Народный танец в контексте русской народной культуры (ЦОР)
Тема: История и культура народного танца в контексте самобытной русской культуры. Цель: Приобщение воспитанников к культурным ценностям русского народа путем развития мотивации к познанию и творчеству. Задачи: Углубление теоретических знаний, развитие интеллектуальных способностей; Развитие исполнительского мастерства и артистизма. Закрепление практических навыков. Занятие делится на 2 этапа – 1 – теретическо-познавательный; 2 – практический. 1 ЭТАП. Издревле русский народ танцами украшал свою жизнь. В каждом городе или деревне были особенно излюбленные места, где в дни летних илизимних праздников пели, плясали, водили хороводы. В давние времена места для проведения гуляний носили не совсем благозвучные (для современного человека) названия – «сборище», «игрище», «плясалище», «гульбище». В XVII веке большие праздничные гулянья проходили на Красной площади и других площадях города, на берегах реки Москвы, где качались на качелях ,скакали на досках, пели песни и плясали. Веселая пляска всегда была любимым жанром народного танца. Недаром в русских поговорках говорится: «Ногам – работа, душе – праздник!», «Плясать – душу открывать». ВОПРОС: Какие подвижные, веселые русские танцы вы знаете? «Кадриль» - в толковом словаре В.И. Даля – название общественной пляски, обычно в четыре пары. Русская кадриль ведет свою историю от французской кадрили, элементы которой появились в России, возможно, благодаря солдатам русской армии, которые побывали за границей во время войны с Наполеоном. Но в России кадриль не только претерпела большие изменения, но многие кадрили сочинялись заново. Кадриль, в отличие от других групповых плясок, имеет своеобразное построение, четкое деление на пары, на отдельные самостоятельные части, называемые фигурами. Известная русская балерина Лидия Лопухова говорила: «Мы, русские – прирожденные танцоры это у нас в крови!;. ВОПРОС: Назовите знаменитых балерин и танцовщиков, которых вы знаете. Русский народ, который на протяжении своей истории создал мудрые сказки и былины, чудесные переплетения кружев, прекрасные изделия из глины и разнообразные, красочные вышивки, множество лирических, свадебных, плясовых, хороводных и игровых песен не мог не создать изумительных по красоте и рисунку и разнообразных по содержанию танцев. У многих людей при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных, плывущих девушек-«лебедушек» . Хороводы имеют в различных областях России разные названия: «карагод», «курагод», «караход», «круги», «танок», «улица», «городок», «город» и др. Хороводы очень разнообразны в своих построениях, но начальной формой большинства хороводов является круг. Фигуру хоровода «круг» в Смоленской области называют «коло», «колесо», в Архангельской – «основа», «основка», в Сибири – «каравай». Часто участники хоровода образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы «переливаются» один в другой и движение их образует «восьмерки» Каждый рисунок, каждое построение имеет свое название. ВОПРОС: Назовите основные шаги, фигуры и рисунки хоровода. Фигуры хороводов могут быть организованы одними девушками, или одними юношами или девушками и юношами вместе. Исполнители выстраиваются в одну линию, или соединяются парами, руки танцующих, соединенные при построении фигур, могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и так далее. Собираясь на «игрище» девушки и юноши одевали свои лучшие наряды, потому что там зачастую происходило знакомство будущих женихов и невест. Головные платки девушек могли рассказать многое об их владелице, от материального достатка, до умения рукодельничать. Девушки же обращали внимание на рубаху юноши и на то, чем он подпоясан во что обут. Русская мужская пляска характеризуется широтой, размахом, силой, удалью, виртуозностью, ловкостью, вниманием и уважением к партнерше, а женская пляска отличается, как правило, плавностью, благородством и задушевностью. Парные русские пляски возникли развились из очень древних свадебных обрядов России. Зачастую это свадебные пляски, которые исполнялись молодыми на второй день свадьбы. ВОПРОС: Назовите «мужские» и «женские» элементы русских танцев. Богатство и красота русского народного танцевального и песенного искусства вдохновила многих знаменитых поэтов и композиторов. Они создавали свои шедевры, ставшие классикой мирового искусства беря за основу народные сказки, легенды и былины. ВОПРОС: Назовите балеты и оперы, созданные на основе русской народной культуры. 2 ЭТАП. Сейчас мы разделимся на две команды «Теоретики» и «Практики». «Практики» попробуют открыть различные секреты русского народного танца путем «экспериментов» - танцуя, то что они разучили в течении учебного года. «Теоретики» попробуют эти секреты открыть с помощью «мозгового штурма» - их задача правильно назвать исполняемые танцы, указать их жанр, настроение. Чтобы было легче работать обеим группам воспользуйтесь таблицей, в которой нужно поставить порядковый номер танца напротив названия, жанра, и вписать настроение. Сложность будет в том, что и «Теоретики» и «Практики» заполнят такую таблицу, а после окончания «эксперимента» сверим результаты исследований. «Практики» исполняют танцы разных жанров – сольные, парные, плясовые, хороводные, лирические. «Теоретикам» необходимо правильно их «опознать». Заполненные таблицы обе группы сдают педагогу, после обработки, результаты озвучиваются.