Submitted by Nina Michailovna Parilova on вс, 08/11/2009 - 10:18
Парилова Н.М.,
учитель литературы
МБОУ «СОШ №36» г.Норильска
МИФЫ НАРОДОВ МИРА
Пояснительная записка.
Представленный материал можно использовать как иллюстративный на уроке литературы(по программе Т.Ф. Курдюмовой)или факультативном занятии, посвященном мифологии в 5-6 классах. К презентации прилагается дополнительный материал, который учитель может использовать при подготовке к уроку.
Дополнительный материал
Мифология в будущем
Мифология служит важной пищей для общественного сознания и является связующим звеном в цепи поколений. Каждая культура, так или иначе, нуждается в этих жизненно важных мифах и преданиях, причем не только чтобы передавать потомкам ценности прошлого, но и ради создания жизненных принципов будущего. В своей основе мифы содержат объяснение жизни. Они пытаются ответить на важные вопросы: почему люди умирают? почему существует зло? почему у нас неурожай?
Мифы и мифология пытаются найти ответы на эти вечные вопросы, а человечество непреклонно ищет смысл бытия — вот почему мифологию ожидает светлое будущее. Люди не только будут жаждать ответов на суровые вопросы, поставленные жизнью, но им всегда потребуется уверенность, что события повседневной жизни не лишены смысла и что их жизнь не напрасна
Мифологические образы и идеи находят все большее признание общественности, потому что в основном мифология обращается к глубинным потребностям человека, является духовным наследием, нравственным багажом, передаваемым по наследству от поколения к поколению.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с космосом. Большинство из них могли приобретать разные обличья в зависимости от представления о том или ином божестве в этой местности и от того, какими силами оно наделялось. В мифах описываются роли, которые играют боги в разном обличье, и их отношения между собой.
Вырезанный в скале фасад большого храма Абу-Симбел украшают гигантские статуи фараона Рамсеса П. В храме изображены сцены из жизни многих богов и богинь, а также сам фараон, исполняющий различные священные ритуалы, не раз описанные в мифах.
Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с космосом. Большинство из них могли приобретать разные обличья в зависимости от представления о том или ином божестве в этой местности и от того, какими силами оно наделялось. В мифах описываются роли, которые играют боги в разном обличье, и их отношения между собой.
Сфинкс-символ власти фараона и воплощение
Бога-Солнца уже 4500 лет охраняет
в пирамиды Хизы
Мифы, боги и политика.Как и пантеон богов, египетские мифы отражали две главные сферы: во-первых, сотворение и обустройство космоса и, во-вторых, социально-политические отношения, особенно касающиеся наследования царской власти. В этих преданиях рассказывается, как дали имена богам и местам культа, какими силами наделяли богов и как пришли к власти те или иные фараоны. Космическая и политическая сферы нередко пересекались. Вопросы управления Египтом нередко переносились в небесную сферу, в которой лунный бог Тот мог выступать «визирем» бога солнца Ра. Египетский фараон также наделялся некоторыми «космическими» качествами и считался «заместителем», или «местоблюстителем» (seti), бога Ра на земле.
Обращения к богам.Египтяне почитали силы, представлявшие для них опасность. Относясь с осторожностью к окружавшим их существам, они представляли их в человеческом обличье и молили их о благосклонности и защите. Однако многие божества продолжали изображаться с головами животных в знак символического напоминания об их природе и власти, а боги с человеческими головами в качестве украшения или вместо короны носили на голове свой зооморфный символ. Боги жили на небе и в подземном царстве. С помощью молитв и ритуалов египтяне могли пригласить их поселиться в храме, статуе или священном животном. Поэтому египтяне обожествляли некоторых животных и бальзамировали их после смерти. Они мумифицировали ибисов — священную птицу бога Тота, кошек, посвященных богине Хатор-Баст (Бастет), крокодилов, посвященных Себеку, и баранов, олицетворявших бога Хнума.
Египетский пантеон.
Пантеонсостоялизбогов,почитавшихся во всем Египте. Одни ведали космическими и небесными явлениями, другие отвечали за дела государства. Основным богом был солнечный бог Ра, или Амон-Ра, — «создатель мира», глава совета богов. Каждое утро его рождала богиня неба Нут, и он плыл в своей барке через ее живот.
Некоторые боги, тоже почитавшиеся во всем Египте, не занимали определенного места в пантеоне и не имели близких родственных связей с его богами. Главным среди них был Хапи, который олицетворял «ключи Нила», жизненно важные для процветания сельского хозяйства.
В разные периоды истории состав пантеона немного изменялся. Однако в основном это относилось к именам богов или принимаемому ими облику, нежели к их сущности и сфере влияния.
Рождение порядка из Хаоса.В Египте знали несколько мифов о сотворении мира, но все они были схожи по содержанию. Различия объяснялись местным колоритом.
В своем большинстве мифы повествовали о сотворении порядка из хаоса первозданной пучины вод и появлении отдельных существ. Космический порядок начался с первым восходом солнца. Рождение солнца представлялось ритуально повторяющимся событием, и египтяне отмечали завершение каждого цикла движения Солнца – дневного, месячного, годового. Сотворение – смерть - возрождение – вечно повторяющийся цикл.
Бог солнца и его семья.
Бог солнца принимал три обличья — утреннего бога Хепри в облике скарабея (с эпитетом «возникший»), дневного бога Ра с головой сокола и бога заходящего солнца с головой человека или барана А/пуна («создавший сам себя»). Каждое утро он должен был побеждать бога Апопа, принимавшего облик змеи и олицетворявшего собой силы хаоса. Ночью солнце спускалось в подземное царство через чрево богини неба Нут, которая вечером проглатывала Атума.
Иначе происходило со многими богами-звездами. Они рождались ночью и проглатывались богиней неба каждое утро. В коротком мифе рассказывается, как бог земли Геб поссорился с Нут из-за того, что она проглатывала собственных детей. Гебу посоветовали не беспокоиться, так как все их дети вновь появятся живыми и невредимыми следующим вечером.
Лунный бог Тот являлся заместителем, или визирем, бога солнца, а также вестником богов. Он мог принимать обличья ибиса или бабуина. В мифе о ссоре между братьями-богами Гором и Сетом Тот выступал в качестве судьи.
