Субъектность учителя как главный ресурс качества образования.
Обновление всех сторон жизни общества, необходимость выхода на передовые рубежи научно-технического процесса, обеспечения высокой эффективности производства, наиболее полного развития творческого потенциала общества – все это ставит перед общеобразовательной и профессиональной школой совершенно новые учебные и воспитательные задачи. Гуманизация общества поставила вопрос об авторитете учителя. Жизненный опыт, педагогические наблюдения показали, что нет другой такой области человеческой деятельности, кроме педагогической, где бы на результатах работы так сильно сказывались личные качества самого работника: его мировоззрение, убеждения, принципиальность, честность, доброта... В связи с этим предъявляются серьёзные требования к личности учителя, т.к. личность учителя, его педагогическое мастерство определяют успех обучения и воспитания.
Педагогическая деятельность является неалгоритмизированной. Педагогический опыт показывает, что по одним и тем же методикам разные педагоги работают по-разному. Учитель имеет право на реализацию своего индивидуального почерка в работе, при этом главным аргументом в пользу его индивидуальной манеры будет умственное и личностное развитие его учеников. Индивидуальный стиль – характерное для данного учителя устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, а также более частные особенности, такие, например, как ритм работы, определяемый психофизиологическими особенностями и прошлым опытом. Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Работая в своем стиле, учитель меньше напрягается и устает.
Учитель, создавая свой неповторимый, уникальный стиль, выступает как автор урока, курса, воспитательной системы и т.д. Однако, нельзя забывать, что чтобы ни делал педагог, его деятельность всегда должна быть направлена во благо ученика. Педагог В.Дильтей стоит на позициях того, что «человека нельзя познать и объяснить, его можно только понять и описать», и понять можно только самому. Таким образом, мы решили разработать данную проблему с позиции понимающего подхода.
А этот путь (путь к ребенку через понимание) требует субъектно-авторской позиции учителя.
С философской точки зрения, субъект (от лат.subjektus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jacio - бросаю, кладу основание) – это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект (6, 661).
Автор- создатель... произведения, проекта, романа (4, 19).
Автор [польск. autor < лат. auctor писатель, художник; изобретатель]. Создатель какого-н. произведения, статьи, проекта...Авторство — принадлежность произведения автору. Авторский — относящийся к автору, авторам (5, 16).
Позиция (перен.) - Точка зрения, мнение в каком–н. вопросе (4, 444).
Позиция - точка зрения, отношение к какому-либо делу, вопросу (5, 474)
Учитель никогда не творит наедине сам с собой, а всегда в соавторстве с учениками. В чем же проявляется субъектность учителя? Как она воплощается в педагогической реальности?
Во-первых, в отношении к ребенку, степени целостности восприятия и принятия воспитанника. Дети, как правило, обладают ожидаемыми от них свойствами воспитуемости, исполнительности, отзывчивости чаще всего в той степени, в какой их наличие предполагает сам учитель. (3, 54) А.С.Макаренко, поручая бывшему вору привести крупную сумму денег для колонии, воспринимал его как честного человека. Именно это качество и продемонстрировал позднее воспитанник, которому оказали доверие.
Второе проявление субъектности педагога — это отношение к тому виду опыта, который он хотел бы передать ученику. Заинтересованность учебным предметом ученика напрямую зависит от заинтересованности в нем самого учителя. Как утверждает Д.Карнеги, искренняя заинтересованность передается партнеру. То же относится и к области духовно-нравственного воспитания: только искренне, и только лично, на своем примере. Педагог демонстрирует ребенку таким образом способ реализации некоторого жизненного смысла. (3, 54)
Генезис образования может быть представлен как последовательное расширение видов опыта, которые предстоит освоить формирующемуся человеку (2,9). С развитием общества возникла необходимость глубинного понимания механизма самовоспитания человека, которым педагог мог бы владеть в совершенстве. Сегодня педагогика все чаще ведет речь о более целостных структурах опыта, овладевая которыми человек получает не только способность ориентироваться в мире, но и реальные стратегии поведения в нем. К таковым видам опыта относят социальный, творческий, эмоционально-ценностный, компетентностный, личностный, коммуникативный и др. Эти виды опыта неотрывны от субъекта — их носителя. Можно предположить, что личность педагога наиболее востребована тогда, когда речь идет об актуализации именно таких, личностно ориентированных структур образованности.
