Интегрированный урок экономики и литературы в 8 классе по теме : " Торговля. Отражение процесса торговли в произведениях русской литературы. Н.А.Некрасов - певец русских коробейников.
Submitted by Татьяна Анатольевна Варламова on чт, 29/10/2009 - 16:33
Ход урока:
I Орг. момент . Объявление темы ицели урока.
-Что такое торговля?
-Сколько лексических значений имеет данное слово - Кто были первыми торговцами? - Как на Руси называли бродячих купцов? -Объясните значение слова коробейники. -Откуда появилось название розничная торговля? - Почему розничная торговля - самая сложная форма торговли? - Почему английский экономист и философ Джереми Бентам сказал, что получить товары куда легче, чем деньги? Докажите.
-Приведите примеры того , что может повлиять на увеличение объёма продаж (кроме снижения цен! ).
-А теперь представьте, что вы владелец магазина.Что бы вы сделали для того, чтобы привлечь покупателей в ваш магазин? (очень кратко, но отвечает каждый ученик)
-А сейчас рассмотрим на странице 44 учебника экономики таблицу.
-На что идёт выручка от продаж товаров в магазине? ( ...а расходы на его содержание?)
-Рассмотрите рисунок на странице 44 и ответьте на вопрос :
-Для чего было ставить лавки продавцов,торгующих одним и тем же товаром , рядом?
*** Познавательная задача . "Неча со свиным рылом в калашный ряд лезть". - Что означала эта пословица раньше, с какой целью мы употребляем её сейчас?
-На уроке внеклассного чтения мы говорили с вами о повести И.Шмелёва " Лето Господне". Давайте вспомним главу "Рождество", тот эпизод, в котором автор рассказывает о торговле свининой в Москве перед Рождеством, когда обозы везли в Москву для продажи. (чтение и обсуждение эпизода)
-Помогает ли этот эпизод осмыслить значение данной пословицы?
Вывод. Уроки экономики помогают нам глубже понять и осмыслить те эпизоды, с которыми мы встречались раньше на уроках литературы.
Вопрос № 4 на странице 45 учебника экономики. - Что вы узнаёте из разговора коробейников? Где живут баре? Объясните значение слова "завелись"? Какие моды существовали в те годы в столицах? В чём щеголяли дворянки? Крестьянки?
-Что узнаём мы от коробейников о Париже? Объясните , что значит "диктовал моды"?
-Приведите примеры из русской литературы, (учащиеся приводят примеры из произведений, которые или изучались на уроках, или рассказывают о спектаклях, просмотренных всем классом) в которых автор обращает внимание на моды.
-Н.А.Некрасов был певцом русских коробейников.(Слово учителя о значении прихода русских коробейников в село, работа с картинами из цикла "Ярмарка")
Чтение учителем эпизода ярмарки из поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"(глава "Сельская ярмонка")
Чтобы продать невзрачного
Попасть на доку надобно,
А толстого и грозного
Я всякому всучу.
- Вспомните и объясните значение слова "дока".
*** Познавательная задача. Мог ли человек , ничего не знающий об экономике, написать столько интересного о жизни крестьян, купцов, коробейников?
Вывод делают ученики. Из творчества Н.А.Некрасова мы узнали не только о жизни коробейников, но и о жизни наших далёких предков. Литература и экономика - эти два предмета имеют что -то общее. Литература отражает жизнь народа, а в ней, как в зеркале, отражается экономическая жизнь наших предков.