Дочери Солнца.Другим важным космическим божеством была дочь и око Ра. Она олицетворяла солнечный диск, как и богиня-львица Хатор-Теф-нут, которую, когда она гневалась, называли Сехмет («могучая»), а когда принимала дружелюбный вид кошки — Бастет («женщина из Бубастиса»). Хатор также была богиней любви и музыки. Она родила сына — лунного бога-ребенка Ихи. Она стала одной из самых важных богинь египетского пантеона, воплощалась во многих ипостасях, и ей было посвящено немало храмов Египта.
Другую дочь солнца звали Маат. Она воплощала справедливость — жизненно важное для существования египетского космоса и государства понятие.
МИФ О ПОТЕРЯННОМ СОЛНЦЕ.
Дочь солнца и око бога солнца (также называемая Сехмет) поссорилась с отцом и в гневе покинула Египет. Для Египта утрата солнца было настоящим несчастьем, поэтому следовало убедить богиню вернуться. Хатор-Тефнут удалилась в Нубию, и на поиски послали её брата Шу, бога света и воздуха, и лунного бога Тота. Когда им удалось разыскать разгневанную богиню, они использовали систр (трещетки) и другие музыкальные инструменты, чтобы обратить вирепую львицу Хатор-Тефнут в миролюбивую кошечку Хатор-Баст. Это удалось и возвращение Хатор в Енипет сопровождалось музыкой, танцами, всеобщим ликованием. С тех пор культ Хатор ассоциируется с музыкой и танцами.
Обращения К богам.Египтяне почитали силы, представлявшие для них опасность. Относясь с осторожностью к окружавшим их существам, они представляли их в человеческом обличье и молили их о благосклонности и защите. Однако многие божества продолжали изображаться с головами животных в знак символического напоминания об их природе и власти, а боги с человеческими головами в качестве украшения или вместо короны носили на голове свой зооморфный символ.
Боги жили на небе и в подземном царстве. С помощью молитв и ритуалов египтяне могли пригласить их поселиться в храме, статуе или
священном животном. Поэтому египтяне обожествляли некоторых животных и бальзамировали их после смерти. Они мумифицировали ибисов — священную птицу бога Тота, кошек, посвященных богине Хатор-Баст (Бастет), крокодилов, посвященных Себеку, и баранов, олицетворявших бога Хнума.
Местные боги.Нарядусбогамигосударственногопантеоналюди поклонялись и традиционным местным божествам, или «номовым богам», важным для той или иной области, учитывая ее природу, историю или местные потребности ее жителей.
Итак, в деревнях, вблизи пустынных низин местные боги обычно изображались в облике львов, как Пахет («разрывающая на части»), или в виде шакала, как Вепуат («открыватель путей», «вожатый»), поскольку этих животных считали опасными. Боги-шакалы традиционно покровительствовали некрополям, «городам мертвых», расположенным в пустынных районах. Как главные боги «подземного царства» почитались Хонтаменти и Анубис, подготавливавший тело покойного к бальзамированию или превращению в мумию. Их изображали в виде шакалов.
Среди других почитаемых богов были змея Ренену-тет («владычица плодородия», «управительница закромов»), охранявшая собранный урожай, бык, облик которого принимали бог войны и плодородия Кем-Вер («тот, кто большой и черный») из Атрибиса, а также крокодил Собек («крокодил») из Файюмского оазиса. Точное число богов, почитавшихся в Египте за всю его историю, назвать трудно
Сначала богов и богинь представляли в образе животных. Позднее они приобрели человеческий облик, а от животных сохранили только голову. Голову бога изображали с ушами и носом животного, но с волосами человека и соответствующим символом на голове— солнцем, луной и др. 1 — Осирис; 2 — Неф-тида; 3 — Сожмет; 4 — Мневис; 5 — Хнум; 6 — Ра.
Боги домашнего очага.Местом почитания богов были не только храмы, но и дома греков. Богиня домашнего очага Гестия считалась хранительницей дома. Ее имя связано с немногими мифами, поскольку ее место в греческой религии было скорее частным, нежели публичным, но она играла важную роль в семейных (домашних) церемониях. Гермес, посредник между богами и людьми, также покровительствовал домам и улицам. Широкое распространение получили колонны с головой бога наверху, называемые «гермами».
ГРЕЦИЯ
Парфенон на афинском Акрополе. Великий храм был посвящен богине Афине, в честь которой назван и сам город. Название «Парфенон» происходит от эпитета богини «парфенос», что по-гречески означает «девственная». Храм был построен между 447 и 432 гг.до н.э.
Древнегреческие Храмы.Храмы - величайшее творение древнегреческой архитектуры и искусства, называемыеvaoo(naos). Подобно Парфенону, на фронтонах и фризах монументальных храмов изображались сцены битв богов и героев (представлявших силы цивилизации) с одной стороны, с чудовищами и гигантами (силы хаоса и беспорядка) — с другой.
Тенемос.Священное место, где строился храм, у греков называлось «тенемос». Оно обычно отмечалось стеной тенемос, камнем или деревом. Священными в представлении греков были те места, откуда проистекали священные силы, — колодец или источник. Оливковое дерево — дар Афины, покровительницы Афин, возвышалось над Акрополем. Своими раскидистыми ветвями оно давало широкую тень, а его красота подчеркивала сакральность места. И
Зевс и Олимпийские боги.Двенадцать главных богов греческого пантеона во главе с Зевсом жили на горе Олимп, высочайшей горе на севере Греции. Их называли олимпийскими богами. Еще один могущественный бог, Аид, брат Зевса, правил подземным царством и жил там.
Зевс. Поэт Гесиод назвал его «отцом богов и людей, под громом которого трепещет вся земля».
Гера — богиня брака и семьи, жена и сестра Зевса.
Аполлон — бог музыки, поэзии, медицины, сын Зевса и дочери титана Лето.
Афина — рожденная из головы Зевса, богиня мудрости — воплощала в себе как военную стратегию, так и искусство управления государством.
Гермес — посланец богов, сын Зевса и Майи, малой богини, покровитель дорог и торговли, защитник путешественников.
Посейдон — властелин океанов. Его страшились как бога, насылавшего землетрясения.
Артемида — сестра-близнец Аполлона, богиня-девственница, покровительствующая охоте и помогающая роженицам.
