Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Одним из приоритетных направлений современного образования является воспитание коммуникативно-компетентной личности – личности, умеющей строить свою речь в соответствии с правилами эффективного общения, аргументировано излагать свою точку зрения, успешно использовать выразительные средства языка, способной к системному действию в проблемной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности, умеющей мыслить самостоятельно, творчески перерабатывать изученное, выдавать продукт мышления – оригинальное решение актуальной задачи, по-новому осмысленный материал, вызывающий интерес аудитории.
Развитию коммуникативных способностей, «коммуникативных характерологических качеств личности» [1, с. 144] способствуют диалоговые формы и методы обучения, позволяющие осуществить систематическую подготовку личности к общению. Наиболее важным показателем коммуникативной культуры учащихся является их «диалогическая ориентированность» [1, с. 147], поэтому оптимальным методом формирования коммуникативной компетентности студентов, на наш взгляд, можно считать дебаты.
Наиболее интересными представляются соревнования по дебатам между разными группами, отделениями, курсами. Рамки и форма дебатов носят подчеркнуто учебный характер и соревновательный элемент делают дебаты весьма эффективным приемом риторической подготовки студентов.
По определению И.А. Стернина, дебаты – «публичное обсуждение какой-либо общественно значимой проблемы с формулированием различных точек зрения на нее» [2, с. 218].
Важнейшая особенность дебатов заключается в том, что в их ходе не спорят, а высказывают свою точку зрения, приводя аргументы, выслушивают оппонента, не перебивая, задают оппоненту вопросы только на выяснение его позиции, не вступая с ним в спор.
Как самостоятельный метод обучения дебаты позволяют развить умение вести диалог, освоить стратегии и тактики ведения публичного спора, развить навык выступления перед аудиторией, с использованием приемов привлечения внимания, умения удержать интерес слушателей в течение всего времени, отведенного на выступление. Кроме того, дебаты способствуют развитию навыков аргументации, формируют умение внимательно и целенаправленно слушать собеседника, учат корректно и продуманно задавать вопросы, формулировать краткие и точные ответы на них, вести обсуждение в духе толерантности с соблюдением речевых, этикетных и этических форм. «Участники дебатов учатся находить оптимальную речевую форму для представления аудитории своих идей, практикуются в краткости и точности речи. Дебаты формируют уважительное отношение к оппоненту – лицу, разделяющему противоположную точку зрения» [2, с. 219].
Одним из ключевых моментов подготовки дебатов является выбор и формулирование темы. Для достижения наибольшего обучающего эффекта формулировка темы дебатов должна подразумевать два противоположных ответа, а значит, и позиции, которые имеют равные по весу аргументы. Подобный методический прием позволяет сформировать умение «видеть» тезис выступления, что является основой логичности и четкой структурированности речи. На начальном этапе формирования умения вести обсуждение дискуссионных вопросов тема дебатов может содержать две четко заданные взаимоисключающие позиции (например, «Заимствования – за и против»). В процессе совершенствования навыков публичного обсуждения спорных проблем, тема может быть сформулирована, более обобщено (например, «Надо ли бороться с жаргонизацией русского языка»).
Как специально организованная форма обучения дебаты включают три основных этапа: первый – этап подготовки к дебатам, второй – этап публичного обсуждения дискуссионного вопроса, третий – этап анализа и самоанализа.
Первый этап – этап подготовки к публичному выступлению, определяет дебаты как самостоятельную познавательную структуру и включает в себя следующие компоненты: анализ вопроса, осмысление проблемы и обобщение, выделение тезиса выступления, поиск аргументов.
При анализе вопроса, вынесенного на обсуждение, студенты прорабатывают широкий круг литературы по рассматриваемой проблеме, что позволяет увидеть ее в целом и определить существующие в современной науке мнения по данному вопросу (например, при подготовке к дебатам «Заимствования – за и против» студентам необходимо изучить теоретические основы вопроса, познакомиться с мнениями современных лингвистов по данной проблеме).
В процессе осмысления и обобщения проблемы студенты систематизируют и реферируют полученную информацию и определяют собственную позицию по рассматриваемой проблеме (например, для участия в дебатах «Нелитературная лексика в жизни и на сцене» необходимо проанализировать аргументы, выдвигаемые сторонниками активного пополнения русского языка нелитературной лексикой и аргументы сторонников чистоты русского языка, соотнести полученную информацию с личным языковым и жизненным опытом, занять определенную позицию).
