Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
В одной из своих книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним - подростком - сила интереса, старшим - сила цели. С каким энтузиазмом новоиспечённые школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели [3].
Действительно, возможно ли сохранить энтузиазм, интерес, желание у всех идти по этому пути (одному для всех) дальше, когда путники такие разные? Да и разве естественно это - всем идти одним путём?
Поэтому наметился поворот от знаниевой парадигмы к личностно ориентированной, найдены такие компетенции, которые наиболее предпочтительны в современных условиях. Достичь их формирования при традиционных подходах к построению процесса образования, когда доминирующей деятельностью учащихся является восприятие и репродукция большого объёма информации, сложно и возможно только частично. Из этого противоречия возникает проблема поиска средств и методов формирования у учащихся необходимых компетенций.
Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках русского языка и литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей
интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся. В школе прошёл семинар, на котором об использовании метода проектов рассказала учитель английского языка. Я задала себе вопросы: «Можно ли использовать метод проектов на уроках русского языка и литературы?». «Смогу ли я? Получится ли у меня?» Когда можно применить метод проектов? Насколько он органически вписывается в классно-урочную систему?» Необходимо было иметь в виду, что учащиеся будут затрудняться:
намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществлять и аргументировать выбор;
предусматривать последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки);
сравнивать полученное с требуемым;
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.
Перечитала много источников о данном методе, нашла для себя интересное высказывание Н.Ю. Пахомовой: «...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения / обучения, взаимоотношения между учителем и учеником» [ 7].
Почему взялась за такую трудоёмкую работу? Наверное, потому, что люблю использовать в своей работе что-то новое.
Проектная методика на уроках русского языка и литературы развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода стараюсь реально превратить учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес.
В процессе проектной работы ответственность возлагаю на самого ученика.
Подготовку и защиту проекта провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе. Учащиеся защищают проект демонстрацией красочных материалов.
На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии.
Задача изучения литературы в старших классах - обогащение читательского, нравственного опыта учащихся, формирование научных основ анализа художественных произведений, развитие художественного вкуса и эстетических потребностей. Курс литературы, который включает в себя монографические и обзорные темы, строится на историко-хронологической основе с попыткой представить литературное развитие, смену литературных направлений как процесс.
Как планирую свою деятельность и деятельность учащихся. Делаю это в несколько этапов:
1. Сама продумываю тему проекта. (Выбираю учебный раздел, часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Время проведения — при планировании проекта. В работе использую интернет-источники).
2. Выбираю класс, в котором будет использован этот метод.
3. Формулирую основополагающий и проблемный вопросы (те, на которые нельзя ответить одним предложением. (Например, "В каких формах русский
национальный язык присутствует в речи учащихся школы?") (Приложение - разработка урока)
4. Формулирую дидактические цели проекта и методические задачи.
(Например, элективный курс по русскому языку «Культура русской речи», тема «Лексика активного и пассивного запаса», 11 класс:
- усвоить понятия "экология языка", "нормы литературного языка";
- учить учащихся отстаивать своё мнение в ходе дискуссии;
- научить слышать и критически оценивать свою речь и речь окружающих;
- учить излагать свои мысли;
- продолжить работу по включению элементов речевого этикета в активную речевую практику. (Приложение - разработка урока)
5. Учащиеся самостоятельно формулируют проблемы (темы) исследований. (Например, "Школьный сленг", "Компьютерный жаргон», « Литературный язык-одна из форм национального языка») (Приложение - разработка урока)
6. Учащиеся выдвигают гипотезы решения данных проблем (варианты
решения).
7. Определение названия проекта.
8. Формирование групп и обсуждение плана работы (на данном этапе
учащиеся делятся на мини-группы, определяют для себя вопросы, форму представления результатов).
9. Обсуждение со школьниками возможных источников информации. 10.Самостоятельная работа учащихся.
11 .Подготовка учащимися презентации. (Форма презентации может быть
любая: доклад, выпуск бюллетеня, буклет, мультимедийная презентация и т.д.). 12.Защита проекта и оценивание результатов школьниками и учителем.
(Рефлексия.) (Приложение - диск).