Арес — бог войны, сын Зевса и Геры.
Афродита — богиня любви, браков и родов, богиня, дарующая земле изобилие, жена Гефеста, вышедшая из морской пены.
Гефест — хромой бог-кузнец, сын Зевса и Геры.
Деметра — богиня плодородия и сельского хозяйства.
Гестия — богиня домашнего очага.
Аид — бог подземного царства.
Смертные боги
Геракл сражается с кентавром
Эвритом. Геракл считается
основателем Олимпийских игр.
Геракл (называемый римлянами Геркулесом) был величайшим из героев Греции из числа смертных и единственным, занявшим место среди богов-олимпийцев после смерти. Он стал одним из первых мифологических персонажей, изображаемых в древнегреческом искусстве сVIIIв. до н.э., и единственным героем, почитаемым во всей Греции. Это был человек, склонный к крайностям, необычайно сильный, храбрый и обладавший огромным аппетитом. Однажды он убил свирепого льва, уничтожавшего стада царя Теспия, и царь наградил его: подарил своих 50 дочерей.
Миф о Геракле.
Геракл—незаконныйсынЗевсаисмертнойженщины Алкмены. Когда Гера, всегда ревниво относившаяся к изменам мужа, послала чудовищных змей убить Геракла в колыбели, младенец, уже тогда обладавший нечеловеческой силой, задушил их. Затем Гера на время наслала на Геракла безумие, в припадке которого он убил свою любимую жену Мегару и детей. Чтобы загладить совершенный им страшный грех, по повелению царя Эврисфея Геракл свершает 12 сверхчеловеческих деяний (12 подвигов).
Двенадцать подвигов Геракла:
убить и добыть шкуру Немейского льва,
убить Лернейскую гидру,
поймать Керинейскую лань,
поймать Эриманфского вепря,
очистить Авгиевы конюшни,
изгнать Стимфалийских птиц,
привести Критского быка,
привести кобылиц фракийского царя Диомеда,
добыть пояс царицы амазонок Ипполиты,
доставить коров Гериона,
добыть золотые яблоки Гесперид,
Голова Медузы.
Рисунок на вазе.
привести стража преисподней пса Кербера.
Персей и Андромеда.
Используя блестящий щит, подаренный Афиной, Персей отрубил голову со змеями вместо волос Медузе — одной из трех чудовищ-Горгон, взгляд которых обращал все живое в камень. По легенде, как только кровь Медузы пролилась на землю, ожил крылатый конь Пегас.
В Эфиопии Персей разыскал красавицу Андромеду, прикованную к скале и ожидавшую, что ее отдадут в жертву морскому чудовищу за неуважение к морской богине Тефиде. Персей сказал, что спасет Андромеду, если она согласится стать его женой. Как только Персей убил морское чудовище, была отпразднована свадьба. После их смерти Афина обратила Персея и Андромеду в созвездия.
Миф о Деметре и Персефоне — это предание о смене времен года. Персефона — дочь Деметры, богини плодородия, рождена от Зевса, брата Деметры. Однажды Персефону похитил Аид, владыка преисподней, забрав её в своё царство. Девять дней убитая горем Деметра скитаась по Земле в поисках дочери. На десятый день, после того как Гелиос (бог солнца) сообщил ей, что Зевс одобрил поступок Аида, Деметра покинула гору Олимп, поклявшись вечно странствовать по земле.
Облачившись в одежды старухи, она прибыла на Элевсин, где ее приютили дочери царя Келея. Она осталась в доме воспитательницей Демофонта, сына царицы Метаниры, и, пожелав сделать его бессмертным, каждый вечер закаляла его тело на огне, чтобы выжечь все присущее смертному. Случайно заметив, как Деметнтрaвыполняет этот ритуал, Метанира ужаснулась. Тогда Деметра открыла ей свое имя и сказала царице, что
теперь ее сын останется смертным.
Элевсинские мистерии. Прежде чем покинуть о. Элевсин, богиня Деметра учредила в свою честь Элевсинские мистерии. Они получили такое название по ритуалам инициации, через которые проходили почитатели Деметры в Элевсине. Совершались они в строжайшей тайне, даже под страхом смерти участники не должны были в том сознаться. О самом культе известно мало, за исключением того, что существовали ритуалы в честь урожая и загробной жизни. Возможно, ритуалы служили напоминанием о похищении Персефоны Аидом, символизировавшем смерть и воскрешение.
В мистериях могли участвовать все: мужчины, женщины, дети, свободные и рабы, граждане и иноземцы. Они праздновались в осенние месяцы сбора урожая. Инициацию проходили Геракл и знаменитый афинский полководец, ученик Сократа — Алкивиад.
Наступление ЗИМЫ.Продолжая странствовать, Деметра забыла о своих обязанностях: в результате перестало давать всходы зерно и наступил голод. Сжалившись над голодающими людьми, Зевс решил вмешаться. Он повелел Персефоне проводить две трети года на земле с матерью, но поскольку она проглотила несколько зерен граната (символ брака), возвращаться в подземное царство и проводить с Аидом оставшуюся треть года. Когда Персефона оставалась в подземном царстве, Деметра ее оплакивала, земля становилась холодной и голой — наступала зима.
Дионис— бог вина и религиозного экстаза, ему посвятили театр. Сын Зевса и смертной женщины Семелы, он был наречен Дионисом («дважды рожденным»), поскольку Зевс забрал его из утробы матери недоношенным и зашил в свое бедро. Дионис ассоциировался с возрождением через мистерии смерти и любви, а также с плодородием и экстазом (что дословно означает «выходить из себя»), наступающим благодаря расслабляющей силе вина. Поскольку вино нередко подавляет сдерживающие рефлексы, культ Диониса связывался и со свободой от ограничений, что могло приводить к проявлению страстей и безрассудству.
Диониса нередко изображали в окружении сатиров — существ, облик которых наполовину напоминал человеческий, наполовину козлиный. Сатиры предавались веселью и разнузданным оргиям. Женщин, поклонявшихся Дионису, называли менадами или вакханками, в соответствии с его вторым именем — Вакх. Они совершали ритуалы в его честь, облачившись в звериные шкуры и неистово танцуя под ак-компанимент тирсов (жезлов Вакха) и тимпанов (маленьких барабанов).
