детей. Гебу посоветовали не бес­покоиться, так как все их дети вновь появятся живыми и невреди­мыми следующим вечером.
Лунный бог Тот являлся заместителем, или визирем, бога солнца, а также вестником богов. Он мог принимать обличья ибиса или бабуина. В мифе о ссоре между братьями-богами Гором и Сетом Тот выступал в качестве судьи.
 
               Дочери Солнца. Другим важным космическим божеством была дочь и око Ра. Она олицетворяла солнечный диск, как и богиня-львица Хатор-Теф-нут, которую, когда она гневалась, называли Сехмет («могучая»), а когда при­нимала дружелюбный вид кошки — Бастет («женщина из Бубастиса»). Хатор также была богиней любви и музыки. Она родила сына — лунного бога-ребенка Ихи. Она стала одной из самых важных богинь египетского пантеона, вопло­щалась во многих ипостасях, и ей было посвящено немало храмов Египта.
Другую дочь солнца звали Маат. Она воплощала справедливость — жизнен­но важное для существования египетского космоса и государства понятие.
 
МИФ О ПОТЕРЯННОМ СОЛНЦЕ.
Дочь солнца и око бога солнца (также называемая Сехмет) поссорилась с отцом и в гневе покинула Египет. Для Египта утрата солнца было настоящим несчастьем, поэтому следовало убедить богиню вернуться. Хатор-Тефнут удалилась в Нубию, и на поиски послали её брата Шу, бога света и воздуха, и лунного бога Тота. Когда им удалось разыскать разгневанную богиню, они использовали систр (трещетки) и другие музыкальные инструменты, чтобы обратить вирепую львицу Хатор-Тефнут в миролюбивую кошечку Хатор-Баст. Это удалось и возвращение Хатор в Енипет сопровождалось музыкой, танцами, всеобщим ликованием. С тех пор культ Хатор ассоциируется с музыкой и танцами.
 
Обращения К богам. Египтяне почитали силы, пред­ставлявшие для них опасность. Относясь с осторожностью к окру­жавшим их существам, они представляли их в человеческом об­личье и молили их о благосклонности и защите. Однако многие бо­жества продолжали изображаться с головами животных в знак символического напоминания об их природе и власти, а боги с че­ловеческими головами в качестве украшения или вместо короны носили на голове свой зооморфный символ.
Боги жили на небе и в подземном царстве. С помощью молитв и ритуалов египтяне могли пригласить их поселиться в храме, статуе или
священном животном. Поэтому египтяне обожествляли некоторых животных и бальзамировали их после смерти. Они мумифицировали ибисов — священную птицу бога Тота, кошек, посвященных богине Хатор-Баст (Бастет), крокодилов, посвященных Себеку, и баранов, олицетворявших бога Хнума.
 
Местные боги.Нарядусбогамигосударственногопантеоналюди поклонялись и традиционным местным божествам, или «номовым богам», важным для той или иной области, учитывая ее природу, историю или мест­ные потребности ее жителей.
Итак, в деревнях, вблизи пустынных низин местные боги обычно изобража­лись в облике львов, как Пахет («разрывающая на части»), или в виде шакала, как Вепуат («открыватель путей», «вожатый»), поскольку этих животных считали опас­ными. Боги-шакалы традиционно покровительствовали некрополям, «городам мертвых», расположенным в пустынных районах. Как главные боги «подземного царства» почитались Хонтаменти и Анубис, подготавливавший тело покойного к бальзамированию или превращению в мумию. Их изобра­жали в виде шакалов.
Среди других почитаемых богов были змея Ренену-тет («владычица плодородия», «управительница закро­мов»), охранявшая собранный урожай, бык, облик ко­торого принимали бог войны и плодородия Кем-Вер («тот, кто большой и черный») из Атрибиса, а также крокодил Собек («крокодил») из Файюмского оазиса. Точное число богов, почитавшихся в Египте за всю его историю, назвать трудно
 
Сначала богов и богинь представляли в образе жи­вотных. Позднее они приобрели человеческий облик, а от живот­ных сохранили только голову. Го­лову бога изображали с ушами и носом животного, но с волосами человека и соответствующим символом на голове — солнцем, луной и др. 1 — Осирис; 2 — Неф-тида; 3 — Сожмет; 4 — Мневис; 5 — Хнум; 6 — Ра.
 
