Сочинение стихотворений-миниатюр на основе стихотворных текстов
Submitted by Наталия Владимировна Швецова on Wed, 04/11/2009 - 11:38
В своей статье я хочу рассмотреть вопрос о том, что такое поэзия и проза, как они взаимосвязаны, чем отличаются друг от друга и как на основе стихотворных текстов можно научить младших школьников сочинять свои стихотворения-миниатюры.
Слово «поэзия» происходит от греч. poieo = творить, создавать, строить, созидать; poiesis (поэзия) = создание, творение, произведение. В применении к словесным произведениям этот первоначальный смысл слова подчеркивает момент творческий, созидательный, момент словесной обработанности, искусности. Отсюда термином «поэзия» следовало бы назвать произведения искусства. Так оно и стало в дальнейшем, когда слово «поэзия» получило более широкое значение художественной словесности вообще. Это широкое значение совпадает с буквальным, этимологическим смыслом слова, и поэтому следовало бы считать первоначальное понимание поэзии как стихотворных произведений слишком узким.
Слово «проза» происходит от латинского прилагательного «prosus» = вольный, свободный, движущийся прямо (от prorsus = прямо, вперед)
Однако эмоциональная насыщенность содержания не всегда приводит писателя к созданию стихотворной поэзии в прямом и узком смысле слова. Иногда приподнятость настроений оказывается уделом писателя-прозаика, и он явно выходит тогда за границы прозы, не прибегая однако к стихам, создавая то, что называется обычно ритмической прозой, или «стихотворением в прозе».
Все эти явления показывают, что границы поэзии и прозы не абсолютны и что между ними существуют постепенные переходы. Однако в большинстве случаев в литературных стилях и направлениях существует отчетливое преобладание поэзии или прозы.
Итак, отличие поэзии от прозы не является моментом только внешним, узко-формальным, внося вместе с особенностями формы — поэтической или прозаической — известное своеобразие и в выражение идейного содержания. Романтическая приподнятость, гражданская патетика, лирический подъем, моралистический пафос, словом — эмоциональная насыщенность содержания, составляют существенное свойство поэзии, отличающее ее от прозы. С эмоциональной окрашенностью содержания в поэзии связано и то преобладающее значение, которое получают в поэзии средства выразительности. А одним из самых сильных и существенных средств выразительности, активно воздействующим на сознание слушателя, является ритм. Отсюда ритмическая организованность оказывается постоянным и существенным свойством поэзии.
Ритмическая организованность в стихе следовательно гораздо выше, чем в прозе. Высокая эмоциональная насыщенность поэзии неизбежно определяет ее тяготение к стиху. Выразительность поэтического произведения достигается, однако, не только средствами ритма, но и другими интонационно-синтаксическими средствами. Эмоционально насыщенный, выразительный язык поэзии изобилует обычно такими интонационными фигурами и такими словосочетаниями, которые сравнительно редко встречаются в языке прозы. Таковы фигуры восклицания, обращения, перечисления, повторения, инверсии, единоначатия, градации и т. д., причем все эти интонационно-синтаксические средства имеют в поэзии особое значение, выражают не столько ход повествовательной мысли, сколько приподнятость идейного настроения автора.
Чем же стихи отличаются от прозы? Современная наука о литературе отвечает на этот вопрос так: текст, записанный в столбик, – стихи, в строчку – проза. Само слово «стих» в переводе с греческого значит «ряд», а слово «проза» в переводе с латыни – «речь, которая ведется прямо вперед». В стихах как бы появляется новый знак препинания – пауза на конце стиха. Благодаря этим паузам стихи произносятся медленнее, чем проза. Читатель вдумывается в смысл каждого стиха – новой «порции» смысла. Вот, например, басня И.А. Крылова Две бочки:
Две бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шума и шажком
Плетется,
Другая вскачь несется…
Короткие вторая и третья строки приобретают в сознании читателя такое же значение, как сообщение в длинной первой строке. Сразу становится ясно, что «героиней» басни станет вторая бочка.
Проза при осмысленном чтении тоже делится на отрезки, но это членение задается только синтаксисом. В то время, как в стихах стихотворная строка не обязательно совпадает с синтаксическим членением фразы. Например:
А плакала я уже бабьей
Слезой – солонейшей солью.
(М.Цветаева)
Ощущение единства и тесноты стихового ряда усиливается еще и звуковой организацией стиха. Звучание стихов гораздо важнее, чем звучание прозы. Звуки в стихах как бы «окликают» друг друга. Часто повторяются одни и те же согласные – это называется аллитерация. Строчка В.В. Маяковского Где, он, бронзы звон или гранита грань…как бы напоминает звон металла и твердость гранита. Сам поэт говорил: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова». Повторяются в стихах и гласные звуки – это явление называется ассонанс.