РИМ
РИМСКИЙ ПАНТЕОН
Римское имяГреческое имя
ЮпитерЗевс
ЮнонаГера
НептунПосейдон
МарсАрес
АполлонАполлон
ДианаАртемида
ЦерераДеметра
МеркурийГермес
Бахус, ЛиберДионис
МинерваАфина
ВенераАфродита
ВулканГефест
ВестаГестия
КупидонЭрос
СатурнКронос
ТеллусГея
Боги империи
Римское владычество распространялось на большую часть территории современной Европы и продолжалось с 27 г. до н.э., когда Август стал первым императором, доIVв. н.э. Римляне восприняли и приспособили большую часть греческой мифологии от эт-русков. Это древнее италийское племя с богатой культурой, в основном занимавшееся войной и сельским хозяйством. Церера, богиня, аналог греческой Деметры, и Марс, римский Арес, стали важнейшими фигурами римского пантеона. По мере расширения границ своего государства римляне воспринимали многие элементы религии и мифологии совершенно различных культур от Египта и Греции на юге до кельтов на севере и включали их в свою мифологию.
Римская империя в правление Августа (27г. до н.э.—14 г. н.э.).. Рим был сакральным центром. Римляне включили в свою религию богов и богинь покоренных и подвластных им народов.
История и легенда. Всвою мифологию римляне также включили несколько легенд, ставших частью истории. Историк Тит Ливии (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.), поэт Вергилий (70—19 гг. до н.э.), греческий биограф и историк Плутарх (ок. 46—126 гг. н.э.) считали основателей Рима — близнецов Ромула и Рема — реальными историческими фигурами.
Марс.Хотя Марс ассоциировался с греческим богом войны Аресом, первоначально он был древним италийским богом плодородия и сельского хозяйства, охранявшим поля и границы. Кельты почитали Марса как защитника и целителя, равно и как бога войны.
Храмы и алтари, посвященные Марсу, возводились в Риме и по всей Италии. Алтарь Марса (AraMartis) был расположен на Марсовом поле в Риме.
Бог января.Бог римлян Янус не имел аналога у греков. Его называли «двуликим богом», поскольку он мог смотреть одновременно и вперед, и назад. Он был хранителем дверей и порогов и часто изображался на монетах. В честь Януса назвали первый месяц года — январь, который одновременно как бы «оглядывается» на старый год и смотрит вперед, в новый год
Церера.Церера почиталась как богиня зерна и плодородия. Она ассоциировалась с римской богиней земли Теллус (в греческой мифологии — Гея).
Во время голода вVв. до н.э. Сивиллины книги — главный источник пророчеств для римлян — рекомендовали римлянам почитать Цереру, Вакха и Прозерпину (римских аналогов греческих богов Деметры, Диониса и Персефоны). Храм в честь этих богов находится на Авентинском холме в Риме. Римляне также приносили жертвы Церере после погребения, чтобы очистить свои дома, поскольку ее дочь ассоциировалась с Аидом — царством мертвых.
Плодородие и процветание. Бог Приап был известен в Греции, но его культ стал особенно популярен в Риме начиная сIIIв. до н.э. Приапа чтили как бога плодородия и процветания, возможно, он был отпрыском Бахуса. Его часто изображали толстым уродливым старичком с огромным фаллосом. Римляне помешали статуи Приапа в своих гостиных или садах для защиты от воров.
Пропавшие статуи
Согласно мифу, когда сын Энея Асканий основал город в Альбе Лонге, он построил храм для статуй Диоскуров (Кастор и Поллукс, сыновья Зевса) и перевез их из Лавиниума в Альбу. На следующий день, несмотря на запертые двери, они пропали из храма.
Статуи обнаружили на старых пьедесталах в Лавиниуме. Совершив ритуалы и прочитав молитвы, их водворили на прежнее место, но они вновь пропали из храма в Альбе и появились в Лавиниуме. В итоге решили, что статуи следует оставить в Лавиниуме, который сделался местом поклонения Диоскурам на многие годы.
Римская мифология впитала в себя элементы многих культур и региональную символику. Многие из исконно италийских богов, почитавшихся в Риме, сейчас нам совершенно неизвестны. На этой мозаикеIIв. н.э изображены молящиеся римляне, желающие снискать благосклонность богов Нила в Египте.
Мифы
«МЕСТЬ СЕСТРЫ»
Супружество Терея и Прокны было счастливым, но Прокна соскучилась по своей сестре Филомеле, которую не видела со времени свадьбы. Она попросила мужа пригласить Филомелув гости.
Увидев Филомелу, Терей влюбился в нее. Приведя ее к себе, он стал приставать к Филомеле, а когда ему надоели ее громкие мольбы и проклятья, он вырвал ей язык. Терей заключил ее в небольшую каменную хижину неподалеку от своего дворца, сказав Прокне, что Филомела погибла в пути.
Пока Прокна оплакивала смерть сестры, Филомела коротала дни, вышивая историю о своей несчастной судьбе на ковре, который затем передала через старую служанку царице. Увидев ковер, Прокна все поняла. Она освободила сестру из заточения и, мстя неверному мужу, убила сына Итиса и подала Терею его мясо на ужин. Все трое обратились в птиц; красной грудью и красным гребешком напоминающими об их печальной судьбе, полной кровопролития и насилия.
«ОБРЕЧЕННЫЕ ЛЮБОВНИКИ»
Пирам и Фисба полбили друг друга, но родители запрещали им жениться. Любовники условились ночью встретиться за городом. Фисба пришла первой, но увидела раненую львицу и спряталась, по дороге обронив белое покрывало. Львица разорвала покрывало, оставив следы крови. Пирам опоздал на свидание и, увидев окровавленное покрывало возлюбленной при лунном свете, решиил, что она погибла, и от горя закололся мечом. Вернувшись из укрытия, Фисба поняла, что случи-лось, и, упав на меч возлюбленного, умерла рядом с ним. От взмет-нувшегося ввысь фонтана крови белые ягоды шелковицы стали пурпурны-ми. Эта история хорошо нам известна по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», а ее отзвуки заметны в сюжете «Ромео и Джульетты».
Фисба и Пирам — напольная мозаика из храма
Диониса в Пафосе. Кипр, IIв. до н.э.
Парилова Н.М.,
учитель литературы
МБОУ «СОШ №36» г.Норильска
МИФЫ НАРОДОВ МИРА
Пояснительная записка.
