Официальный сайт physbook 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема «Как Русь воевала с войском Золотой Орды. Куликовская битва».

Татьяна Михайловна Винник's picture
Submitted by Татьяна Михайловна Винник on Wed, 04/11/2009 - 03:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Виноградова
Место работы, должность: 
МОУ СОШ с\п "с. Богородское" учитель Винник Т.М.
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
Цели: Обучающая: 1. Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси. 2. Учить пересказывать научно-публицистический текст. Развивающая: 1.Развивать культуру речи. 3. Расширять знания учащихся по окружающему миру. 4. Развивать интерес к истории. Воспитывающая: 1.Воспитывать терпеливость, усидчивость. 2.Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
17
Используемые учебники и учебные пособия: 
учебник Окружающий мир 4 класс
Используемое оборудование: 
Оборудование урока: 1. Презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска. 2. Карта Древней Руси. 3. Изображение русского и монгольского воинов. 4. Карта-схема “Расстановка войск на Куликовом поле” 5. Репродукция картины М Авилова "Поединок на Куликовом поле", 6. репродукция портрета князя Дмитрия Ивановича "Донского", 7. книги о богатырях, Куликовской битве,
Используемые ЦОР: 
1.Презентация 2.мультимедийный ЦОР.
Краткое описание: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
ПО ТЕМЕ: Вводная беседа. 1.Проверка д/з -Почему люди воюют? (ответы детей) 1 слайд Да ребята, люди воевали всегда: и в давние времена, и до сих пор продолжаются военные конфликты. Сегодня на уроке мы узнаем, как воевала Русь с монголо-татарами, узнаем, какие события происходили в те далёкие времена. - В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско. - Кто такие монголо-татары? (сообщение уч-ся) - Это кочевые монгольские племена. Они занимались разведением скота, а скоту нужны были пастбища, поэтому монголы переходили с одного места на другое в поисках новых пастбищ. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносить холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими пле¬менами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких, свирепых людях. 2. слайд (Рассматривание рисунков воинов: русских и монгольских. Срав¬нение: монгольские воины имели лучшее снаряжение). - Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Все жители Рязани погибли. Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные рус¬ские города. - Почему Русь покорилась монголо-татарам? (Не было мира и согласия между русскими князьями: сопер¬ничали друг с другом за власть). Сегодня мы узнаем, как впервые Русь нанесла монголо-татарам сокрушительный удар. Это произошло при Дмитрии Донском. 3. слайд При Дмитрии Ивановиче Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами. Пытались было соперничать с Московским князем князья Суздальский и Тверской, но в конце концов признали верх и силу московского князя и стали действовать с ним заодно. При Дмитрии Ивановиче в Москве вместо дубового был возведен надежный кремль из белого камня. С тех пор прозвали Москву белокаменной 4.слайд - По мере того, как росло богатство и могущество Московского княжества, князья все больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во времена Ивана Калиты русские уже сами собирали дань и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго. . Князья к хану ездили редко, дань выплачивали не всегда. Орда в это время ослабела и распалась на части. Так же, как между русскими князьями, между ханами начались смуты и раздоры. После долгих смут овладел властью воевода Мамай. Сердился он на Дмитрия Ивановича за то, что тот не обращал особого внимания на его требования, не хотел ему платить той дани, какую платили прежде московские князья ханам. И задумал он нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Понял он, что иначе владычеству татар придет коней. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русскую землю. Великая пора настала. Решался вопрос: быть ли Москве и Русской земле, или окончательно погибнуть под властью татар? Дмитрий Донской хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы. Дмитрий Иванович разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Как пишет летописец, ему удалось собрать не бывалую для Руси того времени армию. По сути это было всенародное ополчение, 36 городов принимали участие в собирании рати, готовили снаряжение, ковали мечи. Поэтому перед выступлением в поход Дмитрий отправился за благословением к самому почитаемому на Руси монаху Сергию Радонежскому. 5 слайд Сообщение уч-ся о Сергие Радонежском. Когда военные силы были готовы, князь Дмитрий по древнему обычаю поехал за благословением на бой к Сергию Радонежскому, игумену и основателю Свято-Троицкого монастыря, что под Москвой. Что означает слово “игумен”? Каково толкование слова “инок”? (Ответы учащихся) И у толпы притихшей на глазах Встал Дмитрий пред игуменом на колени И получил его благословенье: - Иди! Да не коснется сердца страх! Ты вернешься скоро!... И двух богатырей измерил взором: - Вот иноки – сподвижники тебе. Куликовская битва Местом битвы было выбрано Куликово поле. Русские перешли Дон, уничтожили переправы и начали строиться. Место выбрано удачно, с одной стороны Дон, с другой лес, татарская конница скованна, не может обойти противника и ударить в тыл. Рассказ учителя. Работа с картиной А.П.Бубнов. «Утро на Куликовом поле» 6 слайд (дети работают на с.136) (читают текст) Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.) - Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…7 слайд «Честная смерть лучше позорной жизни» . Прочитать еще раз эпиграф. . – А сам князь как поступает? - Зачем он встал в строй с простыми воинами, ведь он полководец, у него другая задача? (Появляется после ответов детей.) “Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”. 8 слайд Схема построения всего войска Русские построились классически. В лесу был спрятан засадный полк под командованием Владимира Андреевича и Боброка Волынца. На доске картина «Поединок Пересвета с Челубеем» (если нет картины,слайд 9) По легенде начали битву богатыри Пересвет и Челубей Сообщение о поединке Пересвета и Челубея. 8 сентября 1380 года русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища. Впереди разъезжал богатырь, вызывая на поединок русского ратника. Как вы понимаете, что такое поединок? Поединок – не просто борьба двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – ничто иное, как суд бога, а потому и побеждает тот, на чьей стороне бог. И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок Сергия Радонежского Пересвет. И съехались, и ударили друг друга копьями, и свалился замертво оземь непобедимый ордынец, а Пересвет, пронзенный насквозь, удержался на коне, будто живой, вернулся в русские полки. Про мужество Пересвета пишет современный поэт Иван Савельев: Шумит ковыль, кровавясь под конем Твою мне чашу не испить, Победа,- Зашлось пронзенное копьем неистовое сердце Пересвета… И не поднять в последний раз руки. И лишь последним, уходящим взглядом Он провожает Дмитрия полки, Текущие по берегу Непрядвы… И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”. Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы (мультимедийный Цор) Нелегкой ценой досталась Руси победа. Но впервые монголо-татарам был нанесен удар, возросла вера у русских людей в то, что монголо-татарское иго скоро будет сброшено окончательно. Летописец по случаю победы писал: «Была на Руси радость великая, но была и печаль великая» по убитым от Мамая на Дону. слайд 10 Итог урока. 1 вариант Продолжите устно фразу: “Сегодня на уроке я почувствовал…” 2 вариант Слайд 11 1. Почему битву с Мамаем назвали Куликовской? 2.За что князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской? 3.Какой момент стал решающим и позволил русским одержать победу? 4. 4.Почему Куликовскую битву называют Мамаевым побоищем? 5. 5.Какое значение имела победа на Куликовом поле для Руси? Домашнее задание: “В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьем или рогатиной, боевым топором или шестопером, луками и кольчугами, шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого”.

»  in society:   

Поиск

Loading
Дневник обучения (второй поток). Педагоги Хабаровского края.

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн