Я – учитель. У меня есть опыт прохождения курсов повышения квалификации посредством ДО, так же для получения второго высшего образования я поступила на заочный факультет ВУЗа, где применяются дистанционные формы обучения. Разговаривая с коллегами по работе, учащимися, студентами, друзьями, я пришла к выводу, что сегодня почти каждый слышал про ДО, но далеко не каждый имеет четкие представления о ДО, его структуре и организации, его плюсах и минусах.
Дистанционное обучение - процесс получения знаний, умений и навыков с помощью интерактивной специализированной образовательной среды, основанный на использовании модульных программ обучения и новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения и администрирования учебного процесса.
Дистанционное обучение - это технология индивидуальной подготовки учащихся в результате их погружения в интерактивную технотронную обучающую среду, обеспечивающую полный контроль учащегося, индивидуальное планирование учебного процесса и тестирования на расстоянии из единого центра дистанционного обучения. Дистанционная технология обучения реально позволяет получать образование представителям всех социальных слоев населения. Основой в системе образования является обеспечение доступности программ образования для удаленных пользователей.
Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера (ПК) и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров Дистанционного Обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество ДО перед традиционными формами обучения. ДО - очень гибкая система, она позволяет всем участникам учебного процесса (студентам, преподавателям и администраторам учебного заведения) выбирать удобное время занятий. Это второй важнейший аргумент в пользу ДО.
Чему можно обучать и обучаться с помощью ДО? Дистанционная форма обучения пригодна для обучения во всех областях.
При этом ДО легко снимает проблему нехватки высококвалифицированных преподавателей (поскольку удачно созданный дистанционный учебный курс может легко тиражироваться) и дает возможность любому студенту обучаться у самых лучших педагогов.
Некоторое несовершенство технологий удаленного присутствия на сегодняшний день - это всего лишь временные трудности роста перспективной и очень быстро развивающейся формы образования.
Эффективность ДО достигается путём наиболее полного и точного согласования требований образовательного стандарта и возможностей студента. При грамотно организованном учебном процессе учитываются все временные и территориальные ограничения, с которыми сталкиваются преподаватель и студент. Обычно обучение проводится с использованием нескольких средств общения одновременно, что позволяет студенту не только хорошо осваивать учебный материал, но и знакомиться в процессе обучения с новейшими достижениями и разработками в соответствующих областях знаний. Кроме того, и это один из самых сильных аргументов в пользу ДО, студенты обеспечены возможностью своевременно связаться с преподавателем в процессе обучения, задать вопрос, получить консультацию по непонятому разделу (посредством общения в форуме, путем написания личного сообщения и др.). А преподавателю ДО позволяет легко реализовать постоянный контроль за учебной деятельностью студента, что просто вынуждает того работать равномерно, без скачков и авралов, а значит эффективно. За каждый пройденный раздел курса студент отчитывается перед преподавателем и только после этого может продвигаться дальше. В автоматизированной системе ДО контроль приобретаемых знаний может быть очень детальным и практически постоянным. И - это также очень важно - независимым от преподавателя. В системе ДО невозможно поставить оценку "С пристрастием".
Кроме того, ДО позволяет осуществлять постоянный контакт студента не только с преподавателем, но и с другими студентами, а значит, могут быть реализованы групповые работы (например, курсовые), что дает студентам так необходимый сейчас всем навык командной работы. ДО, если овладеть его технологиями, может быть очень эффективным видом образования, а в некоторых областях возможно даже более эффективным, чем традиционное. ДО прекрасно встраивается в традиционную систему образования его составной частью, т.е. обучение может быть как полностью дистанционным, так и частично. Например, лекции и контрольные работы проходят в дистанционной форме, а лабораторные работы - в очной. Или занятия у одной части преподавателей очные, а у других - дистанционные. Постоянное взаимодействие между участниками ДО способствует осуществлению коммуникативных связей.
