Размещено: Елена Валерьевна Крутый - сб, 31/10/2009 - 21:53
Тема урока: Красная книга
Цель:знакомство с животными, занесенными в Красную книгу.
Задачи:
Дать первые представления о Красной книге.
Охарактеризовать некоторые нарушения в природе, возникающие вследствие бездумного и безответственного отношения к ней;
Продолжить формировать правила поведения в природе
Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.
Ход урока:
1.Орг.момент
2.Введение в тему.
Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь
Все это называется—природа.
Давайте же всегда ее беречь!
Подсолнух солнечного цвета
Покой, что радостно всем жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода
Клубится на заре тумана дым …
Все это называется—природа,
Давайте же сердца ей отдадим.
- Ребята, мы начали урок с этих прекрасных слов.
Наш урок будет познавательным, но и тревожным. Мы узнаем о ранах, которые люди наносят природе: о лесных пожарах, о загрязнении воздуха и воды, о животных, исчезнувших навсегда, и тех, которые находятся на грани исчезновения. Речь пойдет о том, как сохранить прекрасную природу Земли. Ведь человек—часть природы, он должен беречь ее, как самого себя.
Если бы мы с вами смогли подняться в космос, то увидели бы нашу планету. Вот такой выглядит она из космоса. Наша планета—большой шар. Если бы все жители Земли стали в колонну, то длины этой колонны достаточно для того, чтобы 50 раз обогнуть земной шар. Все мы хотим дышать свежим воздухом, пить чистую воду, питаться чистыми продуктами. Но делать это с каждым годом все сложнее и сложнее. Виной тому загрязнение окружающей среды.
—Что такое окружающий мир? (Это богатый удивительный мир растений и животных. Это наша родная природа.)
А вот и лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес.
3.Систематизация знаний.
Как хорошо пахнет в лесу. Как здесь тихо, спокойно.
Давайте войдем в лес. В лесу старайтесь ходить по тропинкам.
Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, 100 человек—тропу, а 1000—пустыню.»
А вот и первая телеграмма:
«Мы первая зелень, и видимо за это нас все ломают, обрывают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Все равно сломают. Помогите нам. Ваши зеленые друзья»
-Оот кого эта телеграмма? (От первоцветов)
—Кто-то из вас может скажет: Ну и что здесь такого, если я поломаю одну ветку, сорву большой букет маме или бабушке?
— Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка—это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую твой друг, третью, четвертую—кто-то еще, что же станет с природой? А ведь природе все труднее залечивать даже самые маленькие раны.
А вот еще одна телеграмма:
« На нас охотятся, разоряют гнезда, уносят наших детенышей домой, а потом они погибают. Некоторые из нас исчезли и вы никогда нас не увидите»
- От кого эта телеграмма? (от животных)
4. Новая тема.
Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по охране природы. На месте вырубленных лесов сажают новые. Многие фабрики и заводы переоборудованы. Запрещено собирать редкие и исчезающие растения и охотится на редких животных.
Создаются заповедники. Многие растения и животные занесены в специальную книгу.
- Как называется такая книга? (Красная)
- А почему ее цвет красный? ( Цвет опасности, тревоги)
В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.
В 1966 году была издана Международная Красная книга в очень необычном виде. Хранится эта книга в Швейцарской городе Морже.
А страницы у неё - разноцветные.
1.На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти.
2.На жёлтых страницах занесены животные , численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается.
3.На белых говорится о видах, вообще редких на Земле.
4.А на зелёных - о видах, которые человеку уже удалось спасти.
5. На серых страницах занесены животные, до сих пор мало изучены.
Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной Красной книги.
Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли больше двухсот видов животных. По одному в год.
В нашей стране такая книга появилась в 1978 году.
В нашей республике тоже есть Красная книга животных и Красная книга растений. Всего в Красную книгу республики "занесено" 123 вида животных.
- Давайте полистаем Красную книгу нашей республике.
5. Интеграция. Урок технологии. Изготовление Красной книги.
- А сейчас я предлагаю вам самим сделать Красную книгу и записать в нее животных нашей республики, которые находятся под охраной.
- В ходе изготовления вашей книги будет звучать песня «Раненая птица». Послушайте слова песни и затем ответьте на вопрос: «О чем вас просят животные?»
6. Черная книга.
- А сейчас я предлагаю вам полистать черные страницы книги, на которых вы увидите тех животных, которых уже нет на нашей Земле и увидеть их мы можем только на иллюстрациях.
7. Охрана природы.
Конечно, животным лучше живется на воле, в естественных условиях. Во многих странах созданы для этого особо охраняемые территории - заповедники и национальные парки.
Заповедники позволяют сохранить первозданную природу, дают прибежище диким животным. Заповедник - это значит оставить кусочек природы в покое, не трогать. Это участок природы, который охраняется и изучается. А национальные парки - это музеи под открытым небом. Здесь тоже занимаются охраной природы, но в отличие от заповедников, парки открыты для туристов.
Есть они и у нас в Марий Эл. Посреди республики раскинулись два заповедника небывалой красоты: Большая Кокшага и национальный парк Марий Чодра.
Парк "Марий Чодра" был создан в декабре 1985 года. Главное богатство парка - лес. Здесь и сосновые боры, и широколиственные леса. А уж населены они очень богато. Одних только млекопитающих 56 видов. Бурундуки и лоси, белки и медведи, зайцы и лисицы - кого только нет. Птиц можно встретить еще больше – 164 вида
8. Обобщение
- Ребята, а вот еще одна Телеграмма от Земли:
Я—Земля, Я в беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух. Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек. Только вы дети, можете меня спасти!
—Что мы ответим Земле на эту телеграмму?
Чтобы помочь ей, надо научиться любить её, любить с детства, научиться понимать, как живут живые существа.
- Посмотрите на иллюстрации и скажите, чего нельзя делать в природе.
9. Рефлексия.
- Ребята, подведем итог нашего урока. Для этого воспользуйтесь фразами:
«Я узнал…», «Я удивился…», «Я запомнил…» и выскажите свое мнение.
10. Творческое домашнее задание.
-Дома нарисуйте в книге, которую вы изготовили, животных, занесенных в Красную книгу республики Марий Эл, а также условные знаки, которые помогут сохранить природу и животных.