Готовясь к уроку, часто задаю себе вопросы, как заинтересовать учащихся своим предметом, новым материалом; как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их самостоятельную и творческую деятельность, какой метод лучше использовать для этого.
На уроках русского языка и литературы учу детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваю умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на моих уроках позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся (Таблица №1).
Сравнивая количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», можно увидеть значительный рост:
|
2006-2007
|
2007-2008
|
2008-2009
|
Русский язык
|
69/26 (38%)
|
47/22 (47%)
|
25/12 (48%)
|
Литература
|
69/40 (58%)
|
47/28 (60)
|
25/16 (64%)
|
Из вышесказанного видно, что использование метода проектов на уроках русского языка даёт положительные результаты: повышается количество учеников, имеющих «4», «5», отсюда - повышение качества знаний учащихся.
Основная трудность в организации этой деятельности - перегрузка учащихся. Исследовательская работа над проектом - объёмная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности несомненная, но мы всё-таки стараюсь избегать больших временных затрат. Активно использую творческие, игровые формы, исследовательскую деятельность, связанную с размышлениями ребят над проблемой, постановкой экспериментов, участием в оформлении школы, кабинетов.
Большую помощь в работе над проектами оказывают ресурсы Интернета.
При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Конечно, это позволит учащимся познакомиться с особенностями исследовательской деятельности и азами использования информационно-коммуникационных технологий. Но вряд ли в такой ситуации можно говорить о формировании устойчивых навыков исследовательской работы. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в канву урока, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы.
Каковы же наблюдения и каковы образовательные продукты учащихся? Их можно разделить на две категории: внешние и внутренние.
Детская фантазия богата. Помимо докладов, рефератов представляют к защите творческие работы: различного рода макеты, игры, сборники рассказов и сказок, театральные постановки. Видно, что в ходе работы над проектами дети приобретают опыт индивидуальной самостоятельной созидательной, творческой деятельности.
Вывод
Проведённая работа по использованию метода проектов показала эффективность предложенной методики, которая включает «активную» самостоятельную работу учащихся.
В данной работе, исходя из цели, рассмотрели, как влияет проектная деятельность на качество образования. Для этого была изучена теория и практика осуществления проектной деятельности в образовательном процессе, как используется метод проектирования на уроках русского языка и литературы. Проанализирован опыт практической деятельности в работе учителя.
Из вышесказанного видим, что обращение к проектной методике в
образовательном процессе позволяет учитывать индивидуальные
особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала.
Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.
Актуальность применения метода определяется повышением
проектирования в образовательном учреждении, повышением качества
образовательного процесса и компетенции учителей и учащихся. Я
думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении
русского языка и литературы языка, мои ученики смогут овладеть всеми
ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной,
культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
Литер атур а
1. Бренчугина-Романова А.Н. Использование метода проектов. Бренчугина-Романова А.Н. // Образование в современной школе, 2006, №5, с. 15
2. Бурков В.Н., Новиков В.Н. Как управлять проектами. М.: Синтег - ГЕО, 1997
3. Евстифеева О. Кучменко Н. Метод проектов - среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность. ЕвстифееваО., Кучменко Н. // Директор школы, 2003, 3:, с. 53
4. Жуковский И. Проект - гарант совместных действий. Жуковский И. // Учитель, 2003. №3, с. 60
5. Новиков A.M. Образовательный проект (методология образов деятельности), М., 2004
6. Осмоловская И. Школьные проекты: деятельность, направленная на обогащение знаний и духовного мира. Осмоловская И. // Директор школы, 2003, №10, с. 15
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М, 2003, с. 14
8. Сиденко А. Педсовет - семинар: метод проектов от истоков до модернизации образования. Сиденко А. // народное образование, 2006, №2, с.78
9. Филатова Т.А. Философия и развитие образования, Хабаровск, 2006. 10.Чечель И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от
обязанностей всезнающего оракула. Чечель И.Д. // Директор школы, 1998, №3 1
11. Штейнберг В.Э. Технологии проектирования образовательных систем и процессов. Штейнберг В.Э. // Школьные технологии, 2000, №2, с.З
|