Место работы:
МОУ «СОШ №11» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области
Пояснительная записка
Программа элективного курса призвана обеспечить наиболее полное представление учащихся о направлениях и тенденциях развития современной отечественной литературы.
Хронологические границы изучаемой в рамках элективного курса литературы – 1985-2004 гг. (включая произведения Вен. Ерофеева, А. Битова, А. Соколова, созданные в конце 1960-1970-х гг., но вошедшие в русскую литературу только в конце 1980-х гг.).
Программа данного элективного курса рассчитана на 68 часов (10-11 классы старшей профильной школы).
Цель курса:
- сформировать представление учащихся об основных направлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры;
- развить навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом;
- научить школьника ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом мире современной культуры и литературы, самостоятельно оценивать разнохарактерные литературные явления и уметь эту оценку адекватно обосновывать.
Задачи курса:
- расширение и углубление знаний по истории русской литературы конца ХХ века, осмысление специфики современной русской литературы как о культурном явлении, продолжающем традиции русской литературы и обладающем своими особенностями;
- углубление знаний по теории литературы, овладение литературоведческими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература (интертекст, деконструкция, симулякр, гипертекст, пастиш; модернизм, постмодернизм);
- формирование начальных навыков литературно-критической работы (написание рецензий на изучаемые в рамках курса и самостоятельно прочитанные произведения, эссе на материале произведений современной литературы).
Освоение современной литературы связано и с необходимостью информационного обеспечения учебной работы по литературе. Динамичность развития современной литературы и оперативность литературной критики требуют овладения приемами быстрого поиска информации, в том числе получения ее интернетовских литературных сайтов.
Образовательные результаты программы:
- понимание специфики развития, проблематики и поэтики современной литературы;
- умение выбирать адекватный литературоведческий инструментарий для оценки литературного произведения;
- умение самостоятельно формулировать собственное мнение о явлениях художественной культуры.
Методологическая основа курса:
- Программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова;
- Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля.
В основе программы спецкурса лежит периодизация современной литературы, принятой авторами учебника и методических пособий по литературе Агеносовым В.В., Безносовым Э.Л. и др.
Содержание курса
Литературная ситуация конца 1980-1990-х гг.
Место литературы в художественной культуре. Литература в условиях плюрализма и гласности; «возвращенная» литература и «забытая» литература, ее современное звучание.
Литературные традиции и новаторство в литературе. Основные направления современной литературы и ее условность.
Литература с реалистической доминантой.
Особенности, связь с классической русской литературой, проблематика и эстетика литературных произведений, основные тенденции литературы с реалистической доминантой: «неопочвенничество», «философическая проза», «жестокий реализм».
«Неопочвенничество» как литература, сохранившая наиболее тесную связь с литературой «деревенской прозы» и сумевшая отобразить проблемы современной жизни.
Валентин Распутин. «Нежданно-негаданно».
Социально-нравственная проблематика рассказа, боль автора за уничтожение духовности в человеке, мысль о необходимости человека быть ответственным за окружающую жизнь. Публицистический пафос произведения.
«Жестокий реализм». Основные особенности прозы «жестокого реализма»: любовь-ненависть к своему народу, активное неприятие зла, образ человека-праведника.
Виктор Астафьев. «Людочка».
Жестокость современной жизни. Необходимость борьбы за справедливость. Условность положительного героя.
Проба пера. Эссе. Есть ли место прекрасному в современном мире?
Г. Владимов. «Генерал и его армия».
Традиции русской литературы и ее новаторство в изображении человека на войне. Особенности решения патриотической темы. Психологизм романного повествования.
Владимир Маканин. «Кавказский пленный».
Антигероическое изображение войны в рассказе. Мотив красоты. Диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский).
Творческий практикум. Анализ эпизода художественного произведения.
Александр Солженицын. «На изломах», «Желябугские выселки».
Обновление литературы с реалистической доминантой.
Литература с модернистской доминантой.
Основные особенности модернистской прозы: критицизм и антитоталитарность, субъективизм в восприятии картины бытия, утраты цельности мира. Особенности стиля и поиски нового стиля. Основные течения внутри литературы с модернистской доминантой: антиутопическая проза, условно0метафорическая проза и «другая» проза.
Владимир Маканин. «Лаз».
Осмысление писателем мира. Повесть-антиутопия. Философское звучание произведения и его символизм. Традиционные образы русской литературы и их современная интерпретация.
Татьяна Толстая. «Кысь».
Роман-антиутопия. Предупреждение о деградации жизни на Земле и самого человека.
Проба пера. Рецензия на прочитанное произведение.
Условно-метафорическая проза.
Фазиль Искандер. Кролики и удавы».
Философическая сказка. Стремление осмыслить мир с точки зрения вечности. Фольклорные корни произведения.