Боги домашнего очага. Мес­том почитания богов были не только храмы, но и дома гре­ков. Богиня домашнего очага Гестия считалась хранительни­цей дома. Ее имя связано с немногими мифами, посколь­ку ее место в греческой религии было скорее частным, нежели публичным, но она играла важ­ную роль в семейных (домаш­них) церемониях. Гермес, по­средник между богами и людь­ми, также покровительствовал домам и улицам. Широкое рас­пространение получили колон­ны с головой бога наверху, на­зываемые «гермами».
 
 
 
 
ГРЕЦИЯ
 
Парфенон на афинском Акрополе. Великий храм был посвящен богине Афи­не, в честь которой на­зван и сам город. Назва­ние «Парфенон» происхо­дит от эпитета богини «парфенос», что по-гре­чески означает «девст­венная». Храм был построен между 447 и 432 гг.до н.э.
 
Древнегреческие Храмы. Храмы - величайшее творение древнегреческой архитектуры и искусства, называемые vaoo (naos). Подоб­но Парфенону, на фронтонах и фризах монументальных храмов изобража­лись сцены битв богов и героев (представлявших силы цивилизации) с од­ной стороны, с чудовищами и гигантами (силы хаоса и беспорядка) — с другой.
 
Тенемос. Священное место, где строился храм, у греков называлось «тенемос». Оно обычно отмечалось стеной тенемос, камнем или деревом. Священными в представлении греков были те места, откуда проистекали священные силы, — колодец или источник. Оливковое дерево — дар Афи­ны, покровительницы Афин, возвышалось над Акрополем. Своими раски­дистыми ветвями оно давало широкую тень, а его красота подчеркивала сакральность места. И
 
Зевс и Олимпийские боги. Двенадцать главных богов греческого пантеона во главе с Зевсом жили на горе Олимп, высочайшей горе на севере Греции. Их называли олимпийскими богами. Еще один могущественный бог, Аид, брат Зевса, правил подземным царством и жил там.
Зевс. Поэт Гесиод назвал его «отцом богов и людей, под громом которого трепещет вся земля».
Гера — богиня брака и семьи, жена и сестра Зевса.
Аполлон — бог музыки, поэзии, медицины, сын Зевса и дочери титана Лето.
Афина — рожденная из головы Зевса, богиня мудрости — воплощала в себе как военную стратегию, так и искусство управления государством.
Гермес — посланец богов, сын Зевса и Майи, малой богини, покровитель дорог и торговли, защитник путешественников.
Посейдон — властелин океанов. Его страшились как бога, насылавшего землетрясения.
Артемида — сестра-близнец Аполлона, богиня-девственница, покровитель­ствующая охоте и помогающая роженицам.
Арес — бог войны, сын Зевса и Геры.
Афродита — богиня любви, браков и родов, богиня, дарующая земле изо­билие, жена Гефеста, вышедшая из морской пены.
Гефест — хромой бог-кузнец, сын Зевса и Геры.
Деметра — богиня плодородия и сельского хозяйства.
Гестия — богиня домашнего очага.
Аид — бог подземного царства.
 
 
 
Смертные боги
Геракл сражается с кентавром
 Эвритом. Геракл считается
 основателем Олимпийских игр.
Геракл (называемый римлянами Геркулесом) был величайшим из героев Греции из числа смертных и единственным, занявшим мес­то среди богов-олимпийцев после смерти. Он стал одним из пер­вых мифологических персонажей, изображаемых в древнегрече­ском искусстве с VIIIв. до н.э., и единственным героем, почитае­мым во всей Греции. Это был человек, склонный к крайностям, необычайно сильный, храбрый и обладавший огромным аппети­том. Однажды он убил свирепого льва, уничтожавшего стада ца­ря Теспия, и царь наградил его: подарил своих 50 дочерей.
 
