Место работы:
МОУ «СОШ №11» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области
Пояснительная записка
Концепция курса
Не секрет, что до сих пор школа мало занималась проблемами социализации личности, её социально-речевой подготовке к жизни вне школьных стен. Учащиеся почти ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о его морально-психологическом климате, об этике служебных отношений остро необходимых начинающему работнику, поскольку, плохо зная особенности этикета, он постоянно будет ставить себя и других в трудное положение, вызывать конфликты в трудовом коллективе.
Деловое общение часто трактуется как общение деловых людей – бизнесменов, предпринимателей, банкиров, коммерсантов. Деловое общение – это общение в производственной и служебной сфере.
Основные направления курса
В данной программе отбор и подача материала осуществляется на основе системно-функционального подхода, что призвано обеспечить развитие учащихся, осмыслить свое «я» в этом мире.
В качестве методических принципов обучения выступают коммуникативная направленность в обучении, осуществление межпредметных связей, овладение многими видами речевой деятельности.
Особое внимание уделяется деятельности учащихся, направленной на выработку в себе качеств, способствующих успешной социализации.
Цель – активизировать работу учащихся, уметь самостоятельно добывать знания, стать коммуникабельной личностью.
Назначение данного курса – познакомить учащихся с нормами и правилами делового общения, нормами и правилами составления и оформления деловых документов.
Задачи:
- формировать у учащихся самостоятельность в учебном труде, приобщение их к работе со справочной литературой;
- прививать навыки языкового анализа произведения;
- знакомство с языковыми особенностями официально-делового стиля речи;
- практические задания и упражнения призваны научить вести деловой разговор, деловую беседу, оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги.
Методические рекомендации
Курс состоит из трех разделов.
Часть I –«Культура делового общения».
Часть II –«Деловой стиль речи».
Часть III –«Деловые бумаги».
Первая часть знакомит с понятиями «Этикет», «Этика», «Служебный этикет», «Служебная этика», с нормами поведения в трудовом коллективе. Учащиеся получают рекомендации по поведению в конфликтных ситуациях, усвоят навыки устного и письменного этикета.
Назначение II части – познакомить учащихся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
В третьей части учащиеся познакомятся с образцами составления таких документов, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.
Материал курса включает правила-инструкции по употреблению средств языка в деловых документах, а также систему упражнений, основанную на типичных ошибках в согласовании и словоупотреблении.
Курс направлен на образовательное развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера делового общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости.
Организация деятельности учащихся:
- В зависимости от уровня представления понятия учащихся проводится мастерская по углублению теоретических сведений.
- В процессе работы с текстом – мастерская по лингвистическому, стилистическому анализу.
Кроме знаний, умений и навыков, определенных федеральным стандартом образования, спецкурс содержит следующее:
- умение владеть различными видами речевой деятельности;
- создание различных ситуаций, их разрешение;
- общие сведения об официально – деловом стиле;
Элективный курс «Деловой этикет» направлен на выработку у учащихся следующих основных умений :
- умение видеть эстетическую функцию языковых средств;
- умение оформлять деловые бумаги (заявления, автобиография, аннотации);
- умение выполнять работы по анализу текста;
- умение выполнять письменные творческие работы;
- умение саморедактирования написанного.
Тематическое планирование
№ п/п
|
Прохождение программного материала
|
Количество часов
|
I . Культура делового общения, 3 ч
|
1
|
Этика и этикет. Искусство вежливости. Культура и бескультурье. Служебная этика и служебный этикет. К истории делового этикета.
Тест «Умеете ли вы общаться?».
|
1 ч
|
2
|
Если на работе возникает конфликт. Этика деловой речи.
Традиции в составлении официальных писем. Деловые качества. Выбор профессии.
Тест «Ваш стиль общения».
Проверь себя. Типы темпераментов.
Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Ключи к успеху в жизни и на работе.
|
1 ч
|
3
|
Человек – хозяин своей судьбы. О счастье и несчастьях. Заповеди делового человека. Ваша информационная культура.
Тест «Моя информационная культура». Человек и дело. Возраст успеха, немного о рекламе.
|
1 ч
|
II . Деловой стиль речи, 2 ч
|
4
|
Языковые средства официально – делового стиля речи. Лексические средства делового стиля. Фразеология деловой речи.
Тест «Рационально ли вы используете свое свободное время?»
|
1 ч
|
5
|
Морфологические средства языка. Синтаксические ошибки делового стиля.
|
1 ч
|
III. Деловые бумаги , 5 ч
|
6
|
Автобиография.
|
1 ч
|
7
|
Заявление. Личный листок по учету кадров.
|
1 ч
|
8
|
Доверенность. Резюме.
|
1 ч
|
9
|
Апелляция. Объявление. Адрес на конверте.
|
1 ч
|
10
|
Итоговая письменная работа (или тест).
|
1 ч
|
|
Всего
|
10 ч
|
Л итература
-
Т.С. Кудрявцева, О.Ю.Шарапова. Деловые бумаги, «Ювенс», Москва, 1997.
-
Орфографический словарь русского языка. Под редакцией Р.И. Аванесова 1990.
-
Словарь трудностей русского языка. Составитель Д.Э. Розенталь, 1990.
-
Л.А. Шкатова. У вас деловая встреча. Журнал «Русская речь», 1998, № 4.
-
К.П. Щепина. Обучение деловому письму на уроках русского языка. М., 1980.
-
И.Г. Федотова. Деловые термины и деловые переговоры. М., 1993.
-
Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990.
|