Дистанционная технология обучения удобна:
- Для специалистов, уже имеющих высшее образование и желающих приобрести знания: повысить свою квалификацию, пройти профессиональную переподготовку или получить второе высшее профессиональное образование;
- Для потребителей образовательных услуг довузовской, вузовской и послевузовской подготовки. ДО в состоянии обеспечить реальную возможность получения качественного образования группам потенциальных потребителей, которые не имеют возможности получить традиционные образовательные услуги в силу ограниченной пропускной способности существующей образовательной системы, удаленности вузовских центров, невозможности совмещения учебы с работой и других условий:
o жителям сельской местности и регионов, удаленных от вузовских центров;
- представителям профессий, связанных с мобильностью места работы;
- лицам, имеющим потребность к развитию самозанятости и прибыльных видов деятельности;
- лицам, проходящим действительную срочную (контрактную) службу в рядах национальных вооруженных сил СНГ,
- лицам, имеющим медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалиды, раненые, находящиеся на излечении в госпиталях, лица, нуждающиеся в обучении исключительно на дому и т.п.);
Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только высшему, но к самым различным его формам, необходимым на протяжении всей жизни человека.
Дистанционное обучение обеспечивает необходимые ресурсы для одновременного получения слушателями параллельного обучения.
Если провести параллель между плюсами и минусами ДО, то к выше названным плюсам можно добавить следующие преимущества ДО:
Эффективность - улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени и других ресурсов на его достижение.
Гибкость - возможность обучаться, выбирая время, место и темп обучения.
Модульность - возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, отвечающему личным потребностям.
Параллельность - возможность обучения без отрыва от работы.
Новые информационные технологии - использование в образовательном процессе новейших информационных и телекоммуникационных технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах, позволяющих осуществлять контролируемую самостоятельную работу обучаемого.
Новая роль преподавателя – тьютора-консультанта.
Новая роль обучаемого - повышение ответственности за освоение образовательных программ и самоорганизация учебного процесса.
По мнению Ирины Крутий, директора НИИ психологии обучения и социологии образования СГА, «Результаты проводимого СГА (Современная гуманитарная академия) социологического мониторинга свидетельствуют, что в представлении основной части первокурсников обучение с применением дистанционных технологий обеспечивает высокое качество знаний. Их привлекают процесс поступления и обучения, его стоимость, индивидуальное расписание занятий, географическая доступность образования. Однако понимание того, что такое дистанционное образование, сформировано у них слабо. И это является для первокурсников фактором риска, с которым они связывают возможные сложности в процессе обучения. Студенты старших курсов относятся к дистанционному обучению иначе. Их привлекают инновационные методы, которые помогают учиться и делают специалиста более востребованным на рынке труда, дают им возможность овладеть компьютерными программами и навыками самопрезентации (телеэссе), формируют умение использовать компьютерные базы данных, электронные библиотеки, позволяют совмещать работу и учебу, самостоятельно платить за образование и так далее».
По моему мнению, большинство проблем дистанционного обучения в нашей стране очевидны. В России все еще достаточно слабо развита инфраструктура Интернета. При этом большая часть населения имеет невысокие доходы и низкую компьютерную грамотность. Существуют и чисто психологические трудности. Считаю, что большинство людей воспринимает образование как, с одной стороны, что-то сверхценное и, желательно, бесплатное, а с другой стороны, как обязательное и принудительное. Так же существует риск того, что вместо одного студента, проходить контрольное тестирование будет другой студент. Но эта проблема легко решается путем внедрения веб-камеры при сдаче итоговых работ. Естественно, идентификация студента таким внедрением будет решена. Проще говоря, мотивация на самообучение без принуждения и контроля со стороны в нашем обществе пока еще только начинает появляться. Каждый сам волен выбирать форму получения образования, важно помнить народную мудрость, что учиться - всегда пригодится.
|
На: Все ли я знаю про ДО?
Здравствуйте, Елена Борисовна!
Я прочитала вашу статью, она будет очень интересна для тех, кто ещё не знает, что такое ДО. Я впервые обучаюсь на курсах ДО, но уже в некоторых вещах разбираюсь. В целом с вами согласна.
На: Все ли я знаю про ДО?