3. Новая тема.
А )Общие сведения о рыбах.
- Ребята, кто такие рыбы?
(животные)
- Что имеют практически все рыбы?
(позвоночник)
Б) Беседа
- Ребята, а где живут рыбы?
- В море.
- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)
- В реке, озере, пруде.
- Как называются такие рыбы?
- Где еще живут рыбы?
- В аквариуме.
- Как мы называем таких рыб?
В) Составление модели рыбы.
Прежде чем приступить к исследованиям в группах, давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы и назовем части ее тела.
Г) Исследования детей в группах.
1 группа - аквариумные рыбки.
2 группа – пресноводные рыбы.
3 группа – морские рыбы.
4 группа – охрана водоемов.
4. Закрепление.
А) Представление своих исследований.
1 группа - аквариумные рыбки.
Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Они устраивали специальные бассейны для рыб в садах и парках.
Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян.
В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школах, детских садах, офисах.
Аквариумные рыбки очень красивы:
2 группа – пресноводные рыбы.
На земле много водоемов с пресной водой – реки, озера, пруды, каналы, ручьи.
В них встречается большое разнообразие рыб.
Щука – хищница. Живет в реке и озере. Поедает мелких рыбешек, лягушек. Может весить до12 кг.
В Красную книгу нашей республики занесено 10 видов исчезающих рыб. Среди них белуга, осетр, стерлядь и другие.
3 группа – морские рыбы.
Жизнь в морях необычайно разнообразна. Там обитает более 25 тысяч видов рыб.
Самые красивые и необычные рыбы – это морские.
Известно более 200 видов акул. Большинство из них жестокие хищники.
Они питаются другими животными, могут нападать на людей.
Скелет акул состоит из хрящей. У акул есть чешуя, но не такая как у большинства рыб. Чешуя акул жесткая, как наждачная бумага.
У акул мощные челюсти с несколькими рядами зубов.
Акулы очень быстро плавают.
Б) Звуки моря (фильм)
- Ребята, кроме рыб в морях живут и другие жители. Я предлагаю вам не только увидеть их, но и услышать.
4 группа – охрана водоемов.
(изобразить условными значками)
- не загрязняйте водоемы, не оставляйте на берегу и не бросайте мусор в воду;
- бережное отношение к обитателям;
- не сливать в воду производственные отходы.
5. Физкультминутка.
Рыбы весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Обобщение.
А) Кроссворд о пресноводных рыбах.
· Опасней всех в реке она
Хитра, прожорлива, сильна. (щука)
· Рыба, разновидность сазана, обитает в прудах. Бывает зеркальный … (карп)
· Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл. (ерш)
· Длинная хищная рыба, похожая на сома, водится в реках нашей республики (налим)
· Маленькая речная рыбка, роется на дне, легко ловится на удочку. (пескарь)
· Я всеми и всегда
Узнаюсь без труда.
Полосатый пиджачок,
Ярко-красный плавничок. (окунь)
Б) Выводы:
- Что общего у всех рыб?
· Строение
· Среда обитания
- Чем отличаются рыбы?
· Окраской
· Размером
· Формой туловища, плавников, Хвоста.
7. Рефлексия.
Синквейн:
Рыбы
Морские, пресноводные
Плавают, дышат, питаются
Рыбы нуждаются в охране!
Животные
8. Оценивание работы детей
(учитель дарит силуэты рыб)
9. Домашнее задание:
Нарисовать понравившуюся рыбу;
Сделать диафильм задание 8.
|