Представленный материал можно использовать как иллюстративный на уроке литературы(по программе Т.Ф. Курдюмовой)или факультативном занятии, посвященном мифологии в 5-6 классах. К презентации прилагается дополнительный материал, который учитель может использовать при подготовке к уроку.
Дополнительный материал
Мифология в будущем
Мифология служит важной пищей для общественного сознания и является связующим звеном в цепи поколений. Каждая культура, так или иначе, нуждается в этих жизненно важных мифах и преданиях, причем не только чтобы передавать потомкам ценности прошлого, но и ради создания жизненных принципов будущего. В своей основе мифы содержат объяснение жизни. Они пытаются ответить на важные вопросы: почему люди умирают? почему существует зло? почему у нас неурожай?
Мифы и мифология пытаются найти ответы на эти вечные вопросы, а человечество непреклонно ищет смысл бытия — вот почему мифологию ожидает светлое будущее. Люди не только будут жаждать ответов на суровые вопросы, поставленные жизнью, но им всегда потребуется уверенность, что события повседневной жизни не лишены смысла и что их жизнь не напрасна
Мифологические образы и идеи находят все большее признание общественности, потому что в основном мифология обращается к глубинным потребностям человека, является духовным наследием, нравственным багажом, передаваемым по наследству от поколения к поколению.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с космосом. Большинство из них могли приобретать разные обличья в зависимости от представления о том или ином божестве в этой местности и от того, какими силами оно наделялось. В мифах описываются роли, которые играют боги в разном обличье, и их отношения между собой.
Вырезанный в скале фасад большого храма Абу-Симбел украшают гигантские статуи фараона Рамсеса П. В храме изображены сцены из жизни многих богов и богинь, а также сам фараон, исполняющий различные священные ритуалы, не раз описанные в мифах.
Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с космосом. Большинство из них могли приобретать разные обличья в зависимости от представления о том или ином божестве в этой местности и от того, какими силами оно наделялось. В мифах описываются роли, которые играют боги в разном обличье, и их отношения между собой.
Сфинкс-символ власти фараона и воплощение
Бога-Солнца уже 4500 лет охраняет
в пирамиды Хизы
Мифы, боги и политика.Как и пантеон богов, египетские мифы отражали две главные сферы: во-первых, сотворение и обустройство космоса и, во-вторых, социально-политические отношения, особенно касающиеся наследования царской власти. В этих преданиях рассказывается, как дали имена богам и местам культа, какими силами наделяли богов и как пришли к власти те или иные фараоны. Космическая и политическая сферы нередко пересекались. Вопросы управления Египтом нередко переносились в небесную сферу, в которой лунный бог Тот мог выступать «визирем» бога солнца Ра. Египетский фараон также наделялся некоторыми «космическими» качествами и считался «заместителем», или «местоблюстителем» (seti), бога Ра на земле.
Обращения к богам.Египтяне почитали силы, представлявшие для них опасность. Относясь с осторожностью к окружавшим их существам, они представляли их в человеческом обличье и молили их о благосклонности и защите. Однако многие божества продолжали изображаться с головами животных в знак символического напоминания об их природе и власти, а боги с человеческими головами в качестве украшения или вместо короны носили на голове свой зооморфный символ. Боги жили на небе и в подземном царстве. С помощью молитв и ритуалов египтяне могли пригласить их поселиться в храме, статуе или священном животном. Поэтому египтяне обожествляли некоторых животных и бальзамировали их после смерти. Они мумифицировали ибисов — священную птицу бога Тота, кошек, посвященных богине Хатор-Баст (Бастет), крокодилов, посвященных Себеку, и баранов, олицетворявших бога Хнума.
Египетский пантеон.
Пантеонсостоялизбогов,почитавшихся во всем Египте. Одни ведали космическими и небесными явлениями, другие отвечали за дела государства. Основным богом был солнечный бог Ра, или Амон-Ра, — «создатель мира», глава совета богов. Каждое утро его рождала богиня неба Нут, и он плыл в своей барке через ее живот.
Некоторые боги, тоже почитавшиеся во всем Египте, не занимали определенного места в пантеоне и не имели близких родственных связей с его богами. Главным среди них был Хапи, который олицетворял «ключи Нила», жизненно важные для процветания сельского хозяйства.
В разные периоды истории состав пантеона немного изменялся. Однако в основном это относилось к именам богов или принимаемому ими облику, нежели к их сущности и сфере влияния.
Рождение порядка из Хаоса.В Египте знали несколько мифов о сотворении мира, но все они были схожи по содержанию. Различия объяснялись местным колоритом.
В своем большинстве мифы повествовали о сотворении порядка из хаоса первозданной пучины вод и появлении отдельных существ. Космический порядок начался с первым восходом солнца. Рождение солнца представлялось ритуально повторяющимся событием, и египтяне отмечали завершение каждого цикла движения Солнца – дневного, месячного, годового. Сотворение – смерть - возрождение – вечно повторяющийся цикл.
Бог солнца и его семья.
Бог солнца принимал три обличья — утреннего бога Хепри в облике скарабея (с эпитетом «возникший»), дневного бога Ра с головой сокола и бога заходящего солнца с головой человека или барана А/пуна («создавший сам себя»). Каждое утро он должен был побеждать бога Апопа, принимавшего облик змеи и олицетворявшего собой силы хаоса. Ночью солнце спускалось в подземное царство через чрево богини неба Нут, которая вечером проглатывала Атума.
Иначе происходило со многими богами-звездами. Они рождались ночью и проглатывались богиней неба каждое утро. В коротком мифе рассказывается, как бог земли Геб поссорился с Нут из-за того, что она проглатывала собственных детей. Гебу посоветовали не беспокоиться, так как все их дети вновь появятся живыми и невредимыми следующим вечером.
Лунный бог Тот являлся заместителем, или визирем, бога солнца, а также вестником богов. Он мог принимать обличья ибиса или бабуина. В мифе о ссоре между братьями-богами Гором и Сетом Тот выступал в качестве судьи.