По сути, личность, индивидуальность педагога и являются главными инструментами воспитательного влияния. Именно через них опыт и приобретает функцию наглядного личного примера, столь важного для воспитанника. Любые попытки создать воспитательные штампы не могли быть успешными в силу того, образовательный процесс каждый раз проектируется заново, а не повторяет однажды "сработавшую" методику. Для педагога это неприемлемо в психологическом и нравственном плане. С позиций антропологического подхода это противоречит природной индивидуальности учителя.
Интерес к субъективному миру педагога особенно усилился в связи со становлением личностно ориентированной парадигмы образования. С помощью методических пособий и детальных инструкций можно обеспечить лишь знаниевый результат, т.е. транслировать безличный опыт. (3, 56) Но подобным образом невозможно передать личностные смыслы. Этот вид опыта у каждого человека свой, индивидуальный и в принципе не может быть отчужден от субъекта (педагога). Другой же субъект (ученик) может обрести его, только в ситуации сотрудничества, сотворчества, ценностно-смыслового диалога с учителем. Подобное взаимодействие послужит созданию у ученика нового, своего личного опыта. Миссия воспитателя, таким образом, в том, чтобы актуализировать некую жизненную ситуацию, предложить нравственный личный пример поведения. При этом педагог не навязывает ребенку свою позицию, а приглашает ученика в мир своей субъектности.
Способы педагогического взаимодействия напрямую зависят от субъективного мира педагога. Педагог – прежде всего человек. У него сформировался свой определенный опыт, основанный на личных переживаниях, условиях жизни, выработанных убеждениях. Пытаясь переориентировать его деятельность в соответствии с развитием общества, подводя его к осознанной позиции автора принципиально нового педагогического проекта, программы и т.п., неплохо бы подумать о том, как создать соответствующую установку у учителя. Устанавливая "нормативы", мы предлагаем педагогу задачу на результат, уходя от задачи на смысл, в то время как они взаимосвязаны.
В.В.Сериков вводит понятие "субъективная педагогическая реальность", которое описывает личностные основания деятельности воспитателя по конструированию образовательных систем. К этим основаниям можно отнести его педагогические ценности, опыт, профессиональные знания, установки. Именно наличие такой саморазвивающейся "реальности" требует рассматривать педагога как субъекта, а не как исполнителя готовых инструкций. Иными словами, субъективная педагогическая реальность — это внутренний, духовный мир учителя. Необходимо, однако, поставить некоторые акценты: мы говорим о реальности, обладающей потенциалом создания педагогического процесса и включающая цели, специфические идеи, субъективное авторское видение педагогических задач и средств их решения, логики развертывания этих средств, педагогическую рефлексию, процесс самодвижения. (3, 58)
Таким образом, субъективная педагогическая реальность — это:
1) представление учителем образовательных задач и средств их решения;
2) субъектно-авторский проект образовательной парадигмы конкретного учителя;
3) система профессиональной и личностной рефлексии педагога.
Субъектность учителя ведет к «невоспроизводимости» педагогической деятельности. Любые попытки поместить ее в заданные рамки, запрограммировать с помощью алгоритмов ведут к потере главной педагогической сути, которая как раз и состоит в субъектно-авторской позиции учителя. Специфика педагогической деятельности, ее уникальная цель состоит в творении субъективного мира другого человека, в создании другой субъективной реальности. «Ментальность может порождаться только другой ментальностью» (М.Боуэн). «Педагог для ученика — не просто одно из условий его развития наряду с другими. Именно он и является самим основанием возникновения субъектности ученика» (В.В.Сериков).
Педагогическая деятельность не должна заключаться в строгом следовании инструкциям, методикам и нормативам. При наличии достаточного мастерства у учителя его "вмешательство" в программу может выступать как раз важнейшим ресурсом эффективности образовательного процесса.
Библиография:
1. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Макаренко А.С. Избр. лед. соч.: Г. 2. М., 1977.
2. Данильчук В.И., Сериков В.В. К прогнозу развития образовательных систем // Известия Волгоградского гос. педуниверситета, сер. "Педагогические науки". 2004. №1.
3. Сериков В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика № 10, 2005.
4. Толковый словарь русского языка // С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова: М., 1988.
5. Современный словарь иностранных слов // Н..М.Ланда, Д.В.Смыслов: М., 1993.
6. Философский энциклопедический словарь // Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев: М., 1983.
|