- уметь заменять СПП с придаточными определительными синтаксическими синонимами.
Учитель информатики.
Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть:
- уметь создавать иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы CorelDRAW, а именно:
- выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, копирование и зеркальное отражение и др);
- создавать надписи;
- создавать рисунки из простых объектов
- сохранять изображения в локальной сети
III. Актуализация опорных знаний
Учитель русского языка.
1. На какие виды делятся сложноподчиненные предложения по смысловым отношениям между главной и придаточной частью и по структуре?
Сложноподчиненные предложения с придаточными
определительными
изъяснительными
обстоятельственными
2. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными и изъяснительными.
Определительные придаточные предложения
Изъяснительные придаточные предложения
определяют существительное или местоимение в главной части предложения
изъясняют, дополняют, поясняют слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения (сказуемое)
отвечают на вопросы: какой? который? чей?
отвечают на падежные вопросы
присоединяются союзами: что, чтобы, как будто
присоединяются союзными словами: какой, который, чей, где, кто, что
присоединяются союзными словами:
кто, что, чей,
отчего, почему, зачем,
как, где, когда
Катер который приближался к берегу был замечен пограничниками.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Местоименно-определительное придаточное:
Каждый, кто честен, встань с нами против несправедливости
IV. Определение вида придаточных предложений.
1. Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
2. Тест№ 1. Дополните предложение, определив лексическое значение указанных слов.
Я знаю, что … – разрешение государственных органов на право деятельности или осуществление торговли.
1) контракт
2) договор
3) лицензия
№2. С какого слова можно начать предложение?
… – учреждение, где производятся финансовые или коммерческие операции с ценными бумагами, с валютой и товарами.
1) фирма
2) маркетинг
3) биржа
№ 3. Дополните предложение, определив лексическое значение заимствованных слов
Известно, что … – система организации хозяйственной деятельности, основанная на изучении рыночного спроса и сбыта товаров и оказания услуг.
1) фирма
2) маркетинг
3) дилер
№ 4. Дополните предложение, определив лексическое значение заимствованных слов.
Он начинающий… новой торговой фирмы, которая предлагает электронную технику.
1) дилер
2) коммивояжёр
3) посредник биржи
№ 5. Укажите из составленных вами предложений номера сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.
1) 1, 3
2) 1, 2
3) 2, 3
4) 2, 4
2. Проверка правильности выполнения задания Ключи.
№ задания
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
ответ
3
3
2
2
4
V. Синтаксическая стилистика (6 мин.).
1. Самостоятельное задание с самопроверкой (3мин.)
Укажите сложноподчиненные предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом.
1) Я живу жизнью, которая насыщена интересными встречами и делами
2) Накануне Всемирного форума по экологии группа ученых, в которую входили лауреаты Нобелевской премии, приняла манифест.
3) Грибоедов в комедии “Горе от ума” поднял ту же проблему, которую потом стали разрабатывать писатели-классики.
4) Горький запах полыни, который был смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе.
5) Учащийся, который хотел бы успешно сдать экзамены, должен обладать системой прочных знаний.
2. Самопроверка. Правильный ответ: 2, 3, 5.
3. Постройте схемы выбранных вами предложений.
Физкультминутка Зарядка для глаз.
VI. Практическая работа. Построение синтаксических моделей сложноподчиненных предложений с придаточным определительным и с придаточным изъяснительным .
Учитель информатики. Мотивация учащихся
Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это — исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др. Сегодня вы попробуете себя в роли начинающего дизайнера. (Демонстрация работ, выполненных в программе Corel DRAW)
Актуализация знаний.
Какие основные инструментальные возможности графического редактора будем использовать?
Какие основные команды графического редактора будем использовать?
1. Сообщение задания практической работы.
Задание 1:
создать синтаксические модели сложноподчиненных предложений:
схему сложноподчиненного предложения с придаточным определительным (1 вариант);
схему сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным (2 вариант);
сохранить работу в Общей папке в локальной школьной сети.
Задание 2*:
выполнить обмен рисунков (схем предложений) через импорт объекта между вариантами.
добавить иллюстрацию (импорт рисунка) в формате CDR к рисунку на экране.
Модель сложноподчиненного предложения с придаточным определительным
Модель сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным
2. Ознакомление с последовательностью выполнения работы. (Показ презентации).
3. Самостоятельная работа учащихся
Текущий инструктаж (по ходу работы).
Целевые обходы:
Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.
Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
Рациональное использование учебного времени учащимися.
Учитель русского языка.
VII. Смысловая и композиционная целостность текста.
Прочитайте текст и выполните задания 1-10.
А. Только при сопоставлении правды и поэтического вымысла поэта мы узнаем, как философствовал он над своей жизнью.
Б. Мы получаем возможность проникать в духовную жизнь А.С. Пушкина, вскрывая психологические ходы в его творчестве, умея отделить в нем “правду” от “вымысла”, вычисляя углы, под которыми жизнь преломляется в его поэзии.
В. Постигая авторские зашифровки, мы обретаем неизъяснимую радость.
Г. Потому-то биография Пушкина всегда привлекала внимание исследователей, что они видели в ней вернейший и единственный ключ к пониманию его творчества.
Д. …
1.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) Б, Г, А, В
2) В, Г, Б, А
3) Б, А, В, Г
4) В, Б, А, Г
2. Какое предложение должно стоять пятым на месте пропуска?
1) Философская лирика занимает особое место в творчестве А.С.Пушкина.
2) Для нас открывается новая истина, такая простая и вместе с тем такая сложная.
3) Эта радость – возможность слышать его суд над собой и миром.
4) На все благородное Пушкин дал благородный отзвук.
3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?
1) узнаем
2) получаем возможность
3) умея отделять
4) жизнь преломляется
4. Определите основную мысль текста.
1) Поэт не вторгается во внешние явления, не связанные с творчеством, его удел – культура.
2) Могут устареть язык и приемы, но сущность поэзии как вида искусства неизменна.
3) Жизненный и творческий путь поэта – ключ к пониманию его произведений.
4) Постигая тайны мастерства А.С. Пушкина, мы обретаем радость.
5. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным предложением, начертите в тетради его схему.