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
(М.Ю.Лермонтов)
– повтор звука «у» как бы передает гулкое затишье перед боем.
Благодаря звучанию, перекличке звуков, интонации, «слово в стихе имеет тысячу неожиданных смысловых оттенков, стих дает новое измерение слову» (Ю.Тынянов).
В чем же все-таки заключается основное отличие поэзии от прозы? По словам литературоведа С.Н.Зенкина, «общий принцип стихотворной речи – повышенная активизация всех уровней текста, которая покупается ценой искусственных ограничений и делает текст особенно информативно емким». Так, если рифмы нет, то используется ритм, если же и он отсутствует, используется членение на строки, которое может дополняться отсутствием пунктуации. Все это – для того, чтобы «активизировать нашу деятельность интерпретации текста», так как задача поэзии – заставить читателя заново постигать реальность, открывая бытийные смыслы через слово. Тем она и отлична от прозы с ее изначальной описательностью и информативностью.
Проза определяется как художественная речь (в отличие от бытовой), так как в ней, по словам С.Н. Зенкина, «в снятом виде присутствует поэтический ритм, проза воспринимается на фоне поэзии; проза – это то, что не захотело быть стихами, в отличие от «сырой» прозы бытовой речи, в принципе не ведающей о стихах».
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, о том, что стихи являются именно той формой текста, которую младшие школьники воспринимают более эмоционально. Поэзия оставляет белее яркий след в душе ребёнка, побуждая его к стихотворному творчеству.
Безусловно, написать хорошее стихотворение ребёнку сложно, а значит начинать надо с небольших стихотворных форм, таких как синквейн и хокку. Предварительно учащихся надо познакомить с этими стихотворными формами. Сделать это можно на уроках литературного чтения.
Конспект урока развития речи
Тема урока: Сочинение стихотворений-миниатюр на основе предварительной работы по восстановлению текста.
Класс:4 класс
Дата проведения: 19 февраля
Вид урока: коммуникативно-креативный
Цель: обучение детей сочинению стихотворений-миниатюр, развитие коммуникативно-речевых умений, направленных на создание речевого высказывания.
1.Познавательный аспект:
- формирование активной познавательной позиции у детей и приобретение ими лингвистических знаний и умений;
- развитие коммуникативно-речевых умений, связанных с созданием речевого высказывания, структурой;
- создание смысловой модели текста, на основе восстановленных стихотворных произведений;
- развитие умения осознания взаимосвязи различных уровней языка;
- развитие умений проверять и совершенствовать, написанный текст.
2. Развивающий аспект:
- развитие эмоционально-познавательной мотивации учащихся к выполнению работы;
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- развитие творческой активности младших школьников;
3.Воспитательный (мировоззренческий) аспект;
- развитие увлеченности к изучаемому языку;
- воспитание внимательного отношения к слову;
- развитие познавательной инициативы учащихся;
- развитие учебного сотрудничества как формы взаимодействия ребёнка со взрослым.
Дидактические средства и материалы: музыкальное произведение А.Вивальди «Зима», графический «Словарь настроения», кубики с правилами построения текстов, карточки со словами, карточки-снежинки, таблица микротем, ёлка.
План урока:
1. Организация класса.
2. Введение в речевую ситуацию (постановка проблемы).
3. Реставрация рифмы.
4. Работа над восстановлением стихотворений
5.Анализ поэтических образов с помощью сравнения мира реальности и мира поэзии.
6. Создание стихотворений - миниатюр
7. Работа с графическим словарём настроений. Итоги урока.
Ход урока.
1.Организация класса.
- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их и больше не отвлекайтесь.
2. Введение в речевую ситуацию.
-Сегодня на уроке нас ждёт уже известный нам вид работы, но задания будут необычные. Мы сегодня превратимся в соавторов, сочинителей стихотворений миниатюр.
-Наша работа будет связана с красивым и необычным временем года. О нём расскажет музыкальное произведение. Попробуйте по настроению музыки догадаться о каком времени года идёт речь.
(Звучит фрагмент произведения А.Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»)
-Какое время года можно себе представить, слушая эту музыку? (Зиму, полёт снежинок)
-Какие образы рождает эта музыка? (Образы чего-то лёгкого, воздушного)
-Как мог назвать это произведение автор?
-Это произведение А.Вивальди называется «Зима». Сегодня на уроке мы поработаем сочинителями текстов, тема которых связана с зимним временем года.