 
Миф о Геракле.
ГераклнезаконныйсынЗевсаисмертнойжен­щины Алкмены. Когда Гера, всегда ревниво относившаяся к изменам мужа, послала чудовищных змей убить Геракла в колыбели, младенец, уже тогда об­ладавший нечеловеческой силой, задушил их. Затем Гера на время наслала на Геракла безумие, в припадке которого он убил свою любимую жену Мегару и детей. Чтобы загладить совершенный им страшный грех, по повелению царя Эврисфея Геракл свершает 12 сверхчеловеческих деяний (12 подвигов).
Двенадцать подвигов Геракла:
  1. убить и добыть шкуру Немейского льва,
  2. убить Лернейскую гидру,
  3. поймать Керинейскую лань,
  4. поймать Эриманфского вепря,
  5. очистить Авгиевы конюшни,
  6. изгнать Стимфалийских птиц,
  7. привести Критского быка,
  8. привести   кобылиц   фракий­ского царя Диомеда,
  9. добыть пояс царицы амазонок Ипполиты,
  10. доставить коров Гериона,
  11. добыть золотые яблоки Гесперид,
Голова Медузы.
Рисунок на вазе.
  1. привести стража преисподней пса Кербера.
 
Персей и Андромеда.
Исполь­зуя блестящий щит, пода­ренный Афиной, Персей отру­бил голову со змеями вместо волос Медузе — одной из трех чудовищ-Горгон, взгляд кото­рых обращал все живое в ка­мень. По легенде, как только кровь Медузы пролилась на землю, ожил крылатый конь Пегас.
В Эфиопии Персей разыскал красавицу Андромеду, прико­ванную к скале и ожидавшую, что ее отдадут в жертву мор­скому чудовищу за неуваже­ние к морской богине Тефиде. Персей сказал, что спасет Андромеду, если она согласит­ся стать его женой. Как только Персей убил морское чудови­ще, была отпразднована свадь­ба. После их смерти Афина об­ратила Персея и Андромеду в созвездия.
 

             Миф о Деметре и Персефоне — это предание о смене времен года. Персефона — дочь Деметры, богини плодородия, рождена от Зев­са, брата Деметры. Однажды Персефону похитил Аид, владыка преисподней, забрав её в своё царство. Девять дней убитая горем Деметра скитаась по Земле в поисках дочери. На десятый день, после того как Гелиос (бог солнца) сообщил ей, что Зевс одобрил поступок Аида, Деметра покинула гору Олимп, поклявшись вечно странствовать по земле.
Облачившись в одежды старухи, она прибыла на Элевсин, где ее приютили дочери царя Келея. Она осталась в доме воспитатель­ницей Демофонта, сына царицы Метаниры, и, пожелав сделать его бессмертным, каждый вечер закаляла его тело на огне, чтобы выжечь все присущее смертному. Случайно заметив, как Деметнтрa выполняет этот ритуал, Метанира ужаснулась. Тогда Де­метра открыла ей свое имя и сказала царице, что

теперь ее сын останется смертным.
 
Элевсинские мистерии. Преж­де чем покинуть о. Элевсин, богиня Деметра учредила в свою честь Элевсинские мис­терии. Они получили такое на­звание по ритуалам иници­ации, через которые проходили почитатели Деметры в Элевсине. Совершались они в стро­жайшей тайне, даже под стра­хом смерти участники не долж­ны были в том сознаться. О самом культе известно мало, за исключением того, что су­ществовали ритуалы в честь урожая и загробной жизни. Возможно, ритуалы служили напоминанием о похищении Персефоны Аидом, символизи­ровавшем смерть и воскреше­ние.
В мистериях могли участвовать все: мужчины, женщины, дети, свободные и рабы, граждане и иноземцы. Они праздновались в осенние месяцы сбора уро­жая. Инициацию проходили Геракл и знаменитый афин­ский полководец, ученик Со­крата — Алкивиад.
 
Наступление ЗИМЫ. Продолжая странствовать, Деметра забыла о своих обязанностях: в результате перестало давать всходы зерно и насту­пил голод. Сжалившись над голодающими людьми, Зевс решил вмешаться. Он повелел Персефоне проводить две трети года на земле с матерью, но поскольку она проглотила несколько зерен граната (символ брака), возвра­щаться в подземное царство и проводить с Аидом оставшуюся треть года. Когда Персефона оставалась в подземном царстве, Деметра ее оплакивала, земля становилась холодной и голой — наступала зима.
 