Дочери Солнца.Другим важным космическим божеством была дочь и око Ра. Она олицетворяла солнечный диск, как и богиня-львица Хатор-Теф-нут, которую, когда она гневалась, называли Сехмет («могучая»), а когда принимала дружелюбный вид кошки — Бастет («женщина из Бубастиса»). Хатор также была богиней любви и музыки. Она родила сына — лунного бога-ребенка Ихи. Она стала одной из самых важных богинь египетского пантеона, воплощалась во многих ипостасях, и ей было посвящено немало храмов Египта.
Другую дочь солнца звали Маат. Она воплощала справедливость — жизненно важное для существования египетского космоса и государства понятие.
МИФ О ПОТЕРЯННОМ СОЛНЦЕ.
Дочь солнца и око бога солнца (также называемая Сехмет) поссорилась с отцом и в гневе покинула Египет. Для Египта утрата солнца было настоящим несчастьем, поэтому следовало убедить богиню вернуться. Хатор-Тефнут удалилась в Нубию, и на поиски послали её брата Шу, бога света и воздуха, и лунного бога Тота. Когда им удалось разыскать разгневанную богиню, они использовали систр (трещетки) и другие музыкальные инструменты, чтобы обратить вирепую львицу Хатор-Тефнут в миролюбивую кошечку Хатор-Баст. Это удалось и возвращение Хатор в Енипет сопровождалось музыкой, танцами, всеобщим ликованием. С тех пор культ Хатор ассоциируется с музыкой и танцами.
Обращения К богам.Египтяне почитали силы, представлявшие для них опасность. Относясь с осторожностью к окружавшим их существам, они представляли их в человеческом обличье и молили их о благосклонности и защите. Однако многие божества продолжали изображаться с головами животных в знак символического напоминания об их природе и власти, а боги с человеческими головами в качестве украшения или вместо короны носили на голове свой зооморфный символ.
Боги жили на небе и в подземном царстве. С помощью молитв и ритуалов египтяне могли пригласить их поселиться в храме, статуе или
священном животном. Поэтому египтяне обожествляли некоторых животных и бальзамировали их после смерти. Они мумифицировали ибисов — священную птицу бога Тота, кошек, посвященных богине Хатор-Баст (Бастет), крокодилов, посвященных Себеку, и баранов, олицетворявших бога Хнума.
Местные боги.Нарядусбогамигосударственногопантеоналюди поклонялись и традиционным местным божествам, или «номовым богам», важным для той или иной области, учитывая ее природу, историю или местные потребности ее жителей.
Итак, в деревнях, вблизи пустынных низин местные боги обычно изображались в облике львов, как Пахет («разрывающая на части»), или в виде шакала, как Вепуат («открыватель путей», «вожатый»), поскольку этих животных считали опасными. Боги-шакалы традиционно покровительствовали некрополям, «городам мертвых», расположенным в пустынных районах. Как главные боги «подземного царства» почитались Хонтаменти и Анубис, подготавливавший тело покойного к бальзамированию или превращению в мумию. Их изображали в виде шакалов.
Среди других почитаемых богов были змея Ренену-тет («владычица плодородия», «управительница закромов»), охранявшая собранный урожай, бык, облик которого принимали бог войны и плодородия Кем-Вер («тот, кто большой и черный») из Атрибиса, а также крокодил Собек («крокодил») из Файюмского оазиса. Точное число богов, почитавшихся в Египте за всю его историю, назвать трудно
Сначала богов и богинь представляли в образе животных. Позднее они приобрели человеческий облик, а от животных сохранили только голову. Голову бога изображали с ушами и носом животного, но с волосами человека и соответствующим символом на голове — солнцем, луной и др. 1 — Осирис; 2 — Неф-тида; 3 — Сожмет; 4 — Мневис; 5 — Хнум; 6 — Ра.
Боги домашнего очага.Местом почитания богов были не только храмы, но и дома греков. Богиня домашнего очага Гестия считалась хранительницей дома. Ее имя связано с немногими мифами, поскольку ее место в греческой религии было скорее частным, нежели публичным, но она играла важную роль в семейных (домашних) церемониях. Гермес, посредник между богами и людьми, также покровительствовал домам и улицам. Широкое распространение получили колонны с головой бога наверху, называемые «гермами».
ГРЕЦИЯ
Парфенон на афинском Акрополе. Великий храм был посвящен богине Афине, в честь которой назван и сам город. Название «Парфенон» происходит от эпитета богини «парфенос», что по-гречески означает «девственная». Храм был построен между 447 и 432 гг.до н.э.
Древнегреческие Храмы. Храмы - величайшее творение древнегреческой архитектуры и искусства, называемые vaoo (naos). Подобно Парфенону, на фронтонах и фризах монументальных храмов изображались сцены битв богов и героев (представлявших силы цивилизации) с одной стороны, с чудовищами и гигантами (силы хаоса и беспорядка) — с другой.
Тенемос.Священное место, где строился храм, у греков называлось «тенемос». Оно обычно отмечалось стеной тенемос, камнем или деревом. Священными в представлении греков были те места, откуда проистекали священные силы, — колодец или источник. Оливковое дерево — дар Афины, покровительницы Афин, возвышалось над Акрополем. Своими раскидистыми ветвями оно давало широкую тень, а его красота подчеркивала сакральность места. И
Зевс и Олимпийские боги.Двенадцать главных богов греческого пантеона во главе с Зевсом жили на горе Олимп, высочайшей горе на севере Греции. Их называли олимпийскими богами. Еще один могущественный бог, Аид, брат Зевса, правил подземным царством и жил там.
Зевс. Поэт Гесиод назвал его «отцом богов и людей, под громом которого трепещет вся земля».
Гера — богиня брака и семьи, жена и сестра Зевса.
Аполлон — бог музыки, поэзии, медицины, сын Зевса и дочери титана Лето.
Афина — рожденная из головы Зевса, богиня мудрости — воплощала в себе как военную стратегию, так и искусство управления государством.
Гермес — посланец богов, сын Зевса и Майи, малой богини, покровитель дорог и торговли, защитник путешественников.
Посейдон — властелин океанов. Его страшились как бога, насылавшего землетрясения.
Артемида — сестра-близнец Аполлона, богиня-девственница, покровительствующая охоте и помогающая роженицам.
Арес — бог войны, сын Зевса и Геры.
Афродита — богиня любви, браков и родов, богиня, дарующая земле изобилие, жена Гефеста, вышедшая из морской пены.