-Какой жанр литературы ближе всего к музыке? (Стихи) Стихи – это поэзия. А что же такое поэзия? Чем поэзия отличается от прозы? (рифма, ритм, передача чувств, многозначность слов. Поэзия всегда о чувствах, мыслях)
3. Реставрация рифмы.
-Мы начнём свою работу с главных правил стихосложения
-рифма
-ритм
-Поиграем в рифму. Перед вами стихотворение-загадка:
Лёгкие, крылатые,
Как ночные… (бабочки)
Кружатся, кружатся
Над столом у… (лампочки)
Собрались на огонёк.
А куда им … (деться)
Им ведь тоже ледяным
Хочется … (погреться)
(В.Брюсов)
-О чём это стихотворение загадка? (о снежинках)
-Что общего у образов в этом стихотворении и в музыке?
-Совпадает ли настроение в стихотворении с настроением в музыкальном произведении? (да)
Покажите мне ту карточку из словаря настроений, которая соответствует настроению в стихотворении. (Радость, восхищение)
4. Работа над восстановлением стихотворений.
-Мы восстановили рифму в стихах. У этого стихотворения прекрасный образ снежинки. Я считаю, что каждая снежинка – это чудесное воплощение гармонии, также и стихи – чудесное воплощение гармонии речи.
-Мы с вами восстановили рифму. А теперь попробуем восстановить стихотворные тексты. Каждая группа получила конверт с текстом стихотворения. Текст разбит на двустишия, вам нужно восстановить его. Восстанавливая текст, обратите внимание на то, какие же мысли и чувства хотел донести до нас автор? ( Дети обводят в кружок те мысли автора, которые являются ключевыми)
1 группа
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
(З. Александрова)
2 группа Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
-Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
(М.Пожаров)
3 группа
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шел ночью снег густой и белый -
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встает.
Как каждый день, полней и лучше,
Полней и лучше новый год…
Сверкает снег…
Какая малость!
Печаль, куда же ты девалась?
(А. Твардовский)
4 группа
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть.
(А.Фет)
-А теперь давайте сравним ваши варианты стихотворений с авторскими. Ваши варианты звучат очень хорошо. Я думаю, что авторы стихов с вами бы согласились.
5.Анализ поэтических образов с помощью сравнения мира реальности и мира поэзии.
-Сейчас наш ждёт самое интересное. Я предлагаю вам превратиться в сочинителей. Мы попробуем создать с помощью восстановленных стихотворений свои стихотворения-миниатюры. Здесь нам пригодиться лист микротем, в котором мы сравним мир реальности и мир поэзии. Набранные нами слова помогут вам сочинить синквейн или хокку.
Мир реальности Мир поэзии
Что?
Какой? Как?
Что делает? Как?
снег
Густой, белый, пушок летучий,
Белые звёздочки, хлопья, мягкий
Сверкает, идёт, застелит, опушит, чуть порошит
снежок
Скрипуч, сух, как мел, белые мухи
Порхает, кружится
Снежинки,
снежинка
Лёгкие крылатые, как бабочки, как звёздочки
Кружатся легко, неумело, садятся
зима
На уборе бахрома, в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках
Разукрасилась, льёт сияние, шепчет заклинание
лужицы
Холодное стекло
превратились
снегири
Как розовые яблоки
на ветках
лёд
хрусталь
иней
Серебристый пух
воздух
ясный
робеет
6. Создание стихотворений –миниатюр.
Сейчас вы можете приступить к написанию своих мини стихов, синквейнов или хокку. Правила составления синквейнов и хокку написаны на кубиках, которые находятся у вас на парте. Свои произведения запишите на снежинках. У нас на доске есть ёлочка, она не простая. Это лист творчества, на который вы сможете прикрепить свою снежинку, чтобы все могли прочесть ваше произведение. Таким образом, мы с вами соединим две гармонии – снежинку и стихотворение.
Правила составления синквейна:
1 строчка – тема
2 строчка – 2 прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – слова, продолжающие мысль
5 строчка эмоциональная точка, вывод
Правила составления хокку:
1 строчка – описание
2 строчка – действие
3 строчка – мысль, чувства
7. Работа с графическим словарём настроений. Итоги урока.
Вы проделали сложную работу, ребята. Ваши стихотворения миниатюры получились хорошими.
Наш урок подошёл к концу и теперь я предлагаю вам выбрать из графического словаря настроений ту карточку, которая соответствует вашему настроению на уроке, вашим чувствам. Можете прокоментировать свой выбор.
- Всем спасибо за урок. Все получили за урок пятёрки.