«Информационное общество создает новые условия для развития образования, обращение к Интернет-ресурсам открывает большие возможности школьному учителю, ставя перед ним новые задачи.»
Е.С. Полат [2] оптимистически прогнозирует: «Прогнозы на перспективу указывают на то, что уже в обозримом будущем примерно 40-50% учебного времени не только в вузах, но и в школах (по мере появления для этого соответствующих условий) будет приходиться на долю дистанционного обучения». Дистанционное обучение имеет несколько моделей. В том числе — модель интеграции очного и дистанционного обучения в различных пропорциях.
На мой взгляд, две модели из предложенных хорошо укладываются внутри существующей системы школьного образования, органично дополняя и модернизируя ее:
- «Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда — с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях…. Главную дистанционную роль в данном типе обучения играет школьный образовательный сервер, на котором размещаются учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы сети…»
- Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удаленный от них учитель. Занятия проводятся с помощью e-mail, chat, web-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п. Формы занятий — дистанционные курсы, семинары, консультации…
Какие условия необходимы для успешного использования дистанционной формы обучения?
Объективные
|
Субъективные
|
1. Наличие компьютерного класса
2. Свободный доступ к Интернет с каждого компьютера в классе
|
1. Учащиеся, ориентированные на учение, имеющие средний или высокий уровень интеллектуального развития, навыки самостоятельной работы, начальный уровень работы на компьютере
|
2. Школьная локальная сеть
|
2. Учитель, владеющий технологией дистанционного обучения, готовый изменить свою роль в учебном процессе – стать тьютором [3]
|
3. Дистанционные курсы, удовлетворяющий стандарту основного общего образования по информатике и икт
|
3. Родители, осознающие важность ДО для будущего их детей, поддерживающие их морально и материально.
|
4. Наличие домашних компьютеров у школьников и учителя, подключенных к Интернет
|
|
Технические условия, перечисленные выше, в нашей школе выполнены: имеется 2 компьютерных класса с выходом в Интернет с каждого компьютера, школьная локальная сеть, достаточное финансирование расходов Интернет.
Идея использовать ДО на уроках информатики возникла в результате участия с командой семиклассников в Российском Интернет фестивале октябре 2008. Именно там я познакомилась с интернет-проектом Красноярского краевого Дворца пионеров и школьников Виртуальная школа (http://vsh.dvpion.ru/).
Что привлекает в этом ресурсе?
- он создан специально для школьников/
- это красноярский сайт, а это значительная экономия на трафике.
- разнообразие курсов - на сегодняшний день реализовано более 25 образовательных курсов (Flash технологии, Web-проектирование, Компьютерная графика, Компьютерный дизайн, курс ИКТ, Трехмерная компьютерная графика и анимация, Курсы программирования, Цифровая фотография и такие, казалось бы, не информатизированые - Социальное проектирование, Аранжировка и флористика, Виртуальная астрономия, 'ИКаР' - создание индивидуальных карт развития, Фитодизайн, Журналистика для школьных редакций и т.д.
- нет жесткого регламента работы. Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей. Все лекции представлены для скачивания и локального изучения без постоянного доступа в интернет.
- при успешном прохождении курсов участник курсов получает официальное "бумажное" Свидетельство об их прохождении - Сертификат.
Самая сложная проблема в обучении «по-новому» - найти учащихся, готовых учиться дистанционно. 7а школы № 144 стал как раз тем коллективом, с которым можно решать самые сложные, творческие задачи. Из 28 учащихся – 25 чел. учатся без троек. Большинство детей любознательны, активны, участвуют в олимпиадах, проектах, конкурсах разного уровня по разным предметам. У всех детей есть домашние компьютеры, вопрос подключения к Интернет для учения решили на родительском собрании. Еще один момент, говорящий в пользу именно седьмого класса – 1 час информатики за счет школьного компонента не ставит учителя в жесткие программные рамки. С первого октября 28 учеников 7 класса школы № 144 начали обучение в Виртуальной школе. На этот момент у каждого ученика был электронный почтовый ящик, умения работать с Интернет обозревателем, электронной почтой.
Каждый курс включает в себя “Основной курс ИКТ”. Т.е. без прохождения этого курса участник не сможет получить сертификат, даже если пройдет все темы выбранного курса. Сначала мы планировали пройти этот курс в октябре-декабре, а во втором полугодии выбрать учебный курс по своим интересам. Столкнулась с проблемой: дети не умеют работать самостоятельно – не хотят читать лекции, которые выставлены на сайте, им необходимо объяснять новую тему в классе, работать вместе над текстом – определять основную мысль, факты, события, их последовательность. Проблема еще и в том, что учащимся, выросшим в классно-урочной системе, трудно отвыкнуть от тотального учительского контроля, ежедневной проверки домашнего задания, контрольных работ и т.д. и т.п.. Практически месяц ушел на знакомство с технологией дистанционного обучения – получение заданий, лекций, on-line тестированием, отправкой выполненных лабораторных работ, общение с сетевым педагогом. Значительно сложнее для детей, оказалось, принять идеологию дистанционного обучения - изучать, выполнять задания в удобное для них время, в индивидуальном темпе, не дожидаясь заданий учителя. Всего 5 человек из класса, приняв новые формы обучения, работают успешно, активно взаимодействуя с сетевым педагогом.
В целом можно с полным основанием утверждать, что технологии ДО, не только пригодны для использования в работе с учащимися средних школ, позволяют на деле лучше адаптировать школьников к требованиям высших учебных заведений. Причем не просто к требованиям вузов, а к требованиям, которые находятся, что называется, на острие высоких технологий. Но для этого необходимы значительные усилия всех участников образовательного процесса.
Модель интеграции очного и дистанционного обучения в различных пропорциях позволяет учащимся изучать ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности выполнять дистанционно в удобное для них время. Очные же занятия в большей мере предназначаются для общения (дискуссии, работам над проектами, защитам проектов, выполнению совместных лабораторных и практических работ, консультациям с учителем для отдельных учащихся, пр.). Это вовсе не означает, что отменяются уроки и все переносится на самостоятельное изучение. Но новый подход к системе обучения, диктуемый принципами личностно-ориентированного подхода, конструктивизма, предусматривающими формирование самостоятельного критического мышления, умения работать с информацией требуют и новых форм обучения.
В нынешнем учебном году мы настроены продолжить обучение в Виртуальной школе не только на уроках информатики, но и на факультативах и элективных курсах по литературе, истории, английскому. В учебном плане для этой работы выделены часы групповых занятий.
[1] Дистанцио́нное обуче́ние (ДО) — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.
[2] Евгения Семёновна Полат доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО. Автор исследований по теории и практике дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет-технологий и ресурсов в системе образования.
[3] tutor - преподаватель-консультант, советник
Одинцова Татьяна Евгеньевна
Заместитель директора МОУ СОШ № 144,
учитель информатики
тел. 296-49-80,
e-mail:
|