Официальный сайт sosamba138 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок русского языка и информатики

Размещено: Любовь Владимировна Лазарева - пн, 02/11/2009 - 19:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лазарева Любовь Владимировна, учитель информатики
Место работы, должность: 
МБОУ "Гимназия №11" г.Норильска
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
По русскому языку • совершенствовать знания учащихся о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с придаточным определительным и изъяснительным; развивать умения определять вид и создавать схемы сложноподчиненных предложений; углубить знания по синтаксической стилистике; • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; • воспитывать стремление к рефлексии и к самоконтролю. По информатике • сформировать практические умения и навыки работы с редактором векторной графики CorelDRAW: o использовать основные операции изменения над объектами (удаление, перемещение, копирование и зеркальное отражение и др.); o изменять форму (редактирование) кривой; o создавать фигурный текст; o группировать отдельные объекты в единый объект; o сохранять изображения в собственном формате CorelDRAW; o добавлять рисунок (импорт) к иллюстрации на экране. • развивать творческие и познавательные способности учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями • формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития • воспитывать устойчивый интерес к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература по информатике:

  1. Угринович Н. Д. Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005;
  2. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/ Л.А.Залогова.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

Литература по русскому языку:

  1. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений./Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 7-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 269 с.
  2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку. / Н. М. Шанский и др. – М.: Дрофа, 2000. – 80 с.
Используемая методическая литература: 
  1. Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
  2. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. Учебное пособие / Д. Э. Розенталь. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1994. – 223 с.
  3. Русский язык. ЕГЭ. Репетитор. Эффективная методика. /Авторы Е.А. Влодавская, О.И. Сабынина, Е.В.Колесникова, Т.Н.Мамона, Л.И. Пучкова. – Москва: “Экзамен”, 2005 г. – 320 с.
  4. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ -2006. Русский язык. – М.: Федеральное государственное учреждение “Федеральный центр тестирования”, 2005. – 140 с.
  5. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя. /Автор Е.А. Влодавская – Москва: “Экзамен”, 2006 г. – 127 с.
  6. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. /Автор М.Ю.Никулина, В.П.Сычева. - Москва: “Экзамен”, 2006 г. – 31 с.
Используемое оборудование: 

Компьютеры, операционная система Windows 2003, графический редактор CorelDRAW, файлы с печатным материалом

Используемые ЦОР: 

наглядная презентация учебного материала

Краткое описание: 
Интегрированный урок по русскому языку и информатике, который совершенствует знания учащихся о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с придаточным определительным и изъяснительным; развивает умения определять вид и создавать схемы сложноподчиненных предложений; углубляет знания по синтаксической стилистике; развивает интеллектуальные умения;воспитывает стремление к рефлексии и к самоконтролю.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Ход урока

I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (1 мин.).

II. Постановка темы и целей урока. Мотивация учащихся.

                                                  Учитель русского языка.

          Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть:

-        знать особенности структуры СПП с придаточным определительным и

-        с придаточным изъяснительным,

-        уметь строить схемы сложноподчиненных предложений;

-        уметь заменять СПП с придаточными определительными синтаксическими синонимами.

                                               Учитель информатики.

                   Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть:

-        уметь создавать иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы CorelDRAW, а именно:

-        выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, копирование и зеркальное отражение и др);

-        создавать надписи;

-        создавать рисунки из простых объектов

-        сохранять изображения в локальной сети

                         III. Актуализация опорных знаний

                                              Учитель русского языка.

1. На какие виды делятся сложноподчиненные предложения по смысловым отношениям между главной и придаточной частью и по структуре?

Сложноподчиненные предложения с придаточными

определительными

изъяснительными

обстоятельственными

2. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

Определительные придаточные предложения

Изъяснительные придаточные предложения

определяют существительное или местоимение в главной части предложения

изъясняют, дополняют, поясняют слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения (сказуемое)

отвечают на вопросы: какой? который? чей?

отвечают на падежные вопросы

 

присоединяются союзами: что, чтобы, как будто

присоединяются союзными словами: какой, который, чей, где, кто, что

присоединяются союзными словами:

кто, что, чей,

отчего, почему, зачем,

как, где, когда

Катер  который приближался к берегу  был замечен пограничниками.

 

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Местоименно-определительное придаточное:

Каждый, кто честен, встань с нами против несправедливости

IV. Определение вида придаточных предложений.

1. Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

2. Тест№ 1. Дополните предложение, определив лексическое значение указанных слов.

Я знаю, что … – разрешение государственных органов на право деятельности или осуществление торговли.

1) контракт

2) договор

3) лицензия

№2. С какого слова можно начать предложение?

… – учреждение, где производятся финансовые или коммерческие операции с ценными бумагами, с валютой и товарами.