Людмила Петрушевская. «Свой круг».
Традиции русской классики и новаторство писательницы. Символизм названия; двухмерность мира героев, «футлярность» их сознания.
Татьяна Толстая. «Сомнамбула в тумане».
Оторванность героя от жизни, «свой свет» в их мироощущении. Традиции русской литературы и их ироническое переосмысление автором.
Творческий практикум. Стилистический анализ произведения.
С. Каледин. «Стройбат».
Модернистские черты в повести «Стройбат».
В. Пьецух. «Новая московская философия».
Сочетание реализма и неореализма в прозе В. Пьецуха.
Литература с постмодернистской доминантой.
Основные особенности: размытость границ, «смерть автора», кризис новизны и игра культурными, идеологическими и стилевыми пластами; смешение жанров.
Вен. Ерофеев. «Москва – Петушки».
Образец предельного выпадения из времени. Трагический характер поэмы. Особенность героя, прожигание жизни, преодоление замкнутости в людских отношениях. Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме.
Саша Соколов. «Школа для дураков».
Структура повествующего «я» в романе.
Расщепленность сознания героя, двойственность отраженной в его сознании реальности. Пространственно – временная организация романа. Лирическая стихия повествования.
Проба пера. Сочинение-рассуждение о времени и о себе.
Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление».
Биография как литературный факт. Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С. Довлатова. Экзистенциальные аспекты проблематики рассказов.
Людмила Улицкая. «Перловый суп».
Объективное и субъективное («персональное») время в рассказе. Предметный фон повествования и его значимость в раскрытии психологического облика персонажей. Двойственность повествовательной перспективы рассказа, особенности художественного языка
Андрей Битов. «Пушкинский дом».
Роман-музей. «Пушкинский дом» как автометарефлексивный текст. Обнажение цитатной природы культуры: биография героя как вариации на тему классических сюжетов. Проблема внутренней свободы героя. «Подлинность» и «симулятивность» реальности в «Пушкинском доме».
Творческий практикум. Стилистический анализ текста.
Новые тенденции в современной поэзии
Андрей Вознесенский.
Сборник стихотворений «Казино». Стилистическое своеобразие лирики поэта последних лет. Традиции русского футуризма, «срывание всех и всяческих масок» («Желтый дом», «Казино «Россия»). Видеомы А. Вознесенского.
Лирика Юрия Кузнецова.
«Неоромантизм лирического героя – исключительность человека-одиночки; бескомпромиссность жизненной позиции, жестокость оппозиции. Возвращение к глубинам национального мифа. Метаморфоза как центральный закон поэтического мира Ю. Кузнецова.
Тимур Кибиров.
Поэтика полимпсеста в поэзии Т. Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония.
Лев Лосев.
Структура лирического «я» в стихотворениях Л. Лосева. Поэтика стилизации и стилевая индивидуальность. Поэтическая традиция 19 века и ее преломление в творчестве Л. Лосева.
Творческий практикум. Анализ лирического стихотворения: восприятие, анализ, оценка.
Современная литература родного края
А. Неркаги. «Аника из рода Ного».
Проблемы экологии и судьбы северных народов.
Итоговая конференция
«Перспективы развития русской литературы в ХХI веке».
Проба пера. Итоговая творческая работа за курс «Современная русская литература».
Формы организации занятий и контроля над знаниями учащихся
Основные формы организации учебных занятий – семинары и практикумы. Перед изучением каждого произведения учащимся предлагается система вопросов, направленных на корректировку рецепции и развитие литературоведческой наблюдательности.
По итогам изучения темы даются вопросы для повторения и задания для самостоятельной работы. Вопросы и задания дифференцированы по уровням сложности. От первых к последним урокам уровень сложности повышается (от вопросов репродуктивного характера к исследовательским заданиям).
Каждая тема заканчивается выполнением задания, связанного с развитием творческих способностей учащихся. Задания «Творческого практикума» и «Пробы пера» являются формами контроля над достижениями школьников. Формами контроля являются также и самостоятельно подготовленные учащимися доклады, сообщения.
Список используемой литературы
- Агеносов В.В., Безносов Э.Л. и др. «Русская литература ХХ века». 11 класс. Методическое пособие. «Дрофа», 2002 г.
- Калюжная Л. «Русская проза второй половины ХХ века». «Большой стиль эпохи», М., «Дрофа», 2002 г.
- Кучина Т.Г. «Современный отечественный процесс». Ярославский ГПУ им. К.Д.Ушинского. 2005 г.
- Тексты художественных произведений.
- Холодяков И.В. «Другая» проза. Поиски, обретения, потери». «Литература в школе» №8, 2002 г.
- Чалмаев В.А. «Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров». «Литература в школе», №4, 2002 г.
|