Дионис — бог вина и религиозного экстаза, ему посвятили театр. Сын Зевса и смертной женщи­ны Семелы, он был наречен Дионисом («дважды рожден­ным»), поскольку Зевс забрал его из утробы матери недоно­шенным и зашил в свое бедро. Дионис ассоциировался с воз­рождением через мистерии смерти и любви, а также с пло­дородием и экстазом (что до­словно означает «выходить из себя»), наступающим благода­ря расслабляющей силе вина. Поскольку вино нередко по­давляет сдерживающие реф­лексы, культ Диониса связы­вался и со свободой от ограни­чений, что могло приводить к проявлению страстей и без­рассудству.
Диониса нередко изображали в окружении сатиров — существ, облик которых наполовину на­поминал человеческий, напо­ловину козлиный. Сатиры пре­давались веселью и разнуздан­ным оргиям. Женщин, поклонявшихся Дионису, на­зывали менадами или вакхан­ками, в соответствии с его вто­рым именем — Вакх. Они со­вершали ритуалы в его честь, облачившись в звериные шку­ры и неистово танцуя под ак-компанимент тирсов (жезлов Вакха) и тимпанов (маленьких барабанов).
 
 
РИМ
РИМСКИЙ ПАНТЕОН
Римское имя         Греческое имя
Юпитер                       Зевс
Юнона                        Гера
Нептун                        Посейдон
Марс                            Арес
Аполлон                     Аполлон
Диана                        Артемида
Церера                       Деметра
Меркурий                 Гермес
Бахус, Либер             Дионис
Минерва                    Афина
Венера                       Афродита
Вулкан                      Гефест
Веста                        Гестия
Купидон                      Эрос
Сатурн                       Кронос
Теллус          Гея
 
Боги империи
Римское владычество распространялось на большую часть тер­ритории современной Европы и продолжалось с 27 г. до н.э., когда Август стал первым императором, до IV в. н.э. Римляне воспри­няли и приспособили большую часть греческой мифологии от эт-русков. Это древнее италийское племя с богатой культурой, в ос­новном занимавшееся войной и сельским хозяйством. Церера, богиня, аналог греческой Деметры, и Марс, римский Арес, стали важнейшими фигурами римского пантеона. По мере рас­ширения границ своего государства римляне воспринимали многие элементы религии и мифологии совершенно различных культур от Египта и Греции на юге до кельтов на севере и включали их в свою мифологию.
                                                                                              
Римская империя в прав­ление Августа (27г. до н.э.—14 г. н.э.)..                                                                                                                                                                                                                                    Рим был сакральным центром. Римляне включили в свою религию богов и бо­гинь покоренных и под­властных им народов.
 
История и легенда. В свою мифологию римляне также включили несколько легенд, ставших частью истории. Историк Тит Ли­вии (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.), поэт Вергилий (70—19 гг. до н.э.), грече­ский биограф и историк Плутарх (ок. 46—126 гг. н.э.) считали основа­телей Рима — близнецов Ромула и Рема — реальными историческими фигурами.
Марс. Хотя Марс ассоциировался с греческим богом войны Аресом, первоначально он был древним италийским богом плодородия и сельского хозяйства, охранявшим поля и границы. Кельты почитали Марса как за­щитника и целителя, равно и как бога войны.
Храмы и алтари, посвященные Марсу, возводились в Риме и по всей Италии. Алтарь Марса (AraMartis) был расположен на Марсовом поле в Риме.
Бог января. Бог римлян Янус не имел аналога у греков. Его называли «двули­ким богом», поскольку он мог смотреть одновременно и впе­ред, и назад. Он был храните­лем дверей и порогов и часто изображался на монетах. В честь Януса назвали первый месяц года — январь, который одновременно как бы «огля­дывается» на старый год и смотрит вперед, в новый год
Церера. Церера почиталась как богиня зерна и плодо­родия. Она ассоциировалась с римской богиней земли Теллус (в греческой мифологии — Гея).
Во время голода в V в. до н.э. Сивиллины книги — главный источник пророчеств для рим­лян — рекомендовали римля­нам почитать Цереру, Вакха и Прозерпину (римских анало­гов греческих богов Деметры, Диониса и Персефоны). Храм в честь этих богов находится на Авентинском холме в Риме. Римляне также приносили жертвы Церере после погребе­ния, чтобы очистить свои до­ма, поскольку ее дочь ассоци­ировалась с Аидом — царст­вом мертвых.
Плодородие и процветание. Бог Приап был известен в Греции, но его культ стал осо­бенно популярен в Риме начи­ная с III в. до н.э. Приапа чти­ли как бога плодородия и про­цветания, возможно, он был отпрыском Бахуса. Его часто изображали толстым уродли­вым старичком с огромным фаллосом. Римляне помешали статуи Приапа в своих гости­ных или садах для защиты от воров.
 