Гефест — хромой бог-кузнец, сын Зевса и Геры.
Деметра — богиня плодородия и сельского хозяйства.
Гестия — богиня домашнего очага.
Аид — бог подземного царства.
Смертные боги
Геракл сражается с кентавром
Эвритом. Геракл считается
основателем Олимпийских игр.
Геракл (называемый римлянами Геркулесом) был величайшим из героев Греции из числа смертных и единственным, занявшим место среди богов-олимпийцев после смерти. Он стал одним из первых мифологических персонажей, изображаемых в древнегреческом искусстве сVIIIв. до н.э., и единственным героем, почитаемым во всей Греции. Это был человек, склонный к крайностям, необычайно сильный, храбрый и обладавший огромным аппетитом. Однажды он убил свирепого льва, уничтожавшего стада царя Теспия, и царь наградил его: подарил своих 50 дочерей.
Миф о Геракле.
Геракл—незаконныйсынЗевсаисмертнойженщины Алкмены. Когда Гера, всегда ревниво относившаяся к изменам мужа, послала чудовищных змей убить Геракла в колыбели, младенец, уже тогда обладавший нечеловеческой силой, задушил их. Затем Гера на время наслала на Геракла безумие, в припадке которого он убил свою любимую жену Мегару и детей. Чтобы загладить совершенный им страшный грех, по повелению царя Эврисфея Геракл свершает 12 сверхчеловеческих деяний (12 подвигов).
Двенадцать подвигов Геракла:
убить и добыть шкуру Немейского льва,
убить Лернейскую гидру,
поймать Керинейскую лань,
поймать Эриманфского вепря,
очистить Авгиевы конюшни,
изгнать Стимфалийских птиц,
привести Критского быка,
привести кобылиц фракийского царя Диомеда,
добыть пояс царицы амазонок Ипполиты,
доставить коров Гериона,
добыть золотые яблоки Гесперид,
Голова Медузы.
Рисунок на вазе.
привести стража преисподней пса Кербера.
Персей и Андромеда.
Используя блестящий щит, подаренный Афиной, Персей отрубил голову со змеями вместо волос Медузе — одной из трех чудовищ-Горгон, взгляд которых обращал все живое в камень. По легенде, как только кровь Медузы пролилась на землю, ожил крылатый конь Пегас.
В Эфиопии Персей разыскал красавицу Андромеду, прикованную к скале и ожидавшую, что ее отдадут в жертву морскому чудовищу за неуважение к морской богине Тефиде. Персей сказал, что спасет Андромеду, если она согласится стать его женой. Как только Персей убил морское чудовище, была отпразднована свадьба. После их смерти Афина обратила Персея и Андромеду в созвездия.
Миф о Деметре и Персефоне — это предание о смене времен года. Персефона — дочь Деметры, богини плодородия, рождена от Зевса, брата Деметры. Однажды Персефону похитил Аид, владыка преисподней, забрав её в своё царство. Девять дней убитая горем Деметра скитаась по Земле в поисках дочери. На десятый день, после того как Гелиос (бог солнца) сообщил ей, что Зевс одобрил поступок Аида, Деметра покинула гору Олимп, поклявшись вечно странствовать по земле.
Облачившись в одежды старухи, она прибыла на Элевсин, где ее приютили дочери царя Келея. Она осталась в доме воспитательницей Демофонта, сына царицы Метаниры, и, пожелав сделать его бессмертным, каждый вечер закаляла его тело на огне, чтобы выжечь все присущее смертному. Случайно заметив, как Деметнтрa выполняет этот ритуал, Метанира ужаснулась. Тогда Деметра открыла ей свое имя и сказала царице, что
теперь ее сын останется смертным.
Элевсинские мистерии. Прежде чем покинуть о. Элевсин, богиня Деметра учредила в свою честь Элевсинские мистерии. Они получили такое название по ритуалам инициации, через которые проходили почитатели Деметры в Элевсине. Совершались они в строжайшей тайне, даже под страхом смерти участники не должны были в том сознаться. О самом культе известно мало, за исключением того, что существовали ритуалы в честь урожая и загробной жизни. Возможно, ритуалы служили напоминанием о похищении Персефоны Аидом, символизировавшем смерть и воскрешение.
В мистериях могли участвовать все: мужчины, женщины, дети, свободные и рабы, граждане и иноземцы. Они праздновались в осенние месяцы сбора урожая. Инициацию проходили Геракл и знаменитый афинский полководец, ученик Сократа — Алкивиад.
Наступление ЗИМЫ.Продолжая странствовать, Деметра забыла о своих обязанностях: в результате перестало давать всходы зерно и наступил голод. Сжалившись над голодающими людьми, Зевс решил вмешаться. Он повелел Персефоне проводить две трети года на земле с матерью, но поскольку она проглотила несколько зерен граната (символ брака), возвращаться в подземное царство и проводить с Аидом оставшуюся треть года. Когда Персефона оставалась в подземном царстве, Деметра ее оплакивала, земля становилась холодной и голой — наступала зима.
Дионис— бог вина и религиозного экстаза, ему посвятили театр. Сын Зевса и смертной женщины Семелы, он был наречен Дионисом («дважды рожденным»), поскольку Зевс забрал его из утробы матери недоношенным и зашил в свое бедро. Дионис ассоциировался с возрождением через мистерии смерти и любви, а также с плодородием и экстазом (что дословно означает «выходить из себя»), наступающим благодаря расслабляющей силе вина. Поскольку вино нередко подавляет сдерживающие рефлексы, культ Диониса связывался и со свободой от ограничений, что могло приводить к проявлению страстей и безрассудству.
Диониса нередко изображали в окружении сатиров — существ, облик которых наполовину напоминал человеческий, наполовину козлиный. Сатиры предавались веселью и разнузданным оргиям. Женщин, поклонявшихся Дионису, называли менадами или вакханками, в соответствии с его вторым именем — Вакх. Они совершали ритуалы в его честь, облачившись в звериные шкуры и неистово танцуя под ак-компанимент тирсов (жезлов Вакха) и тимпанов (маленьких барабанов).
