Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
В латыни, откуда к нам пришло слово " projectus", это причастие означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В настоящее время термины "проект" и "проектирование" чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике под "проектом" принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.
Основоположниками "Метода проектов" являются американский философ и педагог Джона Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи предложил, обучение "путём делания", при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни, тем самым определил главной задачей школы – готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем. Учителя из лекторов, должны превратиться в консультантов: рассказывать, где искать информацию, объяснять, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт.
В начале ХХ века идея проектного обучения возникает и в России (почти параллельно с аналогичными американскими исследованиями). В 1905 году под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Первые проекты советских школ относятся к 20-м годам ХХ века. Многие из них получили политическую окраску ("Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!", "Уничтожим кулачество как класс").
В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципом Дальтон-плана (система индивидуальзированного обучения (автор Паркхерст) и коллективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения. В 1931 году в постановлении ЦК партии "О начальной и средней школе" проектный метод подвергся осуждению, и о нём забыли на десятилетия.
В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.
Исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (не путать с практикумом). Исследование предполагает наличие основных этапов: - постановка проблемы,
- изучение теории, посвящённой данной проблематике,
- подбор методик исследования,
- сбор материала, его анализ и обобщение,
- научный комментарий,
- собственные выводы.
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Этапы проектирования:
- выработка концепции,
- определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,
- создание плана,
- организация деятельности по реализации проекта.
Проектно-исследовательская деятельности – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.
По месту, времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:
- индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) исследование проблем, выходящих за рамки программы, или более глубокое освоение программного материала во внеурочное время представленное в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы);
- коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся в рамках урока.
Методикой организации индивидуальных исследований учащихся разработана в достаточной мере. Это по сути технология дополнительного образования, где гибкие образовательные программы выстраиваются в соответствии со спецификой выполняемой задачи и способностями конкретного обучающегося. По форме – индивидуальная работа педагога и обучаемого (консультации, семинары, выездные мероприятия, конференции).
Менее исследована и разработана организация проектной урочной деятельности учащихся и вообще, возможна ли проектно-исследовательская деятельность всего класса на уроке? Представляется, что не только возможна, но и необходима, и продуктивна. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать "вкус" к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Где как не на уроке он получит такую возможность?
Далее перед нами встаёт другой вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим, в средней – применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полным основанием. Думается, это неверно. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.
Перейду от теории к практике. В качестве примера использования "метода проекта" приведу урок литературы в 4 классе, посвящённый работе с вариантами текстов русской народной сказки про Ивана-царевича и серого волка. Программа первого полугодия 4 класса предполагает знакомство детей с жанрами народного творчества. Уже состоялось знакомство с пословицами, русскими народными песнями, протяжными песнями. Настало время сказки.
Надо сказать, что при достаточной логичности и последовательности изучения творческого народного наследия методика слабо реализует возможность формирования у детей представления об устном народном творчестве как о процессе создания художественных произведений. В частности произведения больших фольклорных жанров (сказки) разбираются на единичных примерах, в записи или обработке конкретного собирателя. Проследить живое развитие (трансформацию) произведения во времени и своеобразие существования конкретного сказочного сюжета в творчестве народов всего мира не представляется возможным.
В качестве проектного исследования детям была предложена возможность провести элементарный компаративистский (сравнительный) анализ вариантов текстов сказки про Ивана-царевича и серого волка в обработке А.Толстого ("Иван-царевич и серый волк", в записи А.Н.Афанасьева ("Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке), с которыми дети познакомились на предыдущих уроках. Поскольку дети прочитали художественные произведения, то и первые вопросы после чтения будут посвящены выяснению их художественно-эстетических впечатлений (что понравилось, какой эпизод запомнился, какой персонаж больше запомнился (чем и почему), какое настроение возникает при чтении произведения). Разбирая сюжет сказки, дети одновременно фиксировали хронотоп действия. Свои наблюдения дети фиксировали в таблице, где помимо названия сказки и имени обработчика отмечали соответствие имён главных героев и персонажей, кто являлся волшебным помощником, особенности сюжета и композиции, языковые особенности. В ходе рефлексии дети приходят к выводу, что перед ними два варианта записи одной сказки, т.к. сюжетная линия здесь одна, что некоторые различия в записи (имена персонажей, развёрнутость некоторых эпизодов, порядок ввода персонажей и т.д.) на сюжет не влияют, а являются особенностями обработки народного сюжета тем или иным собирателем. Особенности языка повествования говорят о разном времени обретения сюжетом письменной формы (запись Афанасьева более ранняя, поэтому язык её более отличается от современного, нежели обработка А. Толстого).
На втором этапе детям-исследователям будет предложен эпизод встречи царевича с волком из таджикской сказки "Золотая птица". Восточный колорит повествования не помешает детям-слушателям узнать знакомый сюжет. Перед детьми возникнет интрига: что это - вариант записи русской сказки или самобытная восточная сказка? Дети получат возможность высказать и доказать свою точку зрения. Тогда будет введён термин "бродячий сюжет". Общеизвестный сюжет обрабатывается народом той или иной страны согласно своим культурным традициям. В доказательство будет зачитано начало таджикской сказки "Золотая птица". Далее дети (или учитель) вспомнят "бродячие сюжеты" мирового народного литературного творчества ("Зимовье зверей"/"Бременские музыканты", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"/"Братец и сестрица", "Царевна-лягушка"/"Король-лягушонок, или железный Хайнрих", "Бараны (стих. С. Михалкова)/"Два жадных медвежонка" (венг. сказка).
На третьем этапе, который дети будут проводить уже более самостоятельно (частично дома), детям будет предложено ознакомится с текстом сказки "Золотая птица" из собрания Братьев Гримм. Результаты своих наблюдений они внесут в третью колонку таблицы.
Конечно, руководящая роль учителя на данном уроке значительна, но ведь это руководство активным познавательным, исследовательским процессом, результатом которого (продуктом исследования) будут выводы (знания), которые получены не из литературоведческих статей учебника, а сделанные самостоятельно и основываются на собственном анализе. Было организовано коллективное действие, опыта осуществления которого у детей до этого не было. Научение данному алгоритму, как возможному способу исследования также является одной из задач применения "методики проекта".
Реализация метода проектов в основной школе является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям этого возраста. Фактором благоприятным для организации проектной деятельности учащихся на этом этапе становится само содержание учебных предметов. Добавим сюда наивысшую степень активности учеников, большой объём отработанного материала, чтобы ещё раз убедиться, что использование проектно-исследовательского метода не только возможно, но необходимо и эффективно в начальной школе.