v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid black 1.0pt; mso-border-themecolor:text1; mso-border-alt:solid black .5pt; mso-border-themecolor:text1; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid black; mso-border-insideh-themecolor:text1; mso-border-insidev:.5pt solid black; mso-border-insidev-themecolor:text1; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}
Урок в 7 классе.
ТЕМА: Власть и церковь. Церковный раскол.
Цели: 1. Осветить проблемы в отношениях между церковью и государством. Выявить в ходе работы причины и последствия церковного раскола.
2. Воспитывать в детях веротерпимость к представителям других религий.
3. Формировать умение сравнивать, анализировать, развивать у учеников интерес к дальнейшему изучению истории России с помощью развития форм творческой деятельности.
ПЛАН:
I. Проверка домашнего задания.
II. Причины церковной реформы.
III. Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола.
IV. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью.
V. Закрепление. Домашнее задание.
Основные понятия: раскол, старообрядцы.
Важнейшие даты: 1654 – начало церковной реформы Никона.
Оборудование: карта России в XVII в.
ХОД УРОКА.
Опрос:
1. Составить генеалогическую схему «Первые Романовы» (у доски).
2. Ответить на вопросы по карточкам.
3. Развернутый ответ: 1. Какие цели преследовала политика первых Романовых. 2. Назвать вновь сформировавшиеся органы власти и охарактеризовать их функции.
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя: В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении». Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?
1. Изучение первого вопроса организуется по историческим источникам в группах. Формируются три группы, каждая получает текст, с которым работает 5-7 минут (на это время фиксируется устойчивое внимание даже у слабых учеников). Затем названные причины выводятся на экран (слайд выполняется учителем заранее).
Приложение №1 (исторические источники).
АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ (по группам)
c выводами, проецируемыми на экран.
I
Появились разночтения в богослужебных книгах, накопившиеся из-за ошибок монахов-переписчиков, и различия в исполнении церковных обрядов. Повсеместное распространение книгопечатания позволяло ввести единообразие в богослужебные книги. Однако было неясно, по каким же оригиналам исправлять тексты. Для одних это были древнерусские рукописные книги, для других - древнегреческие оригиналы. Но и те, и другие источники оказались небезупречны: в русских книгах не было двух одинаковых текстов (из-за ошибок монахов-переписчиков), а греческие тексты подверглись изменению после падения Византии и заключения унии между византийской и католической церквами.
Все, что шло от греков, казалось ложным. Это мнение господствовало и в семнадцатом веке. Понимая всю опасность неосторожного вторжения в область веры, царь в то же время почитал полезным для государства всеми средствами, в том числе и личным примером, укреплять религиозность своих подданных. Правительство понимало, что отказ от традиций не пройдет безболезненно, но в то же время склонялось к мысли о необходимости пересмотра всех церковных обрядов и приведение их в соответствие с греческой богослужебной практикой.
II
Наибольшее возмущение вызывали нравы духовенства. Из многочисленных жалоб, поступавших к тогдашнему патриарху Иосифу, складывалась весьма мрачная картина. Они не только не произносили проповедей, но и саму церковную службу стремились укоротить путем введения «многогласия» - одновременного чтения и пения различных молитв и текстов. Как белое, так и черное духовенство отличалось бесконечным корыстолюбием. Руководящие посты в монастырях приобретались взяткой боярину или архиерею. Народ терял уважение к духовному званию, не желал ходить в церковь и соблюдать посты.
III
Понимая всю опасность неосторожного вторжения в область веры, царь в то же время почитал полезным для государства всеми средствами, в том числе и личным примером, укреплять религиозность своих подданных. Правительство понимало, что отказ от традиций не пройдет безболезненно, но в то же время склонялось к мысли о необходимости пересмотра всех церковных обрядов и приведение их в соответствие с греческой богослужебной практикой. Это было вызвано, прежде всего, стремлением упорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста религиозного вольномыслия и падения авторитета духовенства. Вместе с тем сближение с греческой церковью должно было поднять престиж Российского государства на православном Востоке.
«Русское православие: вехи истории» (Щапов Я.Н., Волков М.Я. и др.)
М.; Политиздат, 1989 год.
Радугин А.А. «Введение в религиоведение»
М.; Издательство «Центр», 1997 год.
2.Характеристика исторических личностей - участников процесса осуществления реформ Никона и Аввакума. Опережающее задание – выступление с сообщением.
3. Составление таблицы.
Приложение №2.
Было
|
Стало
|
Пример: двоеперстие
|
троеперстие
|
4. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью (рассказ учителя).
5. Результат церковной реформы.
Анализ учащимися ситуации, сложившейся после реформы на основе картины Сурикова «Боярыня Морозова» (изображение картины выводится на экран). Вывод фиксируется учителем – люди на картине реагируют на старообрядку-боярыню по разному: кто-то осуждает, кто-то сочувствует и т. д. То есть общество раскололось.
Запись в тетради: раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.
6. Итог урока: к чему привела попытка реформирования церкви? (ответы учащихся).
7. Выставление оценок, домашнее задание: параграф №7 читать. Написать короткое эссе на тему: «Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа?».
Урок подготовлен по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, изд. Просвещение, Москва, 2009 год.
|