РИМ
РИМСКИЙ ПАНТЕОН
Римское имя Греческое имя
ЮпитерЗевс
ЮнонаГера
НептунПосейдон
МарсАрес
АполлонАполлон
ДианаАртемида
ЦерераДеметра
МеркурийГермес
Бахус, ЛиберДионис
МинерваАфина
ВенераАфродита
ВулканГефест
ВестаГестия
КупидонЭрос
СатурнКронос
ТеллусГея
Боги империи
Римское владычество распространялось на большую часть территории современной Европы и продолжалось с 27 г. до н.э., когда Август стал первым императором, до IV в. н.э. Римляне восприняли и приспособили большую часть греческой мифологии от эт-русков. Это древнее италийское племя с богатой культурой, в основном занимавшееся войной и сельским хозяйством. Церера, богиня, аналог греческой Деметры, и Марс, римский Арес, стали важнейшими фигурами римского пантеона. По мере расширения границ своего государства римляне воспринимали многие элементы религии и мифологии совершенно различных культур от Египта и Греции на юге до кельтов на севере и включали их в свою мифологию.
Римская империя в правление Августа (27г. до н.э.—14 г. н.э.).. Рим был сакральным центром. Римляне включили в свою религию богов и богинь покоренных и подвластных им народов.
История и легенда. Всвою мифологию римляне также включили несколько легенд, ставших частью истории. Историк Тит Ливии (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.), поэт Вергилий (70—19 гг. до н.э.), греческий биограф и историк Плутарх (ок. 46—126 гг. н.э.) считали основателей Рима — близнецов Ромула и Рема — реальными историческими фигурами.
Марс.Хотя Марс ассоциировался с греческим богом войны Аресом, первоначально он был древним италийским богом плодородия и сельского хозяйства, охранявшим поля и границы. Кельты почитали Марса как защитника и целителя, равно и как бога войны.
Храмы и алтари, посвященные Марсу, возводились в Риме и по всей Италии. Алтарь Марса (AraMartis) был расположен на Марсовом поле в Риме.
Бог января.Бог римлян Янус не имел аналога у греков. Его называли «двуликим богом», поскольку он мог смотреть одновременно и вперед, и назад. Он был хранителем дверей и порогов и часто изображался на монетах. В честь Януса назвали первый месяц года — январь, который одновременно как бы «оглядывается» на старый год и смотрит вперед, в новый год
Церера.Церера почиталась как богиня зерна и плодородия. Она ассоциировалась с римской богиней земли Теллус (в греческой мифологии — Гея).
Во время голода вVв. до н.э. Сивиллины книги — главный источник пророчеств для римлян — рекомендовали римлянам почитать Цереру, Вакха и Прозерпину (римских аналогов греческих богов Деметры, Диониса и Персефоны). Храм в честь этих богов находится на Авентинском холме в Риме. Римляне также приносили жертвы Церере после погребения, чтобы очистить свои дома, поскольку ее дочь ассоциировалась с Аидом — царством мертвых.
Плодородие и процветание. Бог Приап был известен в Греции, но его культ стал особенно популярен в Риме начиная сIIIв. до н.э. Приапа чтили как бога плодородия и процветания, возможно, он был отпрыском Бахуса. Его часто изображали толстым уродливым старичком с огромным фаллосом. Римляне помешали статуи Приапа в своих гостиных или садах для защиты от воров.
Пропавшие статуи
Согласно мифу, когда сын Энея Асканий основал город в Альбе Лонге, он построил храм для статуй Диоскуров (Кастор и Поллукс, сыновья Зевса) и перевез их из Лавиниума в Альбу. На следующий день, несмотря на запертые двери, они пропали из храма.
Статуи обнаружили на старых пьедесталах в Лавиниуме. Совершив ритуалы и прочитав молитвы, их водворили на прежнее место, но они вновь пропали из храма в Альбе и появились в Лавиниуме. В итоге решили, что статуи следует оставить в Лавиниуме, который сделался местом поклонения Диоскурам на многие годы.
Римская мифология впитала в себя элементы многих культур и региональную символику. Многие из исконно италийских богов, почитавшихся в Риме, сейчас нам совершенно неизвестны. На этой мозаике IIв. н.э изображены молящиеся римляне, желающие снискать благосклонность богов Нила в Египте.
Мифы
«МЕСТЬ СЕСТРЫ»
Супружество Терея и Прокны было счастливым, но Прокна соскучилась по своей сестре Филомеле, которую не видела со времени свадьбы. Она попросила мужа пригласить Филомелу в гости.
Увидев Филомелу, Терей влюбился в нее. Приведя ее к себе, он стал приставать к Филомеле, а когда ему надоели ее громкие мольбы и проклятья, он вырвал ей язык. Терей заключил ее в небольшую каменную хижину неподалеку от своего дворца, сказав Прокне, что Филомела погибла в пути.
Пока Прокна оплакивала смерть сестры, Филомела коротала дни, вышивая историю о своей несчастной судьбе на ковре, который затем передала через старую служанку царице. Увидев ковер, Прокна все поняла. Она освободила сестру из заточения и, мстя неверному мужу, убила сына Итиса и подала Терею его мясо на ужин. Все трое обратились в птиц; красной грудью и красным гребешком напоминающими об их печальной судьбе, полной кровопролития и насилия.
«ОБРЕЧЕННЫЕ ЛЮБОВНИКИ»
Пирам и Фисба полбили друг друга, но родители запрещали им жениться. Любовники условились ночью встретиться за городом. Фисба пришла первой, но увидела раненую львицу и спряталась, по дороге обронив белое покрывало. Львица разорвала покрывало, оставив следы крови. Пирам опоздал на свидание и, увидев окровавленное покрывало возлюбленной при лунном свете, решиил, что она погибла, и от горя закололся мечом. Вернувшись из укрытия, Фисба поняла, что случи-лось, и, упав на меч возлюбленного, умерла рядом с ним. От взмет-нувшегося ввысь фонтана крови белые ягоды шелковицы стали пурпурны-ми. Эта история хорошо нам известна по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», а ее отзвуки заметны в сюжете «Ромео и Джульетты».
Размещено пн, 16/11/2009 - 19:07 пользователем Ирина Анатольевна Лунева.
Прекрасная разработка, есть всё для урока: дополнительный материал для учителя, презентация. Обязательно воспользуюсь данной разработкой занятия, мне кажется, учащимся будет интересно на таком уроке. Нина Михайловна, спасибо.
На: Мифы народов мира
На: Мифы народов мира