автор Стрельбовская Е.Н.
МОУ СОШ №1,
г.Александров Владимирской области,
победитель конкурса "Учитель года-2009"
Меня зовут Стрельбовская Елена Николаевна. В 2000 году я закончила Орехово – Зуевский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования». За небольшой период моей педагогической деятельности я поняла, что залогом моего успеха является творчество. Именно от него зависит интересная жизнь ребенка в школе, особенно «жизнь» учеников начального звена.
Я выбрала для себя нелегкую дорогу - дорогу учителя начальных классов. А почему? Зачем? Видно так было предопределено судьбой. Сложилось и сложилось! А сейчас, проработав несколько лет в школе, я поняла, что это не случайно. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже. Я не просто учитель. Я - первая учительница. Я - первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?
Наверное, для этого необходимо быть не просто педагогом, а Человеком, с которым можно поделиться самым сокровенным, а Учитель-Человек должен не просто выслушать, но уметь дать совет, причем так ненавязчиво, как будто учитель твой близкий друг. Я поняла, что учитель - это даже не профессия. Это образ жизни. Благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги, ученики - это личности, а не объект учения, а каждый урок - это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления. Известный философ Конфуций говорил, что перед человеком стоят три пути: первый - путь размышления - самый благородный, второй путь подражания - это самый легкий, третий - путь личного опыта - это самый тяжелый путь. Пройти все пути - сложная задача. Первый путь - путь размышления, когда ты ставишь для себя вопросы: Зачем? Почему? А надо ли? Но каждый день и каждый час ты все равно сам себе доказываешь, что это надо не только тебе, но и окружающим. Второй путь не менее легкий. Надо уметь подражать, а это весьма трудно. Всю жизнь для меня существовал только один идеал человека, моего тренера по легкой атлетике. Это был непредсказуемый веселый человек, который, мне казалось, мог найти выход из любой ситуации, даже самой безвыходной. И, глядя в глаза ему, ты словно «подпитывался» какой - то дополнительной энергией, и решение приходило само собой. К сожалению, этого человека больше нет, а порой так не хватает одного - просто «посмотреть ему в глаза». Но жизнь движется вперед, ты учишься, учатся твои ученики вместе с тобой, и так это необычно, когда они смотрят тебе в глаза, будто что - то хотят увидеть в них. Для меня важен и третий путь: путь, который проходит каждый человек на протяжении всей своей жизни, накапливает свой личный опыт, свое видение проблемы, и хочется верить, что ты существуешь в этом мире не просто так, а для какой то цели.
Я лишний раз убеждаюсь в правоте выбора моей профессии. Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах детей, когда ручонки так и тянутся вверх. Невозможно не подпрыгнуть от радости, от ощущения важности тебя и твоего труда. Будь то урок, внеклассное мероприятие, экскурсия - хочется творить, искать изюминку в любом материале, пускай даже самом неинтересном. Корень ученья горек, но зачем учить с горькими и бесполезными силами тому, чему можно научить с улыбкой. Если интересно построить урок, то корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит? Самонадеянно? Но ведь это только попытка.
Для того чтобы «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство: пробудить интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. А когда войдешь в «кураж», то уже не остановится: все хочется и хочется чего - то нового, что порой сама удивляешься, какой получается урок, какое мероприятие. Я считаю, мастерство напрямую связано с его учениками. Когда чувствуешь отдачу от них, на душе радостно и, самое главное, начинаешь думать, чем бы их заинтересовать на следующем уроке, чтобы отдача была ещё больше, был стимул для собственного роста. Талмуд сравнивает учителя с дождевой каплей. Почему? Как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя первейшая цель как учителя - выявить уникальный потенциал каждого ученика. А раскрыть его, ой как трудно. Иногда, чтобы «разглядеть» ученика, чтобы понять, какой он, уходит не один год. Случается, что ученик «раскрывается» в среднем или в старшем звене, и тогда, ты понимаешь, что что-то упущено, что - то не доделано до конца. И вновь раздумья ....
Работа учителя - это постоянное обновление ... круговорот ... это вечный поиск ... и нельзя опускать руки! Профессию учителя можно сравнить с актерским мастерством. Только в отличие от актера, который разучивает роль, репетирует ее подолгу, пытается войти в образ, педагог импровизирует, он каждый день играет свою роль, причем единственную и неповторимую.
Вообще учительская профессия уникальна. Разве мы не спортсмены (и зарядку сделаем, поиграем в игры), разве мы не врачи (и за самочувствием следим, и за осанкой следим), разве мы не продавцы (мы «продаем свой талант» детям), разве мы не музыканты (спляшем и споем на внеклассных мероприятиях, да уроках)? И таких сравнений можно привести много. А главное - то, что мы оставляем на работе свою душу, свой талант, то, что не унесешь домой. Мы - непростые люди, сложные. Мы обладаем многообразными талантами, а это иногда мешает: отсюда и сложности в отношениях с близкими людьми. Мне бы о своем ребенке позаботиться, а я думаю о других детях (долго нет ученицы, болеет, как бы объяснить такой большой материал, чтобы не пропал интерес к предмету, чтобы было все понятно; не пришла Настя в школу, день, другой, а ты думаешь, что же случилось с ней, ведь живет она с пьющими родителями; ушла Даша с недовольным лицом, ничего не слушала на уроке, а скоро контрольная, наверное, что - то случилось). Таких примеров можно много привести. Но, чтобы ни происходило вокруг, учительская профессия благодарная. Я много видела таких примеров, когда с таким уважением и добротой вспоминают своих первых учителей. Буду надеется, что это произойдет и со мной. И обо мне скажут много теплых слов благодарности.
Все мы, учителя, разные по своей натуре. Я - открытой души человек, безотказный, энергичный, наверное, пока молодость позволяет. Наверное, «под стать» мне, и класс мой такой же активный, причем активность их проявляется и на уроках, и во внеклассных мероприятиях, и на переменах.
Я считаю, что учителем может стать не каждый человек, а только тот, кто идет в ногу со временем, только тот, кто умеет прислушиваться к другим, только тот, кто искренно верит в свою профессию: научить, не пройдя мимо чувств детей, воспитать, не затронув душу ребенка.
Впереди огромный путь - путь, длиною в целую жизнь. Хочется верить, что моя профессия, не разочаровав меня сейчас, не разочарует и потом. А для этого надо приложить все усилия. Надо так «прожить» день, чтобы он был насыщен событиями. Не всегда получается, не всегда все складывается так, как хочется, но всегда есть время поразмыслить и подумать ....
|