Вашему вниманию представлена технология формирования компетентностей учащихся, реализованная мною. Она подробно описана на моем личном сайте. Ограниченность во времени не позволит мне рассказать о ней подробно, поэтому я только очерчу круг понятий, которыми мы будем оперировать.
Формирование компетентностей - этоспециально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение на основе высокого качества знаний
Часто возникает проблема:
Даже если хорошее владение набором теоретических знаний, то - трудности в деятельности, требующей использования этих знаний.
Еще Гете писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете»
Я думаю, каждый из нас сталкивался с подобным на практике. Значит вывод – смена самой парадигмы, изначальной идеи.
Предлагаемая мною парадигма предполагает подготовку человека, овладевшего способами получения знаний, а не их набором.
Это значит, что обучение следует рассматривать как обучение деятельности по изучению и овладению содержанием учебного предмета. Моя задача сегодня показать, как создатьсамостоятельную учебную деятельность школьника, способствующую формированию компетентности учащихся.
Давайте определим, что вас заинтересовало, чтобы вы хотели узнать в ходе мастер – класса?
Узнать о технологии подробнее? Через какие формы ее можно реализовать? Какими средствами? Какие принципы дифференциации вы используете?
Спасибо, именно этим мы и будем сегодня заниматься
Я предлагаю познакомиться с технологической картой как средством реализации моей технологии. (см. Приложение 1)
Я предлагаю познакомиться с технологической картой как средством реализации моей технологии.
Говорят, что технология – это четкий ответ на вопросы: что надо делать, как и в какой момент времени. Вопрос - это всегда направление ответа.
Слайд 1Ответом на первый вопрос: кто? Будут словаДжорджа Бернарда Шоу, которые как нельзя лучше характеризуют мою роль проводника.
Слад 2 Для кого?нужна новая технология?Я использую разработанные мною принципы дифференциации, представленные в брошюре.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться с разработанными Матрицами сформированности ОУУ, Психолого-педагогических особенностей учащихся и Матрицей выбора оптимальной педагогической технологии.
Я составила Матрицы на трех реальных учеников, зашифровав их имена. Давайте определим, какие же педагогические приемы и методы будут актуальны и эффективны для каждого ученика. Мы имеем:
Ученицу с хорошим уровнем ОУУН, развитыми умениями проектной деятельности, несколько сниженными коммуникативными техниками, продвинутого уровня знаний.
Ученика базового уровня, имеющего затруднения в воспроизведении текста, не умеющего в полной мере ставить вопросы, вести диалог, составлять тезис и выступать по нему, имеющему проблемы в решении задач на перенос знаний, но имеющий навыки коллективного творчества
Ученика имеющего трудности в работе с тексами, определениями, понятиями, ответами на вопросы, монологическими высказываниями, работе со схемами, минимального уровня знаний, работающего по инструкции
Представим себе, что это условные группы учащихся, для которых мы разрабатываем урок.
Слайд 3 Чтоявляется? механизмом реализации компетентностно- ориентированной технологии. Это технологическая карта урока.
Сравнивая труд учителя с конструктором, инженером, архитектором, прихожу к мысли, что технологическая карта – это леса, которые возводят перед постройкой здания и сносят, когда оно готово.
Технологическая карта имеет 2 аспекта разработки.
Логико - философский аспект направлен на то, чтобы сформировать самостоятельную учебную деятельность, формирующую интеллектуальные способности. Это отражено по вертикали в виде форм деятельности учащихся.
Философско-педагогическийаспект заключается в персонификации образования и связан с дифференциацией. Это отражено по горизонтали. На пересечении – деятельность учащихся и учителя.
Я предлагаю вам разработать технологическую карту урока. Для удобства у вас на столах шаблоны технологической карты.
Внесем по горизонтали условные группы учащихся, получившиеся после работы с Матрицами.
Начнем конструирование с этапа Решение учебной задачи.
Для А: проект с последующей защитой;
Для Б:коллективная творческая деятельность по созданию алгоритма решения задач и тезисов выступления;
Для В:работа по обучающим программам по созданию опорного конспекта на новом материале, шаблона рассказа.