Выделение главного тезиса выступления, т.е. утверждения или отрицания, выражающего основную мысль высказыывания – наиболее важный и трудный момент подготовительного этапа. Тезис должен соответствовать теме, быть четко сформулированным, кратким, понятным слушателям, и удобным для защиты: участники должны быть уверены, что у них наберется достаточно аргументов в его защиту (например, тезисами выступления на тему «Нелитературная лексика в жизни и на сцене», могут стать следующие утверждения: «Нелитературная лексика есть признак бескультурья и невоспитанности», «Нелитературная лексика есть эффективное средство выражения экспрессии и создания художественного образа», «Нелитературная лексика не должна употребляться только в художественных произведениях»).
Поиск аргументов в защиту тезиса является достаточно сложным компонентов подготовительного этапа, так как предусматривает индивидуальную работу студентов. Эта деятельность связана с такими мыслительными операциями, как осознание и формулирование целей, задач, выделение главного и второстепенного, установление системных связей между понятиями и другими составляющими предмета речи.
Подготовительная работа способствуют формированию у студентов научного мировоззрения, высокой духовной культуры, развитию творческих способностей, приобретению новых умений и навыков самообразования.
Второй этап – этап публичного обсуждения дискуссионной проблемы, является результатом и следствием кропотливой самостоятельной работы студентов в процессе подготовки к дебатам.
Для организации данного этапа формируется три творческие группы: первая - утверждающая сторона, вторая - отрицающая сторона, третья группа – судьи. (Ими могут быть учителя, приглашенные специалисты или учащиеся).
Представители утверждающей или отрицающей стороны, которые выступают первыми, заявляют о позиции всей команды. Следующие участники излагают аргументы в поддержку озвученной позиции и отвечают на вопросы команды оппонентов и зрителей. В конце дебатов судьи оглашают победителя спора – группу, выступления которой оказались наиболее убедительными, информативными, четко организованными, законченными, грамотными, доступными для понимания.
Требования к речи выступающих, критерии ее оценки известны заранее. Они следующие:
- Четкость выделения главного тезиса;
- Обоснованность позиции;
- Использованные аргументы и факты:
- виды аргументов,
- сила аргументов,
- выдержанность структуры доказательства;
· Ясна ли структура, тщательно ли она проработана;
· Ясны ли основные положения;
· Целесообразны ли переходы от одной мысли к другой;
· Уместны ли используемые цитаты, примеры;
· Правильность речи;
· Чистота речи;
· Целесообразность речи;
· Ясность и понятность речи;
· Богатство и выразительность речи.
Третий этап – этап анализа и самоанализа предполагает совместную работу преподавателя и студента по выявлению достоинств и недостатков выступления, основных «составляющих» эффективного общения, рассмотрение причин коммуникативных неудач, выделению наиболее успешных приемов ведения публичного обсуждения дискуссионных проблем.
Участие в дебатах оказывает серьезное влияние на формирование коммуникативной культуры студента. Дебаты позволяют сформировать такие личностные качества как уважение прав и достоинств человека, терпимость, справедливость, открытость, честность, настойчивость. Развивают умение аргументировать свою точку зрения, умение противостоять убедительным аргументам, умение убеждать, возражать, вызывать доверие, располагать к себе, то есть все те качества, которые в конечном итоге и определяют успех или неуспех общения. Дебаты способствуют развитию уважения к иному мнению, которое позволяет будущим специалистам сознательно конструировать посредством языковых единиц свои взаимоотношения с разными коммуникативными партнерами.
Таким образом, данный метод позволяет работать над формированием самостоятельной и ответственной личности, способной к осмыслению своих экспрессивных проявлений, к их критической оценке; личности, способной иметь свои суждения и умеющей отстоять их, что является важным компонентом формирования коммуникативной компетентности и профессионально–значимых качеств будущего учителя.
Литература
1. Барахович И.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя как психолого-педагогическая проблема. // Речевое общение: Специализированный вестник. / Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 2(10). – Красноярск, 2000.
Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2003.
|