Пропавшие статуи
 Согласно мифу, когда сын Энея Асканий основал город в Альбе Лонге, он построил храм для статуй Диоскуров (Кастор и Поллукс, сыновья Зевса) и перевез их из Лавиниума в Альбу. На следующий день, несмотря на запертые двери, они пропали из храма.
Статуи обнаружили на старых пьедесталах в Лавиниуме. Совершив ри­туалы и прочитав молитвы, их водворили на прежнее место, но они вновь пропали из храма в Альбе и появились в Лавиниуме. В итоге решили, что статуи следует оставить в Лавиниуме, который сделался местом поклоне­ния Диоскурам на многие годы.
Римская мифология впитала в себя элементы многих культур и региональную символи­ку. Многие из исконно италийских богов, почитавшихся в Риме, сейчас нам совершенно неизвестны. На этой мозаике IIв. н.э изображены молящиеся римляне, желающие снис­кать благосклонность богов Нила в Египте.
 
 
 
 
 
Мифы
 «МЕСТЬ СЕСТРЫ»
   Супружество Терея и Прокны было счастливым, но Прокна соскучилась по своей сестре Филомеле, которую не видела со времени свадьбы. Она попросила мужа пригласить Филомелу в гости.
Увидев Филомелу, Терей влюбился в нее. Приведя ее к себе, он стал приставать к Филомеле, а когда ему надоели ее громкие мольбы и проклятья, он вырвал ей язык. Терей заключил ее в небольшую каменную хижину неподалеку от своего дворца, сказав Прокне, что Филомела погибла в пути.
Пока Прокна оплакивала смерть сестры, Филомела коротала дни, вышивая историю о своей несчастной судьбе на ковре, который затем передала через старую служанку царице. Увидев ковер, Прокна все поняла. Она освободила сестру из заточения и, мстя неверному мужу, убила сына Итиса и подала Терею его мясо на ужин. Все трое обратились в птиц; красной грудью и красным гребешком напоминающими об их печаль­ной судьбе, полной кровопролития и насилия.
 
 
«ОБРЕЧЕННЫЕ ЛЮБОВНИКИ»
Пирам и Фисба полбили друг друга, но родители запрещали им жениться. Любовники условились ночью встретиться за городом. Фисба пришла первой, но увидела раненую львицу и спряталась, по дороге обронив белое покрывало. Львица разорвала покрывало, оставив следы крови. Пирам опоздал на свидание и, увидев   окровавленное   покрывало возлюбленной при лунном свете, решиил, что она погибла, и от горя закололся мечом. Вернувшись из укрытия, Фисба поняла, что случи-лось, и, упав на меч возлюбленного, умерла рядом с ним. От взмет-нувшегося ввысь фонтана крови белые ягоды шелковицы стали пурпурны-ми. Эта история хорошо нам из­вестна по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», а ее отзвуки заметны в сюжете «Ромео и Джульетты».
 
 
Фисба и Пирам — напольная моза­ика из храма    
Диониса в Пафосе. Кипр, II в. до н.э.
 
Прикрепленный файл Size
Презентация МИФЫ НАРОДОВ МИРА.ppt 1.44 MB

»  Tags for document:

На: Мифы народов мира


Эта тема действительно всегда интересна детям, они знают порой столько!! А Ваша работа, Нина Михайловна, хороша. Спасибо.



Фото пользователя Ирина Анатольевна Лунева

На: Мифы народов мира


Прекрасная разработка, есть всё для урока: дополнительный материал для учителя, презентация. Обязательно воспользуюсь данной разработкой занятия, мне кажется, учащимся будет интересно на таком уроке. Нина Михайловна, спасибо.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн