Используемые учебники и учебные пособия:
Тема урока: Социальная структура
Тип урока: Урок получения новых знаний
Проблемный вопрос: Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Каким образом?
Цель урока: Формирование основ социальной культуры
Задачи:
1. разъяснить сущность социальной структуры общества, показать особенности социальных статусов, социальных отношений и ролей в обществе
2. научиться анализировать социальный статус и определять социальную группу.
3. воспитывать толерантное отношение к людям
План урока:
- Социальная структура общества – знакомимся понятием.
- Социальный статус личности. Чем мы отличаемся друг от друга?
- Что такое социальные группы?
- Что такое социальная роль?
- Статусные символы
Ход урока
I. Организационно-мотивационный момент.
II. Объявление темы урока. Постановка цели урока, знакомство с задачами урока.
Слайд 1, 2, 3
III. Повторение.
Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, ответьте на вопросы теста:
Слайд 4-7
IV. Знакомство с новой темой.
1. Первый вопрос, который мы с вами рассмотрим, это «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА»
Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутренне строение общества. Чтобы полнее представить это, сравним общество со строящимся зданием.
- Что представляет собой структура обыкновенного кирпичного дома?
(ответы учащихся. Вывод: структура здания – это вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и делаю здание прочным.)
- Чем удерживаются атомы кристаллической решетки?
(ответы учащихся. Вывод: атомы решетки удерживаются особыми связями, которые не позволяют решетки распасться).
Подобное происходит и в обществе.
Только роль горизонтальных перекрытий играют статусы, роли и социальные группы, а вертикальных опор – слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одной составляющей этого здания, которая играет роль горизонтального перекрытия, то есть узнаем, что такое СТАТУС, РОЛЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.
2. Второй вопрос, который мы с вами рассмотрим, ЭТО «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ, и ЧЕМ МЫ ОТЛИЧАЕМСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА»
- Что же такое статус? Найдите определение в учебнике.
- По каким характеристикам можно определить статус человека?
- Посмотрите на фотографии. Одинаков ли статус людей, изображенных на них.
- ПОДУМАЙТЕ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ПРИМИТИВНЫЕ ОБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТАТУСНОСТИ (количества статусов). КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ?
- ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СТАТУС ЛИЦ ПО НИЖЕПРИВЕДЕННЫМ ОТРЫВКАМ:
(ПРИЛОЖЕНИЕ)
- Определите, пожалуйста, статус следующих героев:
Самостоятельная работа:
- Составь анкету из 5 – 10 вопросов, которая поможет наиболее точно определить социальное положение человека.
- Поменяйтесь с соседом своими анкетами и заполните их.
- Что вы узнали о социальном положении своего соседа из предложенной вами анкеты?
3. Третий вопрос, который мы с вами рассмотрим, ЭТО «СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ»
Связующим звеном между человеком и обществом является СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.
Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Такими критериями являются:
Территориальный статус
Пол
Возраст
Раса
Национальность
Здоровье
Политические взгляды
Религиозные взгляды
Образование
Доход и др.
Прочитайте, пожалуйста, текст учебника о социальных группах на с. 112 и ответьте на вопрос:
- Совпадает ли количество людей, проживающих на нашей планете с количеством социальных групп?
- Почему? Приведите примеры.
- Способен ли человек выжить вне группы?
4. Четвертый вопрос, который мы с вами рассмотрим, ЭТО «СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ»
- Каждый статус включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Таким образом, статус указывает на место, а роль – на способ поведения. Социальная роль – это манера или способ поведения, в связи со своим статусом.
Статус – место человека
Роль – способ поведения
- «Весь мир – театр, а люди в нем актеры.
И каждый там свою играет роль», - писал Уильям Шекспир.
- Давайте попробуем определить роли, которые приходится играть нам в своей жизни.
Р. Мертон ввел в науку важное понятие – РОЛЕВОЙ НАБОР. Оно означает совокупность ролей, которые ассоциируются с одним статусом. ПОПРОБУЕМ ОПРЕДЕЛИТЬ РОЛЕВОЙ НАБОР:
5. Последний вопрос, который мы с вами рассмотрим, ЭТО «СТАТУСНЫЕ СИМВОЛЫ»
Итак, каждый человек обладает определенным статусом, имеет разные роли, принадлежит к разным социальным группам. Отличаются ли люди, обладающие разными статусами, ролями, принадлежащие к разным социальным группам?
- ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ «ОДЕЖДА И СТАТУС» И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
1. какие функции выполняет одежда в обществе?
2. каким образом люди демонстрировали свои привилегии в обществе при помощи одежды?
3. проанализируйте взаимосвязь одежды и статуса в современном обществе
4. можно ли сказать, что в России сегодняшней демонстрационная функция одежды доминирует, а ее стиль регламентируется очень жестко с позиции статусности?
Статус требует от человека определенного поведения. Социологи говорят о существовании статусных прав и обязанностей. Давайте попробуем определить какими правами и обязанностями наделены:
- президент страны
- ученик
- родитель
Отождествление себя с чем-либо или кем-то называется статусной идентификацией. Сокращение межстатусной дистанции называется фамильярностью. Можно привести пример непочтительного разговора младшего по званию офицера со старшим и т.п.
Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ или имидж.
Прочитайте определение, что такое имидж.
А ТЕПЕРЬ РАССМОТРИТЕ РИСУНОК НА С.115 И НАЙДИТЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ.
V. Закрепление
- Что такое статус?
- Чем отличается статус от социальной роли?
- Какие социальные группы вы можете назвать?
- Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Каким образом?
VI. Домашнее задание
П.17, практикум.
Составила: Бочкарева Лидия Андреевна, МОУ «СОШ № 15» городской округ Рефтинский