1) фирма

2) маркетинг

3) биржа

№ 3. Дополните предложение, определив лексическое значение заимствованных слов

Известно, что … – система организации хозяйственной деятельности, основанная на изучении рыночного спроса и сбыта товаров и оказания услуг.

1) фирма

2) маркетинг

3) дилер

№ 4. Дополните предложение, определив лексическое значение заимствованных слов.

Он начинающий… новой торговой фирмы, которая предлагает электронную технику.

1) дилер

2) коммивояжёр

3) посредник биржи

№ 5. Укажите из составленных вами предложений номера сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.

1) 1, 3

2) 1, 2

3) 2, 3

4) 2, 4

2. Проверка правильности выполнения задания Ключи.

№ задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

ответ

3

3

2

2

4

V. Синтаксическая стилистика (6 мин.).

1. Самостоятельное задание с самопроверкой (3мин.)

Укажите сложноподчиненные предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом.

1) Я живу жизнью, которая насыщена интересными встречами и делами

2) Накануне Всемирного форума по экологии группа ученых, в которую входили лауреаты Нобелевской премии, приняла манифест.

3) Грибоедов в комедии “Горе от ума” поднял ту же проблему, которую потом стали разрабатывать писатели-классики.

4) Горький запах полыни, который был смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе.

5) Учащийся, который хотел бы успешно сдать экзамены, должен обладать системой прочных знаний.

2. Самопроверка. Правильный ответ: 2, 3, 5.

3. Постройте схемы выбранных вами предложений.

Физкультминутка Зарядка для глаз.

VI. Практическая работа. Построение синтаксических моделей сложноподчиненных предложений с придаточным определительным и с придаточным изъяснительным .

Учитель информатики. Мотивация учащихся

Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это — исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др. Сегодня вы попробуете себя в роли начинающего дизайнера. (Демонстрация работ, выполненных в программе Corel DRAW)

Актуализация знаний.

Какие основные инструментальные возможности графического редактора будем использовать?

Какие основные команды графического редактора будем использовать?

1. Сообщение задания практической работы.

Задание 1:

создать синтаксические модели сложноподчиненных предложений:

схему сложноподчиненного предложения с придаточным определительным (1 вариант);

схему сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным (2 вариант);

сохранить работу в Общей папке в локальной школьной сети.

Задание 2*:

выполнить обмен рисунков (схем предложений) через импорт объекта между вариантами.

добавить иллюстрацию (импорт рисунка) в формате CDR к рисунку на экране.

Модель сложноподчиненного предложения с придаточным определительным

Модель сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным

2. Ознакомление с последовательностью выполнения работы. (Показ презентации).

3. Самостоятельная работа учащихся

Текущий инструктаж (по ходу работы).

Целевые обходы:

Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

Рациональное использование учебного времени учащимися.

Учитель русского языка.

VII. Смысловая и композиционная целостность текста.

Прочитайте текст и выполните задания 1-10.

 

А. Только при сопоставлении правды и поэтического вымысла поэта мы узнаем, как философствовал он над своей жизнью.

Б. Мы получаем возможность проникать в духовную жизнь А.С. Пушкина, вскрывая психологические ходы в его творчестве, умея отделить в нем “правду” от “вымысла”, вычисляя углы, под которыми жизнь преломляется в его поэзии.

В. Постигая авторские зашифровки, мы обретаем неизъяснимую радость.

Г. Потому-то биография Пушкина всегда привлекала внимание исследователей, что они видели в ней вернейший и единственный ключ к пониманию его творчества.

Д. …

1.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) Б, Г, А, В

2) В, Г, Б, А

3) Б, А, В, Г

4) В, Б, А, Г

2. Какое предложение должно стоять пятым на месте пропуска?

1) Философская лирика занимает особое место в творчестве А.С.Пушкина.

2) Для нас открывается новая истина, такая простая и вместе с тем такая сложная.

3) Эта радость – возможность слышать его суд над собой и миром.

4) На все благородное Пушкин дал благородный отзвук.

3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

1) узнаем

2) получаем возможность

3) умея отделять

4) жизнь преломляется

4. Определите основную мысль текста.

1) Поэт не вторгается во внешние явления, не связанные с творчеством, его удел – культура.

2) Могут устареть язык и приемы, но сущность поэзии как вида искусства неизменна.

3) Жизненный и творческий путь поэта – ключ к пониманию его произведений.

4) Постигая тайны мастерства А.С. Пушкина, мы обретаем радость.

5. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным предложением, начертите в тетради его схему.

1) А

2) В

3) Б

4) Г

Ключи.

№ задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

ответ

1

3

4

3

3

VII . Итог урока


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Красноярская краевая интернет-конференция «Информатизация школы: польза или вред?»

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн