Submitted by Светлана Владимиорвна Ефимцева on Tue, 27/10/2009 - 20:53
Оргмомент. Сейчас урок чтения.
Проверка домашнего задания.
- Вспомните что такое басня? (Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы)
- Что есть в каждой басне? (мораль)
- Что высмеивается в басне? (пороки)
- Какие пороки? (глупость, зазнайство, грубость, жадность, лицемерие и т.д.)
- Какие средства и приемы используются в басне для создание образов героев? (аллегория и ирония)
- Что такое аллегория? (воплощение человеческих пороков в животных) ирония? (тонкая, скрытая насмешка)
Значит басня это:
короткий рассказ;
герои: люди, животные предметы;
высмеиваются пороки;
мораль.
Работа над новой темой.
- Мы продолжаем работу над баснями. Сегодня я познакомлю вас с басней Ивана Ивановича Хемницера «Друзья».
- Иван Иванович Хемницер годы жизни 1745-1784 – русский баснописец. Он написал много басен , высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и лож. И. И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни он сочинял в стихотворной форме.
Чтение басни учителем.
Проверка первичного восприятия.
- Какие чувства вызвала у вас басня?
Вопросы по содержанию.
- Кто главные герои басни?
- Что произошло с одним из них?
Установка на вторичное чтение.
-Откройте учебник и прочитайте басню еще раз про себя.
- Найдем и прочитаем, какое несчастье случилось однажды с мужиком.
- Как вы думаете зачем мужику надо было проезжать по льду?
- Что такое воз? Как сказать по другому?
- Что стал делать мужик, когда почувствовал, что лед под ним провалился? Найдем и прочитаем как пишет об этом автор. С каким чувством надо читать эти строки? Кто попробует прочитать? Удалось ли передать испуг мужика?
- Как отреагировали мужики. Докажите текстом. Прочитайте эти строки, передавая отношения мужиков к происходящему? Кто попробует?
- Что поясняет нам автор? Что значит слыли?
- Как вы понимаете предложение
А сверх того между собой
Для утверждения их дружбы круговой
Крестами поменялись.
- Что значит поменяться крестами? Что пообещали друг другу мужики? Прочитайте эту часть.
- С какой интонацией мы будем читать эту часть?
- Давайте прочитаем оставшуюся часть басни.
- Сдержали ли свое слово мужики? Что значит «сторонние» «всяк» мужики?
- Давайте рассмотрим иллюстрацию к этой басне в учебнике. Какой момент на ней изображен? Кто помогает мужику? Где же на рисунке изображены его «друзья»? Почему художник их так изобразил?
- Мы знаем, что в каждой басне имеется мораль. Какие слова в этой басне являются моралью?
- Как вы понимаете данную мораль?
- Как нужно читать эту часть? (с иронией)
- Итак, можно ли считать мужиков друзьями? Какая же была главная задумка автора? Что он нам хотел показать?
Работа с пословицами.
- Ребята, у меня на доске написаны пословицы. Прочитайте их.
Без беды друга не узнаешь.
Был бы друг, найдется и досуг.
Друг познается в беде.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Чем похожи все пословицы?
- Подумайте, какие пословицы подходят к этой басне?
Деление басни на части и подготовка к выразительному чтению.
- Прочитайте басню про себя и подумайте из скольких частей она состоит?
- Я подобрала к каждой части строчку. Найдем и прочитаем строчку, которая подходит к первой части.
А должно знать, что все друзьями меж собою слыли.
Ой, батюшки, тону! Ой, помогите!
По счастью мужики сторонние сбежались.
Но к возу между тем никто не подходил.
Найдите строчку подходящую ко второй части. Прочитайте эту часть.
- Как будем читать мораль басни?
- Итак, мы обсудили с каким чувством мы будем читать каждую часть. А теперь попробуем прочитать выразительно всю басню.
Выразительное чтение и взаимооценка.
Подведение итогов.
- Как вы думаете, как автор относится к мужикам? Чему она нас учит?