Слайд 4Возникает вопрос почему? именно технологическая карта, а не конспект урока?
Конспект урока строится на требованиях программ, содержании учебника, определен его логикой. Обычно при определении в конспекте урока знаний, формируемых и развиваемых на нем, мы фактически подбираем учеников под содержание в зоне ближайшего развития.
Технологическая карта идет от ученика, мы подбираем формы деятельности для каждого из них в зоне актуального развития.
Это реализует функцию проектирования индивидуального интеллектуального развития, ученик - активный участник образовательного процесса.
Слайд 5 Где? же находится основная точка перехода между обычным уроком и уроком, нацеленным на формирование компетентностей?
Это:
1)Актуализация знаний, необходимая для создания для всех учащихся равных стартовых условий до начала изучения нового, т.е. выравнивание знаний по тем понятиям, которые будут необходимы на сегодняшнем уроке.
2)Следующий шаг - построение учебной задачи. Это фиксирование основополагающего вопроса, проблемных вопросов, частных задач при организации учебной кооперации. Это способствует созданию ориентировочной основы действий, которая выступает как важнейшая часть психологического механизма развития интеллекта. Это то, на что опирается ученик при работе над творческим продуктом.
Сформированное таким образом умение обладает свойством широкого переноса и может быть использовано при решении многих задач.
Умения при этом становятся обобщенными.
Это может быть создание плана проекта, моделирование действий, разработка опорного конспекта, определение опорных точек, составление плана изучения, создание шаблона ответа, тезаурусов, тезисного плана, тезисов ответа по методу эвристической беседы плана или алгоритма лабораторного опыта.
3)Главное - переход к задаче формирования общего способа. Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал, можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.
Урок вне формированияобщего способа мышления (решения) - ущербный урок, пустое времяпровождение, не ведущее к умственному развитию. Иногда это используется, но настолько стихийно, что это четко не осознается не только учениками, но и самим учителем. В результате возникает ситуация, когда учащиеся, решив задачу в классе, не могут решить такую же задачу дома.
Для группы А - это план проекта, вопросы эвристической беседы.
Для Б группы - алгоритм решения задачи, инструкция для проведения каких либо опытов.
Для В группы – тезис, тезаурус основных понятий.
4)Моделированиеусвоенного учебного материала в графической, знаковой, символической или другой форме является результатом для деятельности.
Слайд 6 Итак, мы определились с ответами на вопросы что и когда? надо делать, т.е. описали технологию. Последний вопрос, он же самый главный как?
Конструируя урок с позиций технологии, мы создаем дидактическую систему урока, которая должна быть отражена в технологической карте.
Главное, чтобы выполнялась основная цель -внедрения технологических карт:развитие интеллекта учащихся средствами персонификации образовательного процессачерез целенаправленное формирование специфических структур умственных действий.
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю закончить разработку технологической карты. Мы заполнили только один блок урока, вам в помощь виды деятельности на каждом этапе, они в файлах на столе.
Я предлагаю конкретизировать работу -разработаем технологическую карту урока по теме: «Вода как растворитель» в 8 классе. Это первый урок по теме.
Цели урока:
Учебные: развить понятие о ковалентной химической связи, направленности, полярности, физических и химических явлениях, дать понятие о природе растворения, видах растворителей, загрязнении воды, способах ее очистки.
Философские: сделать выводы о невозможности жизни без воды.
Методологические: научить учащихся ставить проблемные вопросы, формулировать гипотезу и подбирать аргументы в ее защиту, работать в ситуации целостной учебной деятельности, где в свернутой, обобщенной, сокращенной форме одновременно присутствуют все компоненты развития интеллектуальных умений учащихся, формировать навыки творческой, познавательной деятельности.
Давайте подведем итоги:
·Мы научились моделировать урок технологи формирования компетентностей,
·Познакомились с методикой эвристической беседы,
·Определили возможные принципы дифференциации,
·Научились конструировать технологические карты сообразно собственному стилю педагогической деятельности.
Слайд 7
К. Д. Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить»