v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}
Формирование критического мышления на уроках географии средствами ИКТ
Кузнецова Е.В., учитель географии МОУ СОШ №36, г.Владимира
Формирование личностных образовательных траекторий развития учащихся невозможно без включения в образовательный процесс элементов развивающего обучения. Среди различных приемов, есть такие, которые позволяют учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с различными источниками информации, в том числе и ИКТ. В рамках концепции модернизации российского образования, где одними из основных направлений названы деятельностный подход и непрерывность самообразования, включение заданий на развитие критического мышления, формирование умений самостоятельно оценивать предложенную информацию является важным элементом образовательного процесса. Ценным в данном подходе является и то, что каждый отдельный ребенок возьмет из предложенного материала ровно столько, сколько позволяют его интеллектуальные способности и потребности. А также и то, что ученик заведомо не может быть пассивным в предложенной ситуации.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего «личностного», которое рождается в процессе обучения.
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):
- «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала;
- «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
- «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Одним из вариантов формирования критического мышления является использование обучающих компьютерных дисков и учебных пособий, направленных на реализацию поставленной задачи. Например, созданных при помощи программы Froont Page (SharePointDesigner2007). Эта программа позволяет учителю самостоятельно отбирать учебный материал и задания в соответствии со своим видением учебного процесса, что не всегда доступно при использовании готовых электронных учебных пособий. Материал оформляется в виде веб-страниц со ссылками и возможностью быстрого возврата на нужную страницу. Это позволяет не только использовать различные приложения для размещения дополнительного, справочного, проверочного материала и при этом отделить его от основного учебного текста, но и способствует обучению учащихся работе в internet - среде. Программа позволяет работать непосредственно с привлечением ресурсов internet, различными видами изображений и текстов, преобразовывать их, а также размещать материалы на сайтах. Интерфейс программы похож на Microsoft Word, что также облегчает работу.
В программе Froont Page(SharePointDesigner2007) создают учебные пособия в различных областях знаний, в том числе и в географии при реализации технологии обучения критическому мышлению через чтение и письмо. Так, например, в 8 классе при изучении ПК Урала можно использовать учебное пособие, созданное во Froont Page и с использованием приемов данной технологии. Материал представлен в виде блока. При подобном подходе остается время для отработки практических умений работы с картой, творческой самостоятельной работы учащихся, контроля знаний, что в жестких рамках постоянной нехватки времени, отведенного для изучения темы очень существенный плюс.
Работа начинается с главной страницы (index). Здесь учащиеся знакомятся с «Приветствием», из которого узнают подробную инструкцию и структуру учебного пособия, которое состоит также из "Основного содержания", "Словаря" и "Приложения". Это этап вызова по технологии обучения критическому мышлению. На стадии вызова из памяти учеников «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом объекте, предмете или явлении. Для этого детям предлагается выполнить задания до чтения текста.
|
Урал - это горная страна.
А что ты знаешь о горах?
Вспомни и запиши в тетрадь пять ключевых слов или словосочетаний, которые характеризуют это понятие.
|
На этапе осмысления учащийся вступает в контакт с новой информацией, происходит её систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Для этого ученику предлагается выполнить задания в процессе чтения текста и работы над ним.
|
1.Если ты вспомнишь еще какие-нибудь слова или словосочетания, которые относятся к понятию "горная страна" - дополни список.
2. Начерти таблицу в тетради и заполняй ее по ходу работы над текстом.
Она поможет тебе лучше усвоить материал и задать вопросы, ответы на которые ты здесь не нашел.
|
На стадии рефлексии (размышления) учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Анализ собственных мыслительных операций на данном этапе осуществляется посредством выполнения заданий для самоконтроля. Это вопросы и задания трех уровней сложности в виде теста и обычных вопросов. Причем в блоке самоконтроля есть ответы, по которым ученик сможет проверить себя.
Таким образом, при выполнении работы ребенок выполняет различные по форме, содержанию и целям задания, отвечающие основным требованиям технологии критического мышления.
Итоговым заданием является сводная таблица, которая и может быть оценена учителем.
|
Заполни в тетради таблицу.
Разнообразие природы Урала
План
|
Пай - Хой
|
Полярный Урал
|
Приполярный Урал
|
Средний
Урал
|
Южный
Урал
|
Средние и максимальные высоты
|
|
|
|
|
|
Высотная поясность и растительность
|
|
|
|
|
|
Природные ресурсы
|
|
|
|
|
|
Природные уникумы
|
|
|
|
|
|
Различия в природе Предуралья и Зауралья
|
|
|
|
|
|
|
Основной текстовый материал соответствует учебнику. Но в отличие от него снабжен большим дополнительным материалом, который собран в «Словаре» и «Приложении». Попасть туда можно по ссылкам в основном тексте. Например,
АМЕТИСТ, минерал, прозрачная фиолетовая разновидность кварца. Окраска часто неравномерная. Крупные, красиво окрашенные кристаллы аметиста — драгоценные камни. Налажено производство синтетических аметистов.
В пособии собран картографический материал, схемы, фотографии, в том числе взятые и из учебника.
Так как задачей данного пособия является обучение ребенка критическому чтению текста, поэтому некоторое дублирование учебника оправдано. При повторении и дальнейшей подготовке ученик сможет по-новому, более осмысленно прочитать в учебнике знакомый текст.
В работе были использованы материалы с сайтов:
http://vio.fio.ru/vio_49/cd_site/Articles/art_3_1.htm,
http://thl.narod.ru/3/ttt.htm,
http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
|